Загадочные письмена тимбукту. Тема урока: "Загадочные письмена". Урок истории письменности Странные письмена

Тимбукту (Республика Мали), расцветший после того, как великий правитель Манса Мусса в XIV веке воздвиг здесь свой дворец, был настоящей загадкой для Европейцев вплоть до XIX века. Опасаясь проникновения и завоевания процветающего города, к которому сходилось множество караванных путей, мусульманские торговцы всяческими путями (даже убийствами) старались не допустить в Тимбукту европейских путешественников. Кроме соли, пряностей и других предметов торговли в город стекались ученые мужи из Мекки и Каира.

Таинственные письмена и великие книги, оставшиеся с тех времен — интрига, занимающая пытливые умы по сей день.

(Всего 19 фото)

Спонсор поста: Не придумали чем порадовать любимую бухгалтерию на Новый год? - Уничтожитель документов Gladwork HW 502 С ! Пусть они будут хотя бы чуть-чуть спокойнее.

1. Одно из сокровищ, найденных среди тысяч древних рукописей – схематическое изображение Мечети Пророка в Медине, которая для мусульман является второй по значимости (после Запретной мечети).

2. Смерть одного из членов в известной семье собирает множество людей, желающих с ним проститься. Толпа состоит из членов трех главных этнических групп Тимбукту: сонгай, туареги и арабы. Каждая из этих групп за время длинной истории города успела оказаться в Тимбукту у власти.

3. После разрушения крыши дождями, Имам Чэфи осматривает рукописи своей семьи, которым более чем 400 лет. Множество семей Тимбукту получает помощь, для сохранности их библиотек, покрывающую такие расходы, как ремонт крыши.

4. Во время расцвета в Тимбукту проживало около 50 000 жителей, улицы переполнялись с прибывающими караванами верблюдов, простиравшимися на мили. Сейчас численность населения в городе находится на том же уровне, но караваны стали редким явлением.

5. С использованием колючек, срезанных с пустынных кустарников, в качестве перьев, Бубакар Сэдек (мужчина в белом) преподает чистописание на крыше своей мастерской. Писцы, копирующие тексты, принесенные торговцами и учеными, когда-то процветали в Тимбукту.

6. Абдель Кадер Хэйдэра – исламский ученый. На фото он сортирует по чемоданам незакаталогизированные рукописи. Это всего небольшая часть из найденных его семьей 22 тыс. манускриптов. Хэйдэра основал организацию, которая помогает другим семьям из Тимбукту сохранить свои коллекции рукописей.

7. На фото (в центре) – рукопись из небольшой семейной библиотеки, содержащая тексты с астрологическими схемами. По скромным подсчетам, в библиотеках Тимбукту содержится более 100 тыс. рукописей, и эксперты полагают, что множество тысяч манускриптов до сих пор не изучены.

8. Работники Библиотеки Мамма Хэйдэра, которая является самой большой частной коллекцией манускриптов в городе, восстанавливают обветшалые страницы рукописей, используя бумагу, изготовленную по старинным технологиям и соответствующую оригиналу. Тексты переводятся в цифровую форму, а затем запечатываются в антикоррозионные камеры.

9. На фото: иллюстрация, изображающая сандалии Пророка из редкого манускрипта туарегов (XVII век). За историю Тимбукту множество томов редких рукописей были проданы на черном рынке и вывезены из Мали.

10. Исмаэль Диадье Аидара — историк и философ из Тимбукту совершает путешествия и отдых по реке Нигер. Его мавританские предки бежали из Андалусии, когда Испания отвоевала большую ее часть. История массового бегства мавров и прибытия в их в Мали содержится в хрониках «Тарих ал-Фатташ» (Tarikh al-fattash) — истории Империи Мали, являющейся одной из самых значительных древних рукописей Тимбукту.

11. Мечеть Санкоре - одна из трех исторических мечетей, которые в XV-XVI веке контролировали работу системы частных академий, управляемых Исламскими учеными.

12. На фото: солдаты во время празднования Дня независимости Мали 22 сентября. Это один из редких поводов для веселья военнослужащих Тимбукту. Им постоянно приходится быть в напряжении из-за групп, связанных с Аль-Каидой, которые держат заложников в пустыне и наносят вред торговле и туризму в Тимбукту.

13. Футбол очень популярен среди детей города. Днем они гоняют мяч на улицах Тимбукту, а вечером состязаются в настольном футболе. Не смотря на то, что между основными этническими группами города (сонгай, туареги и арабы) иногда вспыхивают напряженные отношения, их дети играют вместе и без проблем и говорят на всех трех языках, которые изучают во время игр в футбол.

14. Туфли на высоком каблуке и высокие мечты стали модными среди девочек-подростков в единственной средней школе Тимбукту. Жизненный рост девушек, которому способствует их ученость, помогает усилиям Мали сократить огромный уровень необразованности в стране, который составляет около 74%.

15. На фото: мальчики из религиозной школы, изучающие Коран на рассвете. Их учитель говорит, повторяя слова, звучащие из уст ученый мужей на протяжении столетий: «Чтение, письмо и Коран – вот что важно».

16. Механик ремонтирует грузовую машину, используемую для перевоза солевых плит из шахт, находящихся в глубине пустыни Сахара. Караваны верблюдов тоже курсируют по этому маршруту, но грузовики способны перевезти больше и совершают 900-мильное путешествие за солью и обратно всего за 10 дней, а не за 45, как верблюды.


17. Наблюдая за гиппопотамами, докеры купаются рядом с лодкой в реке , протекающей примерно в шести милях к югу от Тимбукту. Когда-то по реке в Тимбукту поставляли рабов и золото, а сейчас по ней в город поставляются пища, дизельное топливо и туристы.

Поклонникам исторических тайн известно множество письмен, до сих пор не разгаданных лучшими дешифровщиками, от раскрученного кинематографом «Кода да Винчи», никогда не существовавшего в действительности, до Манускрипта Войнича и загадочных надписей на Фестском диске. Справедливости ради, стоит отметить: многие из таких письмен не столь разрекламированы, как перечисленные выше, – хотя странные обстоятельства их обнаружения вполне достойны того, чтобы быть увековеченными в литературе и кино.

Тайна «Тамам Шуд»

Клочок бумаги с надписью «Tamam Shud» был найден кармане брюк неизвестного мертвеца

В самом конце 1948 года на пляже Сомертон, что в Аделаиде (Австралия), было обнаружено мертвое тело хорошо одетого мужчины средних лет. Достоверно установить причину смерти человека, чью личность выяснить так и не удалось, не получилось ни в те дни, ни полувеком позже, когда соответствующую попытку вновь предприняли австралийские криминалисты.

Как бы то ни было, не менее таинственным, чем мертвый аноним, оказался клочок бумаги, найденный в потайном кармане его костюма. Надпись на клочке гласила: Tamam Shud. Сыщикам удалось установить, что обрывок бумажного листа некогда был составной частью довольно редкого издания книги «Рубайат» Омара Хайяма. Вскоре нашли и обладателя раритета. Мужчина пояснил: саму книгу он нашел на заднем сиденье своего автомобиля – как впоследствии установили, за сутки до обнаружения на пляже Сомертон мертвеца.

На задней обложке «Рубайат» наличествовали некие непонятные письмена, начертанные от руки. Разгадать их не удалось ни лучшим дешифровщикам послевоенной поры, ни современным специалистам в области криптографии. Делались многочисленные предположения, что загадочный мертвец был де при жизни шпионом, работавшим на неустановленное государство. Впрочем, это всего лишь одна из версий, не хуже и не лучше других.

Интересно отметить, что слова Tamam Shud означают «конец», «финал», а сама австралийская история, как правило, бытует в прессе под названием «Дело Таман Шуд». До поры до времени и это было загадкой: как TamaM превратился в TamaN. Что ж, по крайней мере, у данного обстоятельства есть забавная разгадка: первый журналист, допущенный спецслужбами до информации о таинственном мертвеце, написал статью со слов австралийского контрразведчика, не видя клочка бумаги. Многие репортеры, не заглянув в справочную литературу, списали эту историю у коллеги, лишь расцветив ее ужасными подробностями − всяк на свой лад.

«Золото Маккены» ищут до сих пор

Постер к фильму «Золото Маккены». Сказка ложь, да в ней намек

Мало кто знает, что знаменитый фильм «Золото Маккены» − сказка из разряда тех, в которых есть намек. Речь идет о крупнейшем за всю американскую историю, до сих пор не найденном сокровище – сотнях, если не тысячах килограммов золота, серебра и драгоценностей, спрятанных в потаенных местах округа Бедфорд, штат Виргиния. О количестве и приблизительном месте захоронения несметных богатств, некогда принадлежавших индейцам, поисковики знают из криптограмм Бейла, дешифровать который удалось пока только на треть.

Если верить официальной версии, то составил этот загадочный список некий таинственный человек по имени Томас Джефферсон Бейл: он якобы «унаследовал» неясным образом сокровищницу местного индейского племени, перепрятал оную, а в 1818 году написал зашифрованную памятку для собственных потомков – но их, увы, у него не оказалось.

В этом деле загадочны не только цифры трех зашифрованных текстов, но и тот факт, что ключом к расшифровке одного из них стала Декларация о независимости, автором которой является тезка «наследника» индейских сокровищ. В официальной версии о загадочном мистере Бейле много нестыковок: непонятно, например, каким образом этот якобы профессиональный искатель приключений, портрет которого не дошел до наших дней, не только в одиночку «унаследовал» несметные богатства, но и, не прибегая к чьей-либо помощи, смог, никому не попадаясь на глаза, перевезти и перепрятать их.

Существует конспирологическая версия, согласно которой в действительности имела место секретная правительственная операция по изъятию у индейцев их национального достояния. Операция, к которой имели отношение создатели Декларации независимости. Если это так, то приходится признать, что 1818-й, официально признанный годом создания загадочных криптограмм, сфальсифицирован, ибо Декларация независимости США была принята в 1776 году. Две трети криптограмм Бейла до сих пор не поддаются дешифровке – это обстоятельство тоже следует признать странным, с учетом того что известен ключ. Что ж, поклонники теории заговора утверждают, будто загадочные цифры, которые кочуют из одного журнала в другой, давным-давно сфальсифицированы «тайными правителями Америки», которые располагают оригинальным и на самом деле давно расшифрованным первоисточником. В эту версию не верят многочисленные кладоискатели, до сих пор охотящиеся в Бедфорде за «золотом Маккены». И тут есть еще одна тайна XXI века: только за 2012-2014 годы из 32 кладоискателей, подавших официальные заявки на раскопки, бесследно пропали одиннадцать. Поиски их ни к чему не привели.

До святого Грааля – рукой подать

Мраморный монумент в Шугборо, созданный по мотивам картины французского художника Никола Пуссена

Есть в центральной части Англии, в Стаффордшире, а точнее на территории находящейся там усадьбы Шугборо, знаменитый мраморный монумент, созданный в XVIII веке и изображающий, как полагают, пастухов. Знаменит он тем, что был создан по мотивам картины французского художника Никола Пуссена (1594-1665 годы), бывшего гроссмейстером таинственного ордена Приората Сиона, и принадлежал легендарному британскому адмиралу Джорджу Ансону, который, вместе с его братьями, также был членом ордена Приората Сиона. Его многие историки считают наследником уничтоженного в Средневековье ордена тамплиеров.

Как бы то ни было, монумент с «аркадскими пастухами» находился под защитой государства еще с XIX века, а с начала XX столетия стал одной из достопримечательностей Стаффордшира, охотно посещаемых туристами. Поколения гидов посвящали зачарованных зевак в мельчайшие подробности здешних преданий, но лишь в наши дни один из туристов обратил внимание на загадочные письмена, украшающие этот артефакт.

Ровно 10 лет тому назад нынешний владелец усадьбы, Ричард Кемп, призвал как профессиональных криптографов-аналитиков, так и любителей кроссвордов разгадать смысл тайных письмен, включая загадочную аббревиатуру D.O.U.O.S.V.A.V.V.M. За истекшее десятилетие в усадьбе Шугборо поработали не только представители нескольких западных спецслужб, но и настоящие легенды жанра дешифровки, например, супруги Оливер и Шейна Лоун, в годы Второй мировой войны успешно взламывавшие самые трудные коды, используемые нацистской разведкой. Но, увы, «код Шугборо» не удалось взломать никому. Если точнее, супруги Лоун вроде бы расшифровали запись, но каждый по-своему и с прямо противоположным смыслом. А сошлись они в одном: видимо, письмена на монументе созданы последователями тамплиеров, которые скрыли в них ключ к месту нахождения святого Грааля, понимая под таковым мифическую чашу, в которую Иосиф Аримафейский собирал кровь распятого Христа.

Если это так, то до легендарного артефакта – рукой подать. Вот только ни сотрудники спецслужб, занимавшиеся здесь дешифровкой, ни супруги Лоун не указывают точное направление поисков. Каждый видит в этих загадочных надписях что-то свое. В общем, одни догадки – не более того…

Что ж, как видит читатель, в каждом из трех вышеупомянутых артефактов есть не только тайна, но и сюжет, достойный нового исторического триллера в стиле «Кода да Винчи».

Виктор СИНОБИН

Некоторые из китайских хроник, которых не коснулась правка фальсификаторов, свидетельствуют о том, что в древние времена к северу от Китая располагалась высокоразвитая цивилизация "белых богов", обогнавших в своем развитии все другие народы. Именно благодаря контактам с представителями этой цивилизации, чье существование тщательно скрывается фальсификаторами истории, китайская цивилизация поражала другие народы многими "инновациями", изобретение которых ныне приписывают самим китайцам.

Однако, кроме упоминаний летописей у ученых ничего не было, что могло бы подтвердить существование летописной цивилизации "белых богов". Но вот, не так давно - в 2013 году ученым все же стали известны результаты экспертизы необычных древних сосудов, обнаруженных в провинции Хэнань еще в 1960 году. Оказалось, что обнаруженные в месте, которое считается колыбелью китайской культуры, чаши, амфоры, кувшины украшены древними письменами, которые не имеют никакого отношения к китайским иероглифам.

Долгое время ученые не могли определит к какой культуре принадлежат все эти древние сосуды. Наконец, через 50 лет им удалось расшифровать таинственные знаки этой письменности. И когда специалисты получили первый результат, он буквально поверг их в шок. Оказалось что все эти знаки полностью совпадают с древнерусской руницей - одной из письменностей, существовавших задолго до прихода на Русь Кирилла и Мефодия. Характерно, что точно такие же знаки и письмена были обнаружены ранее на керамике трипольской культуры.

Так может быть эти "белые боги", о которых упоминают китайские летописи, были предками русов? Но что они делали так далеко от Восточной Европы? Легенды говорят, что многие тысячелетия существовало в Сибири государство древних ведических русов и ариев - Великая Тартария. И родным языком, живших на ее территории светлоглазых и светловолосых богатырей был именно русский язык. И, скорее всего, выходцами из этой страны ее язык и письменность были принесены и в Восточную Европу, но задолго до появления там финно-угорских народов.

Не зря "Сказание о Словене и Русе" относит нас к 2409 году до н.э. когда эти древние скифские роды отправились искать новых мест обитания вдали от родных черномрских берегов. Через 14 лет этими родами Словена и Руса были заложены города Словенск и Руса возле озера Ильмень. Получается, что и Древнюю Тартарию, и север Китая, и территории Причерноморья и Приильменья в далекой древности населяли родственные славяно-арийские и древнерусские племена и роды, говорившие на русском языке и использующие древнерусскую руницу.

Вот, что по этому поводу говорит академик РАЕН А.Тюняев: "Можно судить только по археологическим данным, потому что туда, в глубину неолита, «не достает» никакая письменная история, ни былины, ничего. Все неолитические изделия имеют одинаковый «цивилизационный» подход... На китайской керамике, на той, которая найдена на территории северных земель, буквы обнаружены во множественном числе и все они абсолютно идентичны буквам, которые найдены на керамике южнорусских территорий, там, где находилось Триполье и еще ряд культур. Даже китайские историки говорят, что письменность в Китай пришла с русских территорий".

Обнаружение древних сосудов с древнерусской руницей на территории северного Китая вызвало множество споров по всему миру. Чего только не пытались придумать фальсификаторы для объяснения этих артефактов, пока там же - в северном Китае не были обнаружены множество мумий в Таримской котловине, которые принадлежали высоким светловолосым людям. Генетические исследования, проведенные американскими учеными, показали что генетика людей этой культуры аналогична генетике русских людей средней полосы и европейского Севера России.

Академик РАЕН А.Тюняев прокомментировал все это следующим образом: "Сделали генетические исследования этих мумий, и эти генетические исследования показали, что у них, этих мумий, генетика абсолютно такая, как у современного населения Вологодской, Тверской, Московской областей России. То есть одни и те же гены... Когда американские генетики сделали генетическую экспертизу и увидели, что это обычные русские, то китайцы выгнали американских генетиков, засыпали все свои раскопки, и с тех пор на исследование этих мумий наложен запрет, они больше не изучаются".

Еще бы, ведь эти находки полностью опровергают версию русофобов о захвате (завоевании) русскими сибирских земель. Тем не менее, даже известные карты Ремизова доказывают, что русское население проживало в Сибири в многочисленных городах задолго до прихода Ермака, и Сибирь отнюдь не была "пустынной и безлюдной" территорией, как это представили одни из фальсификаторов русской истории - нанятые Романовыми немецкие историки - Миллер, Байер и Шлецер. На территории Сибири долгое время существовала Великая Тартария, населенная сибирскими ведическими русами, которых после присоединения Сибири к Российской империи, царские власти начали называть "татарами", несмотря на их явно не тюркскую и не монголоидную внешность и русский язык.

Вполне очевидно, что Романовы, выполняли приказ Ватикана по фальсификации древнерусской истории и даже фамилией своей подчеркивали, что находятся на службе у Ватикана - гланого центра фальсификации истории. По этой же причине по указу Романовых были собраны, якобы для их переписи, а затем сожжены родовые книги русских людей. И вовсе не случайно, Романовы жестоко уничтожали ведических русов на всей территории своей империи.

Таким образом, вместо настоящей хронологии русского народа мы сейчас имеем сборники фантастических произведений ватиканских историков, рассказывающих о мифических "монголо-татарах", а также о "дикости и нецивилизованности" русских племен, вплоть до прихода варягов, а затем и византийских монахов. Но сфальсифицирована не только история древних русов, но и история т.н. "цивилизованной" Европы, перед которой преклоняются прозападные лизоблюды.

Почти каждый на нашей планете знает о гигантских статуях острова Пасхи. Но мало кто знает о найденных на острове дощечках с древней письменностью ронгоронго….

Деревянные дощечки с древней письменностью обнаружил в 1864г. миссионер Эжен Эйро. В советские времена Эжена Эйро беспочвенно обвиняли в том, что именно он сжег большую часть найденных дощечек. Кто первым запустил эту утку, установить уже невозможно, он миссионер ничего не сжигал. Когда Эжен попал на остров, на нем шла междоусобная война. Большая часть драгоценных дощечек с письменами просто сгорела в огнях пожаров.

Пришедшие вслед Эжену Эйро миссионеры, смогли найти только пять дощечек. И даже самые старейшие жители острова, не смогли объяснить им смысл хотя бы одного знака.

В 1915г. находившимся на острове членам английской экспедиции кто-то сообщил, что в одной из деревень живет старик, который владеет письменностью ронгоронго. Руководившая экспедицией Кэтрин Скорсби Раутледж немедленно отправилась к старику. Только из уважения к гостье, старик написал несколько знаков, но посвятить чужеземку в тайну письменности ронгоронго отказался наотрез, мотивируя отказ тем, что предки могут покарать любого, кто раскроет бледнолицым секрет письменности.


Через две недели после посещения Кэтрин Раутледж, старик умер. Никто из местного населения не сомневался, что его смерть была местью мертвых маори….

В настоящее время в различных музеях мира сохранилось всего 25 дощечек и несколько каменных фигурок, испещренных теми же таинственными знаками. Текст на дощечках начинается в нижнем левом углу, и продолжается слева направо. Когда дощечка заканчивалась, резчик ее переворачивал вверх ногами и продолжал дальше, нанося крылатых людей, странных двуногих существ, вплетая лодки, лягушек, ящериц, черепах, звезды и замысловатые спирали.

На хранящихся в музеях табличках изображено, в общей сложности, 14 тысяч иероглифов. Около сорока лет назад они были опубликованы немецким этнографом Томасом Бартелем.

В попытке изучить письменность кохау ронгоронго, американский ученый Стивен Фишер овладел гавайским, самоанским и майорийским языками, собрал всю документацию, которая касалась ронгоронго, описания традиций, ритуалов и верований жителей Рапа-Нуи (острова Пасхи). В течение шести лет он встречался со всеми специалистами в области ронгоронго и знакомился с подлинниками табличек. Странно, но две, хранящиеся в вашингтонском Смитсоновском институте, ему не показали….

Результатом кропотливой, многолетней работы Фишера явилась самая исчерпывающая монография о кохау ронгоронго, опубликованная в 1997г.

Основой для работы стал Сантьягский жезл. Он представляет собой деревянное подобие скипетра длинной 126 и толщиной 6,5см. На жезле вырезано 2300 иероглифов. В свое время его в 1870г. купили офицеры ВМФ Чили. Ранее жезл принадлежал одному из вождей острова. А в настоящее время скипетр находится в Музее естественной истории города Сантьяго.

В России дешифровкой письменности ронгоронго занималась Ирина Константиновна Федорова, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела Австралии, Океании и Индонезии МАЭ РАН. Докторскую диссертацию она защитила по теме «Остров Пасхи. Очерки культуры XIX-XX веков».

В 2001г. вышла в свет ее книга «Говорящие дощечки» с острова Пасхи, в которой есть дешифровка, чтение и перевод всех сохранившихся в мире текстов с острова Пасхи. Включая каталог знаков и перевод этих знаков. Федорова также выяснила, что это не язык пасхальцев, а другой, более древний. И пасхальцы понять его просто не могут….

Подпишитесь на нас

ХОД УРОКА

I . Проверка готовности учащихся

Цель: сконцентрировать внимание, возможности учащихся для активного включения в предстоящую учебно-воспитательную деятельность.

II. Актуализация опорных знаний

Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала, актуализировать ранее усвоенные знания.

Учебная задача: создание проблемной ситуации.

Назначение ребуса в названии темы – прогнозирование названия раздела, мобилизация внимания детей, создание эмоционального настроя, располагающего к работе.

На доске:

И 100 ‘3 Я письменности

Учитель: Разгадайте ребус. («История письменности».)

Учитель: О чём же пойдет речь?

Дети: О возникновении письменности.

Учитель: Мы с вами побывали в Красноярском Краеведческом музее, на уроках ИЗО вы разговаривали о том, какие ещё бывают музеи и рисовали экспозицию своего собственного.

(Учитель обращает внимание детей на выставку рисунков.)

Учитель: А сегодня я предлагаю совершить путешествие в музей Истории письменности…Я буду экскурсоводом, а вы – моими ассистентами. Наше путешествие рассчитано на 3 экскурсии. В пути нам необходимо вести «Путевой дневник» (ПД.). В него мы будем заносить наиболее важные открытия.

Учитель: По ходу путешествия мы будем составлять план, который поможет запомнить, связно и последовательно передать полученную информацию, а также отмечать на колодце времени основные этапы возникновения и развития письменности.

Учитель: Люди знают, кто придумал электродвигатель и антибиотики, конституцию и компьютер. Но эти изменения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имен мы никогда не узнаем, не изобрел письменность. Времена, когда не существовало письменности, так и называют – доисторическими. Первые шаги на пути создания письма были сделаны человечеством 20–30 тысяч назад.

(На доске табличка «20–30 тыс.лет назад».)

Учитель: Запишите дату в своем «Путевом дневнике»…

Учитель: Можете ли вы представить современную жизнь без книг или газет? (Высказывания детей.).

Обобщение: Они стали настолько обыденным делом, что кажется, что существовали вечно.

Учитель: Как развивалось бы человечество, если бы ему пришлось передавать всю информацию только устным способом? (Высказывания детей.)

Учитель: Знаний накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти и устно передавать друг другу.

Вывод: Речь не могла служить единственным средством общения.

Учитель: Так почему возникла необходимость появления письменности?

Дети: Для сохранения информации.

Вывод: Наилучший способ сохранения информации и передачи исторических знаний – это письменность. Поэтому такую ценность для ученых имеют письменные источники.

Учитель: Какие письменные источники вы знаете?

Дети: Хроники, грамоты, договоры, указы, дневники, летописи.

Обобщение: Письменные памятники – это все типы записей, сделанные на различных материалах: камне, глине, дереве, берёсте или бумаге.
Учитель: Путь к появлению письменности был долгим. Человек той ранней эпохи шел на ощупь к открытию письма.

III. Изложение нового материала, восприятие и понимание его учениками

Цель: проследить историю возникновения письменности, её поэтапное развитие; формирование новых понятий.

Задачи:

  • организовать изучение нового материала, максимально активизируя класс, заинтересовать детей;
  • донести до учеников мысль, что возникновение письменности – долгий и сложный путь, «Загадочные письмена» – своеобразный исторический источник, который свидетельствует о культуре письма.

Учитель: Мы в зале № 1. Он называется «Загадочные письмена».

(На доске табличка «Загадочные письмена».)

Учитель: Наша цель: проследить историю возникновения письменности, её поэтапное развитие.

Учитель: Давным-давно люди начали использовать фигурки животных или просто предметы (палочки, камни.) для записи и учета скота, т.е. открыли предметное письмо.

(На доске табличка «Предметное письмо».)

Учитель: Запишите в своем «Путевом дневнике»…

Учитель: У древних людей существовали простые способы записывать события или передавать известия. Если племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копьё или стрелу. А если речь шла о мире, посылали табак и трубку в придачу или зеленую ветку.

(На доске табличка «Предметы».)

Учитель: Запишите в своем «Путевом дневнике»…

Ученик-ассистент: Древнегреческий историк Геродот рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I вел против кочевников-скифов войну, которая «затягивалась и конца ей не было видно», скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел.

(По ходу рассказа достает предметы из корзины.)

– Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров…

Ученик-ассистент: Как бы вы разгадали смысл послания? (Высказывания детей.)

Ученик- ассистент: Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица, быстрая как конь, – знак бегства, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов.

Обобщение: Дары скифов были своеобразным способом передачи информации.

(Колодец времени – фишка .)

Учитель: Как ученые называют такой способ передачи информации?

Дети: Предметным письмом.

Учитель: Когда-то с него и началась история письменности. Удобен ли был такой способ письма? Почему?

Дети: Понять письмо можно было по-разному.

Учитель: А сейчас посмотрим другую экспозицию…

Учитель: Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации, как вампумы и кипу.

(На доске прикрепляются таблички с названиями, дети записывают в ПД.)

Учитель: Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы.

(Колодец времени – фишка .)

Учитель: Свое древнее значение цвета сохранили и сейчас. С ними мы сталкиваемся в самых различных ситуациях. Враг выбрасывает белый флаг – значит, просит перемирия, человек весь в черном – траур по умершему.

Учитель: Где можно еще встретить такое цветовое письмо?

Дети: Сигналы на корабле, светофор, маяк…

Учитель: Самый популярный вид предметной письменности древних индейцев – шнуры с узелками, которые назывались – кипу (узел).

Учитель: Вот как выглядело такое узелковое письмо.

(Колодец времени – фишка .)

Учитель: К основной, толстой веревке в строго определенном порядке прикреплялись более тонкие шнуры, каждый из которых имел свой цвет, свое значение. Кроме того, имели значение толщина и длина шнуров, число и форма узлов. С помощью этих узелков выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет.

Учитель: Посмотрите, что я принесла. (Показать узлы макраме.)

Учитель: Возможно, каждый узел макраме тоже что-то обозначает.

Учитель: Еще и ныне индейцы-пастухи в Южной Америке пользуются шнурами с завязанными на них узелками для подсчета своих стад. Есть индейское племя, которое пользуется веревочным календарем. Отправляясь в дальний путь, муж оставляет жене шнур, на котором столько узлов, сколько дней он предлагает пробыть в дороге. Дальним отголоском такого письма является и наша привычка завязывать для памяти узелок на носовом платке.

Учитель: Почему возникла необходимость появления письменности?

Дети: Для передачи мыслей, как способ передачи информации, средство общения.

Учитель: Какой недостаток был у первобытных типов письма?

Вывод: Они с трудом могли быть поняты. Нельзя было выразить многие понятия, доступные человеческому мышлению и языку.

Учитель: А сейчас посмотрим следующую экспозицию в зале № 2.

Учитель: Предписьменностью была и пиктография. Слово это означает «рисуночное письмо», т.е. такое, при котором сообщение передается с помощью рисунков.

(На доске табличка «Рисуночное письмо». Дети записывают в свои ПД.)

Учитель: К пиктографии относятся и древние наскальные рисунки. Анатоль Франс, французский писатель, сказал: «Первыми книгами людей были камни».

(На доске табличка «Наскальная живопись». Колодец времени – фишка . Дети записывают в свои ПД.)

Учитель: Рассмотрите рисунок:

Учитель: Что на нем изображено?

Дети: Сцена охоты.

Учитель: А почему на своих первых рисунках люди рисовали животных? (Высказывания детей.)

Учитель: Человек тогда не пахал землю и не сеял. Он охотился на диких зверей, и его жизнь зависела от удачной охоты. Поэтому животные интересовали людей больше всего. Их рисовали углем на стенах пещеры.

Учитель: И ныне, наскальные рисунки поражают нас точностью и реализмом.

Вывод: Несомненно, уже тогда человек сделал первый важный шаг к изобретению письма.

Учитель: Переходим к следующей экспозиции.

Учитель: Рисуночное письмо оперирует не буквами, из которых складываются слова, а рисунками (пиктограммами.), каждый из которых графически изображает конкретный предмет или явление.

(На доске табличка «Рисунки-пиктограммы», дети записывают в ПД.)

Учитель: Пиктография не требует от воспринимающего какой-то особой грамотности. Более того, она может быть одинаково понятна людям, говорящим на различных языках.

Учитель: Первобытный человек рисовал не ради развлечения, а для того, чтобы передать какое-то содержание или запечатлеть событие. «Нам никогда не узнать, как это происходило», – может быть, подумаете вы. И все-таки был человек, который рассказал нам о создании письменности так живо и красочно, как будто он видел все сам. Это американский поэт, который жил в прошлом веке, Генри Лонгфелло. Свою книгу о вожде индейцев по имени Гайавата Лонгфелло назвал «Песнь о Гайавате». Русскими стихами ее пересказал писатель Иван Алексеевич Бунин. Легендарный вождь индейцев горевал о том, что люди не могут передать своим потомкам то, что они сами знают и умеют. Все знания исчезают – растворяются во времени.

«При свиданье – с глазу на глаз
Мы ведём свои беседы;
Но, расставшись, мы вверяем
Наши тайны тем, которых
Посылаем мы друг к другу;
А посланники нередко
Искажают наши вести
Иль другим их открывают».

Учитель: И вот для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства, Гайавата изобрел письменность.

Ученик-ассистент:

Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на берёсте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур и знаков;
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.

(Показать рисунок на бересте , прикрепить на доске.)

Белый круг был знаком жизни,
Чёрный круг был знаком смерти;
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес – дугу над нею,
Для восхода – точку слева,
Для заката – точку справа,
А для полдня – на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звезды в центре – время ночи,
А волнистые полоски –
Тучи, дождь и непогоду.

Учитель: Для чего Гайавата изобрел письменность?

Дети: Для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства.

Учитель: Как вы думаете, сколько же надо было изобрести рисунков, чтобы обозначить все, что окружает людей, и все, что они хотели сказать друг другу? (Высказывания детей.)

Вывод: Очень много рисунков надо было изобрести, а изучать эту грамоту надо было не недели, а месяцы и годы.

(Колодец времени – фишка .)

Учитель: Как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать? Если написавший придавал письменным знакам одно значение, а читающий – другое, то ничего хорошего не получалось. Об этом забавно рассказал Редьярд Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо». История произошла в племени людей в далёкие «дописьменные» времена.

Ученик-ассистент: В сказке говорится о маленькой девочке по имени «Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья». А попросту её звали Таффи.

Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала новое копьё.
Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности ещё не существовало.
В это время по берегу шёл Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила направить его к маме за копьём. На куске берёзовой коры она процарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьём в руке, другое копьё, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьём в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашёл дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьём в руке.

Таффи думала, что на этих рисунках всё понятно. Однако Незнакомец «прочёл» эти рисунки по-другому. Он подумал, что отец Таффи – вождь племени и что он в опасности. «Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон», – подумал он. (За врагов с копьями он принял бобров которых девочка изобразила очень много.) «Я пойду и приведу ему на выручку всё его племя», – решил Незнакомец.
И уже совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама «прочла» его так. Она подумала, что Незнакомец проткнул её мужа копьём, сломал ему руку, напугал девочку и целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и её отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъярённых женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо – это только полдела: нужно ещё уметь его прочитать.
Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: «О Девочка-котрую-надо-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья, ты сделала великое открытие!.. Придёт день, когда люди назовут его умением писать!»

Учитель: Если вам понравилась история Таффи, прочитайте книгу.

Учитель: Давайте попробуем нарисовать в группах свое рисуночное письмо. Каждая группа получает задание. Вы пишите записку. А потом посмотрим, что у нас получится…

(Всем группам дается одинаковый текст: «Жди меня около дерева на углу футбольного поля в 3 часа дня – мы пойдем ловить рыбу». Ученики работают в группах по 4 человека.)

(Показать свой вариант – .)

Учитель: Почему же получились такие разные работы?

Дети: Все по-разному поняли текст.

Учитель: Почему способ сообщений пиктограммами не очень удобный?

Дети: Понять письмо можно по-разному.

Учитель: Переходим к следующей экспозиции…

Учитель: Один из африканских народов – эве – создал специальное рисуночное письмо для записи своих пословиц. Изображение иголки с вдетой ниткой обозначает пословицу «Иголка сшивает большие полотнища». Эта пословица о том, как надо ценить полезные маленькие вещи.
Учитель: А какая русская пословица выражает эту мысль?

Дети: Мал золотник, да дорог. Мал да удал.

Учитель: А вот эти два человечка, вооруженные луком и стрелами, – запись пословицы «Двум врагам долго не устоять» (потому что одному из них придется уступить.). Как по-русски говорят в таких случаях?

Дети: Два медведя в одной берлоге не уживутся.

(Колодец времени – фишка .)

Учитель: Одна из пословиц эве означает, что мир очень велик, его нельзя охватить руками. Она звучит так: «Мир подобен баобабу».
Учитель: Какими словами у нас выражают эту мысль?

Дети: Нельзя объять необъятное.

IV. Осмысление нового материала, применение усвоенного, закрепление изученного

Цель: установление различных связей изученного материала с имеющимися знаниями учащихся, а также связей между отдельными элементами изучаемых знаний.

Учитель: А могли бы вы придумать рисунки, обозначающие знакомые вам пословицы? Попробуйте!

Работа в группах произвольного состава по выбору. Каждой группе выдаются заранее напечатанные пословицы, работа с которыми проводилась на уроках русского языка при упражнении в чистописании:

1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
3. Волков бояться – лес не ходить.
4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
5. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.
6. Один в поле не воин.

Учитель: Много веков пользовались рисуночным письмом люди, но, как оказалось, не все граждане земного шара отказались от таких писем и в XX веке. В 1948 году вожди нескольких индейских племен послали президенту США письмо, очень озадачившее чиновников Белого дома. Индейский писец на куске коры нарисовал нескольких животных, соединив их глаза и сердца какими-то линиями. Рядом он нарисовал контуры озера, знакомого американцам по географическим картам.

Учитель: Как же все это было понять? Как бы вы перевели это послание? (Высказывания детей.)

Учитель: Нашелся переводчик, который все расшифровал. Вот что означало послание индейцев: «Племена Журавля, Трёх Куниц, Медведя, Морского Человека и Морского Кота поручили в едином порыве сердец (это изображено линиями, соединяющими все фигуры.) главе племени Журавля обратиться с просьбой к президенту о разрешении им переселиться в места, которые обозначены в прошении».

Учитель: Почему вы не смогли правильно понять содержание этого послания?

Дети: Индейцы придавали знакам одно значение, а мы – другое.

Учитель: А мы с вами встречались с рисуночным письмом на уроке чтения. Кто помнит?

Дети: Эдуард Успенский «Школа клоунов». Клоун Саня отправил телеграмму: «Ждите меня. Я уже лечу с Полканом. Клоун Саня из тайги и его верный Полкан.»

Учитель: Саня нарисовал текст телеграммы так…

Учитель: Как же его поняли ученики Школы клоунов? (Высказывания детей.)

Учитель: А почему получились такие разные версии?

Дети: Саня придавал знакам одно значение, клоуны – другое.

Учитель: А где употребляется рисуночное письмо в наше время?

Дети: Оно применяется на вывесках магазинов, в дорожных знаках …Изображение черепа с костями на трансформаторной будке или аптечном ярлыке, изображение молнии на линии электропередачи предупреждают от опасности.

Учитель: Почему пиктограммы удобны?

Дети: Пиктограммы удобны, поскольку всем понятны, простые, наглядные.

Учитель: Какие же недостатки имеет пиктографическое письмо?

Дети: Трудно передать сложное содержание, авторы создавали все новые пиктограммы, что приводило к путанице.

Учитель: По мере усложнения человеческого мышления совершенствовалось и рисуночное письмо.

Учитель: Мы переходим к следующей экспозиции…

Учитель: Письмо ацтеков можно было бы назвать картинописью: все книги – это серии цветных картинок.

(На доске табличка «Картинопись». Дети записывают в ПД.)

(Колодец времени – фишка .)

Учитель: Все же это не просто картинки. А переходная к письму форма пиктографии. В них есть знаки для обозначения ночи, камня, воды, знаки для чисел. С помощью своего письма ацтеки вели календарь, отмечали религиозные и памятные даты, а также составляли исторические хроники. Письменность ацтеков делала лишь первые шаги на пути превращения в иероглифическую.

(На доске табличка «Иероглифическое письмо». Дети записывают в ПД.)

V. Домашнее задание

Естественное продолжение данного урока и начало последующего, информационный задел на следующий урок.

Учитель: Об этом мы узнаем на следующей экскурсии…

Экспозиция «Долгий путь письменности» заговорит.

Мы узнаем:

1. О древней письменности шумеров и что такое – клинопись.

(Дается сообщение ученику.)

2. О священных знаках – иероглифах. (Колодец времени – фишка .)

3. О том, чем прославился французский ученый Жак Шампольон, и что такое Розеттский камень…

(Дается сообщение ученику.)

4. О древней письменности китайцев…

Учебник – с.79–80, пересказ по плану в тетради. ТПО – с 56.– творческая работа. Работа в группах по выбору над пословицами.

VI. Проверка, обобщение и систематизация знаний, подведение итогов

Цели:

  • установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция.
  • обобщение по плану, получившемуся на доске.

Фронтальный опрос с опорой на колодец времени.

Учитель:

– Назовите этапы возникновения и развития письменности.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Кто доволен своей работой на уроке?

Анализ и оценка успешности достижения цели.

Статьи по теме