Почему люди верят в Бога? Что есть Бог? Религия в жизни человека. Что такое вера, во что надо верить и почему вера необходима для спасения? Почему люди верят что дает человеку вера

Зачем нам нужна вера?

Вера – очень простое слово, если не задуматься над его истинным смыслом.
Веру нельзя сравнивать с религиозными направлениями, которые искусственно восстанавливают Духовную связь между людьми и Богами и зачастую стараются превратить своих последователей в стадо бессловесных рабов, запугивая адом или земной карой для того, чтобы властвовать над ними, получая от этого какие-либо выгоды. Религию можно принять или отвергнуть, с ней можно соглашаться или спорить. Вера существует независимо от этих атрибутов. Вера, гласят истоки, – Сияющая Мудрость! Слово состоит из двух Рун: Веда – Мудрость, Знание; Ра – Чистый Свет, Сияние. Сущность Веры – это Мудрость наших Предков и Богов. И уж, бесспорно, принимая сознательно Веру и следуя законам существования, заложенных Разумом, придёт понятие, что смысл жизни человека – в постижении Мироздания и себя через Божественную Любовь! А также познание сути Древней Веры, чтобы на основании Мудрых знаний прожить свою жизнь, творчески созидая на благо Отечества и Рода своего.
Необходимо помнить о следующем:
Не творите бед людям других вер, относитесь с уважением к вероисповеданиям иных народов, в основе которых – Любовь.
Не идите за вероисповеданием, где проповедуется зло, насилие и жертвоприношение на алтарь.
Не навязывайте людям насильно Святую Веру. Каждый имеет право не только на свой выбор, но также хранить и защищать веру предков.
«Вера – это убеждённость, глубокая уверенность в ком-чём-л», – читаем в словаре Ожегова. Как часто мы задумываемся над этим понятием? Нужна ли человеку Вера? Если нужна, то в кого верить, во что верить и как? Зачастую мы слышим ответы, что нужно верить в любовь, добро, справедливость. Это верно, но как определить истинные критерии этих понятий довольно простых на первый взгляд?
Допустим, что не существует Правил дорожного движения, и все водители для безопасной езды имеют свои понятия о правильном вождении и справедливости. Что будет?.. Вы правильно представили…, но жизненная дорога таит в себе такие же непредсказуемые опасности. Значит, нужны чёткие Правила движения как по автомобильным дорогам, так и по жизненным. В каких источниках искать для себя оптимальные ответы на возникающие проблемы?
Может, ответы в любви? Мы любим красивую картину, прекрасное здание, удобную кровать и т. п. Естественно, что у всего этого есть свой создатель, которого мы уважаем и где-то в душе любим. Также мы обожаем и любим синее озеро, извилистую речку, причудливую рощу, величие и мудрость гор, звездное небо; и у всего этого тоже есть Создатель. А может, это все само появилось? Можно и так думать, но в данном случае некого будет благодарить за все созданное, чем мы пользуемся. Создаётся некая пустота. Когда человек сознательно признает Создателя (Высший разум, Творца, Бога), то все становится на свои места. Нам есть куда направлять свою любовь и благодарность и получать то же обратно, создавая замкнутый круг.
Думаю, что очень важно научиться развивать свою духовную жизнь на четких и понятных существующих принципах, таких как: десять библейских заповедей, семь смертных грехов, три добродетели.
Десять библейских заповедей.
1. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения.
3. Не произноси имени Бога твоего, напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его.
5. Почитай отца твоего и мать твою.
6. Не убивай!
7. Не прелюбодействуй!
8. Не кради!
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего
твоего
10.Не желай ничего, что у ближнего твоего.
Заповеди нужно не только знать, но ими необходимо проникнуться, впитать их в себя, руководствоваться ими в жизни и проповедовать окружающим своим же примером.
Семь смертных грехов: гнев, чревоугодие, зависть, скупость, блуд, гордость, уныние.
Вчитайтесь в это «добро», которое по жизненному пути ведёт в «ловушку», уничтожая личность. И только от вас самих зависит, насколько вы осознаете себя таким, какой вы есть, и будете стремиться к тому, чтобы с каждой минутой, становиться лучше и чище.
Три добродетели: Вера, Надежда, Любовь.
Любовь из них значительнее – это начало всех начал, это самое высокое проявление единства и гармонии мира. В основе духовного роста человека лежит любовь, которая сначала исходит к целому, Создателю, всему Мирозданию. От целого любовь переходит к части – это любовь к родителям, детям и только потом уже к себе, наполняясь при этом ответной любовью от Творца, Вселенной, родителей, детей. И если она возвращается обратно к целому, замыкая круг, то творит чудеса, несёт здоровье и радость жизни. Это есть Божественная Любовь! И тогда мы начинаем понимать, что верить нужно не в иконный образ, не в созданного идола, не в религиозные причуды и направления, а в Создателя, наполняя душу Божественной Любовью. И приятно признать, что смысл жизни заключается в духовном росте, в основе которого – познание себя и окружающего мира через Божественную Любовь.
Итак, принимая сознательно веру в Высший Разум, вы принимаете вышеизложенные принципы жизни, которые позволят вам безопасно идти по жизнен-ной дороге и в любой ситуации сохранять чувство любви. Вы научитесь проявлять терпимость к окружающим и мудрость, давая толчок к развитию и созиданию. Помните, что мысль – это энергия, которая распространяется по энергетическим законам в пространстве. Мысль – это энергия, которая действует на окружающих через Слово. Также помните о том, что ваши дети воспитываются не только сознанием, они воспитываются, впитывая содержание ваших мыслей на подсознательном уровне на расстоянии.
Работая над собой, научитесь достигать умственного и морального очищения через систему ограничений. Негативные желания, отчасти неисполнимые, порождают негативные мысли, которые несут беду окружающим, а также и вам, возвращаясь назад в искажённом виде. В большинстве случаев – это по пути к власти и незаслуженному богатству.

Власть чревата, по сути своей, и под стать
Непростое желание – овладевать!
Искушает к неверию в замысел Божий,
Порождает желанье в душе – убивать!

Жизнь быстротечна и часто приходит мысль: «Мечты, мечты, где ваша слава?..»

День рожденья считает нам годы…
Что мы ждём, принимая цветы?
Помнить счастье заставят невзгоды
И понять, как наивны мечты.

И душа неделима на части,
Как и мы нераздельны с судьбой…
Мир единый в Божественной власти,
Где основа познаний – Любовь.

Жить без любви печально. По существу религия должна нести просветление и равновесие.

Да, религия ключ для разгадки проблем…
И орудие войн двух полярных систем!
Где духовный отец видит власть сквозь молитву,
Там Любовь и Добро захлебнутся плачем!

О Любви от Бога можно вести разговор до бесконечности. Это единственный Божий дар, которым человек не в состоянии управлять. Она охватывает человека и возвышает его над миром. Наверное, все понимают, что это счастье создать семью по любви от Бога, только не каждому она дана. Многие люди, доживающие жизнь, так и не знают, что же это такое… Я думаю, что из нашего разговора не трудно догадаться, почему так получается.

Богатство – не деньги, не власть и не слава!
От Бога талант – круг богатства и нравы!
И сердца Божественный голос Любви…
А что покупается – быт и забава!

Ещё раз зададимся вопросом: «Нужно человеку верить или нет? В кого верить, как верить?» Не думайте, что уже поздно. Недаром говорят: «Лучше позже, чем никогда!» Правильно осмысленное и принятое решение дает положительный результат. Для того чтобы верить в Высший разум и любить, Природа препятствий не создаёт, если мы их не придумываем сами себе. Бог рядом, Он вокруг нас и всегда нас услышит, если мы этого хотим. Для того чтобы верить в Разум, не нужно посещать разного рода секту или общину, да ещё платить непонятно за что деньги. Бог денег не требует, так как Любовь от Творца бесплатная! И мы, люди, так же должны дарить Любовь окружающему миру бесплатно. Для своего благополучия нужно помнить простую истину: «Не говорите о себе то, чего вы не хотите видеть в своей жизни реализованным. Не делайте то, чего вы не хотите, чтоб делали вам!» Ибо правило «Что посеешь, то пожнёшь» срабатывает безотказно.
Суждение о вере зависит от нашей духовности. И когда нравственные интересы преобладают над материальными, мы будем чтить Предков своих, Род свой и Святую Веру. Разумеется, что каждая религия стремится указать свой путь к познанию Бога, и каждый из нас вправе сделать свой выбор. Но если Бог единый, в чём же тогда причина разногласий между мировыми религиями (ислам, буддизм, христианство…)? Как ни досадно, но это желание иметь максимальное влияние на материальные и духовные ценности, а также иметь власть над живыми душами. И там, где властный человек искажает истинное понятие веры в своих корыстных целях, сознательно сеет вражду между людьми разных направлений религии, начинается распад души. Не в том ли причина, что мы сами создаём из человека кумира, идола и верим в него, преклоняемся перед ним, рождая понятие величия и неприкосновенности, которое в дальнейшем набирает силу и утверждается в данном обществе. Уничтожается чувство Любви, а взамен приходит страх, неверие, насилие, произвол…

Так легко создал Идола смертный себе,
Да на стол угодил ты ему на обед!..
Оттого облик жалкий, что в смутной надежде
Ты вину причисляешь капризной судьбе.

Если человек создаёт начало счастья на уровне восприятия и при этом созидает, т.е. развивает большие способности, но без чувства Любви, то приносит вред себе и окружающим. Огромнейшие способности без Божественного зарождают дьявольские наклонности. Такие личности с большим удовольствием создают и испытывают оружие массового уничтожения! Это люди, у которых цель – слава, власть и деньги! Немаловажно помнить, что затаенная зависимость от желаний тормозит познание Любви. Работает программа перерождения нравственности и самоуничтожения личности. Безусловно, если мы научимся обращать свои взоры к Создателю, максимально ограничивая себя в желаниях, то откроем путь к познанию Любви, и с этим Божественным чувством в душе будем осуществлять совсем по-другому земные желания, которые будут нести нам прогресс, счастье и радость жизни.

Коль человек Божественной любви не внемлет –
Он зверь безжалостный и с виду только дремлет.
Муштруемый средою социальной, как солдат,
И государством укрощаемый всё время.

Религии создавались с целью выживания и существования общества. Все внешние противоречия между ними помогают понять заложенный истинный смысл. Человек с чувством Любови не придаст значения противоречиям и возьмёт для себя законы правильного понимания внешнего мира. Не замыкаясь на себе, на своих желаниях, постоянно заботясь о других, сохраняя при этом Любовь, он всегда радостный и счастливый. Затраченная энергия восстанавливается, обновляет организм и затормаживает процесс старения. И наоборот, если развиваются только потребительские наклонности, то о какой любви можно говорить?

Не обойдёт тебя разлука, лесть, обман,
Далёк от истины наполненный стакан…
В твоей душе Божественной Любви рассветы
Уберегут от бед и от душевных ран!

Важно заметить, что одна из первопричин всех бед – это страх. Страх за потерю материальных накоплений вызывает агрессию, страх перед личностью порождает желание и программу уничтожить её, страх за будущее вызывает сомнения в действиях, неверие в свои силы и правильность выбора.
Когда молодой человек самостоятельно выходит на жизненный путь, то не всегда задумывается над тем, что для полноценной и безопасной жизни нужны знания. А когда обстоятельства начинают требовать эти знания для решения жизненных вопросов, то без нужного воспитания с раннего детства часто закрадываются ошибки. Где можно узнать Правду? Вряд ли будет разумным, не признать то, что путь к Правде лежит через познание и созидание в чувстве Любви.

У смертного Правда – что может он мерить
Под взгляд свой едино, во что хочет верить!
Но вот парадокс: Правда станет иной,
Когда поменяются взгляды и Вера…

Да, правда может быть изменчивой. Мало кто сомневается, что Истина заложена в книгах священного писания. Одна из таких книг – это Библия. Нужно знать, что она отчасти написана аллегориями. Их нужно правильно понимать. Как понять приход Антихриста? Что такое «Армагеддон»? Это начало счастливой эпохи для всех или конец света?.. В чём причина бед?.. Посмотрим трезво на обстоятельства и увидим причину в нашей нравственности, которая излучает отрицательную энергию и фиксируется в космическом пространстве. И проповедник этой нравственности – наше искусство, культура, которые учат нас быть корыстными во всём, даже в любви!
Есть хорошо известное выражение: «Миром правит Сатана!» Сейчас появилось отождествление: «Миром правят деньги!» Не буду останавливаться на этом страшном явлении, о нём все хорошо знают. Скажу одно, что талант, по сравнению с деньгами, ничего не значит, а жизнь, в сравнении с этим снотворным для совести, ничего не стоит! Со сцены летят безликие формы творения, несущие распад души. Вместо смысловой духовной песни мы слышим набор фраз и ви-дим трясущиеся в агонии развратные полуголые тела. Кинофильмы учат убивать с предельной жестокостью и наслаждением, выгодно продавать своё тело, свои мысли и талант. А любви всё меньше! Разве это не Антихрист, которого уверенно и целенаправленно создаёт человечество, отказавшееся от веры в Создателя и созданные им законы жизни в окружающем мире? Кто даст гарантию, что в борьбе за власть и богатство не будет нажата ядерная кнопка таким вот «нравственным человеком»?..

Счастье жизни в деньгах и хвале видишь ты,
И слепой от духовной своей нищеты!
А взамен пустота, боль утраченной жизни…
И ты это поймёшь у последней черты!

Зададимся вопросом: «Что или кто сможет спасти человечество?» Вы правильно сейчас подумали. Да, это Любовь! Любовь, которую проповедовал Иисус Христос. Да, это Божественная Любовь придёт на землю после разгула падшей нравственности к тем, кто не примет ее и останется живым и здоровым. Я думаю, что время заставит людей осознать, что такое Божественная Любовь, которая не умирает. Она в образе Иисуса Христа и, по предсказанию Библии, будет в дальнейшем править миром.
Если у вас есть потребность верить в Любовь через Светило – это ваш выбор, лишь бы результатом был Свет Любви с вашей души для окружающего мира.

Великая Вера народа в Светило,
Оно льёт лучи нам Божественной силой!
Заглянет на нечисть, на гниль и навоз…
Всем равно луч дарит, но не осквернилось!

Наверное, все мы хотим, чтобы наши дети были воспитаны, учились, и где-то в глубине души понимаем, что с умением зарабатывать деньги есть что-то важнее. Это духовность, созидание, забота, отдача – и венцом всего этого есть Любовь. При таком раскладе будет существовать мир, радость жизни, достойная старость.
…Так нужна ли нам Вера?..

…И вижу я святой удел,
Расти духовно, только всё же
В свой час всему да есть предел…
И вечно будет Слово Божье…

Все эти и многие другие вопросы встают перед человеком, и на них необходимо ответить для того, чтобы каждый смог искренне и воодушевленно сказать: «Верую!»

Именно с этого слова начинается молитвословие, которое православные христиане повторяют каждый день. Ежедневно на утренней молитве за каждой Божественной литургией мы произносим Символ веры, который является вербальным выражением нашей сердечной веры. В этом исповедании в самой краткой, простой, но очень емкой форме раскрываются основные истины христианской веры, и именно поэтому святые отцы настаивали на обязательности этой молитвы.

Но многие могут сказать: «А для чего вообще нужен разбор догм и теоретических основ, зачем ведут споры вокруг вероучительных символов, не все ли равно, как назвать то, что выходит за границы человеческого слова. Достаточно лишь придерживаться определенных моральных принципов, так сказать, быть хорошим человеком – и все будет хорошо». Но в том-то и дело, что вера человека и именно догматические положения определяют ту или иную модель его морального поведения. Например, христиане настаивают на единстве брака, а для человека, исповедующего ислам, полигамия (многоженство) является вполне приемлемой формой семейных взаимоотношений. Последователи ведической религиозной традиции отказываются употреблять в пищу мясо, не желая причинять страдания и смерть беззащитным животным, а для какого-то язычника из глуши джунглей нормой, притом религиозной, есть каннибализм.
Следовательно, то, что для одного человека является вполне приемлемым и нравственным, для другого представляется жутким кощунством и невозможной жестокостью.

Таким образом, принимая во внимание религиозную мотивацию морального поведения человека, мы можем сказать, что вера и религиозная принадлежность во многом определяют поведение человека. И потому вовсе не все равно, во что человек верит, поэтому знание, и притом знание осознанное, основ веры является не теоретической игрой, а жизненной необходимостью.

Именно поэтому так долго и непросто формировался в церковном сознании Символ веры, являющийся кратким выражением догматических основ православного христианства.

Достаточно вспомнить, что только одному слову Символа веры, термину «единосущен» – «омоусиос», были посвящены жаркие дискуссии, длившиеся около ста лет, что за верность исповеданию веры святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, пять раз смещался со своей кафедры, искал убежище в зарослях нильских камышей, спасаясь от преследователей. Ему достаточно было изменить лишь одну букву, произнести не «единосущен, а «подобосущен», сказать вместо «омоусиос» «омиусиос» – и его вера совпала бы с исповеданием власть имущих, он мог быть снова возвращен на архиерейский престол, но тогда были бы попраны основы Православия. Поэтому старец остался верен своему исповеданию.
Можно бесконечно приводить примеры верности вере, находящей свое выражение в Символе веры, только потому, что каждое слово в этой молитве, в этом исповедании – грань безупречного бриллианта, выверенная религиозным опытом многих поколений, драгоценное сокровище этого опыта, омытое слезами и кровью мучеников за веру.

Каждое слово, каждое выражение Символа веры, которое так часто кажется привычным и будничным, мимо которого наш ум порой проскальзывает, весьма значимо для нас, для нашего религиозного сознания, для правильного понимания наших взаимоотношений с Богом и Творцом, для нравственных основ нашего поведения.

Но как вера соотносится с научным знанием?

Верой в светском, нерелигиозном понимании можно назвать признание чего-нибудь истинным без фактической или логической проверки. Действительно, то, что мы не можем проверить опытным путем, принимаем на веру. Так, например, происходит со многими положениями и предположениями из мира науки, из истории нашего мира. Более того, доверие окружающим является не приобретенной за время жизни привычкой, а врожденным состоянием человеческого сердца. Маленький ребенок, безусловно, верит каждому слову близкого человека, не представляя, что что-нибудь из сказанного может не соответствовать действительности. Уже потом, сталкиваясь с проявлением греха, мы теряем природную веру, и наш ум начинает требовать доказательств, приобретаемых опытным путем. И доказательства могут лишь подтвердить или опровергнуть нашу веру.

Но как же быть с теми объектами веры, которые выходят за рамки человеческого опыта? Именно таким объектом веры является вера в Бога как высшее нематериальное, превышающее человеческое понимание Существо. Нематериальное невозможно измерить, взвесить, пощупать и взять пробы. Строго говоря, существование Господа невозможно доказать потому, что любое доказательство имеет дело с измерением, а что измеримо, то ограничено, а ограниченное не может быть Абсолютом, следовательно – противоречит определению Бога. Само понятие Божества выходит за рамки науки. Таким образом, реальность существования Творца невозможно подтвердить опытным путем, поэтому она воспринимается только верой, значит Бог является объектом именно веры. Но то, что невозможно доказать истинность существования Господа опытным путем, означает и обратное – опытным путем нельзя это опровергнуть или методами естествознаний доказать, что Бога не существует, поскольку все эти методы были бы связаны с опытным познанием, а то, что вкладывается в рамки опыта, как мы уже говорили, не является Богом. Именно поэтому вопрос об истинности бытия Творца – это вопрос не опытной науки, но именно веры.

Следовательно, было бы неправильно говорить: «Человек верит в Бога / Человек не верит в Бога». Лучше говорить: «Человек верит в то, что Бог есть / Человек верит в то, что Бога нет».
Но как же тогда соотносятся вера и знание, наука и религиозное мировоззрение? Исходя из всего вышесказанного, отметим, что вера и знание не пересекаются, а лишь соприкасаются. Там, где заканчивается область научных исследований, начинается мир веры. Вера в Бога не может противоречить научным знаниям, а наука не может опровергать веру, так как объект у них разный. Наука исследует мир, а вера – Бога, не принадлежащего этому миру, выходящему за его рамки. Именно поэтому нет и в принципе не может быть конфликта веры и разума, науки и религии. Вот почему многие выдающиеся люди верили в Бога. Вспомним Исаака Ньютона, Михаила Ломоносова, Дмитрия Менделеева или недавно умершего физика академика Бориса Раушенбаха и многих-многих незаурядных ученых, чей багаж знаний не подрывал, но укреплял и поддерживал веру в Господа.
Таким образом, мы видим, что вера не противоречит научному подходу и является врожденной способностью нашей души.

Вера – это бездоказательное принятие того или иного мировоззренческого положения. И, конечно же, вера в Бога – это живая уверенность в действительности существования Высшей Силы, обладающей полнотой всех совершенств. Невозможно доказать бытие Бога, так как Сам Бог выходит за пределы исследования, Его нельзя измерить, взвесить, поставить над Ним опыт. И это, в свою очередь, также означает, что нельзя научным путем опровергнуть истину бытия Бога, доказать то, что Он не существует.

Однако, признавая невозможность доказательств, мы в окружающем нас мире находим подтверждение истинности своей веры. Один из самых ярких аргументов в пользу существования Премудрого Бога Творца является анализ окружающего нас мира. Каждый из исследователей природы должен признать, что существующий мир удивительно гармоничен, все в нем целесообразно. Более того, со временем человек понял, что в мире все взаимосвязано и нет ничего лишнего, случайного, ненужного. Взять хотя бы бы величину земного шара – он идеально подходит для жизни. Если бы наша планета была хоть немного больше, сила притяжения просто раздавила бы живущие на планете существа давлением огромного атмосферного столпа. Если бы Земля была хоть на немного меньше, частицы кислорода не удерживались бы на ней, а атмосферный щит, защищающий землю, был бы очень тонок, настолько, что не смог бы сдерживать падающие в виде метеоритов нам на головы куски космических тел, что, естественно, не способствовало бы жизни на Земле.

Это удивительно разумное устроение мира наводит на мысль, что у такого мира должен быть и Премудрый Творец. Многие могут возразить: вселенная возникла благодаря так называемому Большому взрыву и Бог тут совсем ни при чем. Но откуда же взялась материя, которая сжималась до предельных размеров, а потом вдруг разлетелась в разные стороны? На этот вопрос у материалистов один ответ – материя вечна.

Следовательно, вместо Премудрого вечного Бога материалисты предпочитают верить в глупую вечную материю. Но если материя не обладает ни разумом, не желанием, то почему на Земле все так гармонично устроено? Пусть каждая хозяйка попробует опытным путем доказать или опровергнуть теорию так называемого Большого взрыва. Для этого достаточно взять немного теста и с размаха бросить его об стол в надежде, что от удара оно само образуется в пирожок, вареник или, на худой конец, в ватрушку. Любой здравомыслящий человек сразу же поймет абсурдность подобного опыта.

Более того, одной из самых главных загадок для современной науки является зарождение жизни. Ученые пришли к выводу, что возможность самозарождения жизни в результате взаимодействия сложных белковых соединений настолько ничтожно мала, что ее можно сравнить с вероятностью того, что ураган, пронесшийся над кладбищем старых самолетов, соберет новехонький воздушный лайнер, готовый сейчас же подняться в воздух. Следовательно, здравый смысл и созерцание премудро устроенного мира понуждают нас признать существование его Премудрого Творца. Этот аргумент в пользу существования Бога принято называть телеологическим.

Еще одним очень важным аргументом является космологический. Он первоначально был изложен древнегреческим философом и мыслителем Аристотелем в виде идеи о недвижимом двигателе. Этот аргумент основан на наблюдении причинно-следственной связи между явлениями в природе. Каждое происшествие, событие и явление имеют свою причину и являются причиной другого происшествия, события или явления. Следовательно, должна быть причина, причем самая настоящая, существования и самого мира, не являющаяся следствием иной причины. Этой причиной, этим сверхБытием можно признать только Бога.

Более того, одним из аргументов, подтверждающих Его существование, является отсутствие в истории мира хоть одного народа или племени, у которых бы не было малейшего представления о Господе. История не знает атеистических народов, следовательно, опыт общения с Творцом – врожденный, а не приобретенный в результате культурной деятельности человечества. А раз этот опыт врожденный, значит Бог существует.

Кроме этого, существуют также онтологические, психологические, нравственные и религиозно-опытные аргументы в пользу того, что Бог есть. И они помогают нам рационально обосновать возможность существования Творца, веры и искренне, опираясь на доводы логики, воскликнуть: «Верую!»

Протоиерей Андрей Николаиди

Религия зародилась под мохнатыми лбами наших предков где-то в среднем палеолите. Наука как метод появилась позже - , что в Древней Греции. Но, как и все остальные наши качества, и то и другое не спустилось к нам на облачке, а досталось от предков-животных. Собственно религии и науки у животных нет. Но у них есть то, из чего выросли и религия, и наука: вера, знание, а также потребность и в том и в другом.

Сначала животным понадобились объективные знания для повышения контроля над окружающим. Обработанные факты складываются в опыт, и чем он больше, тем лучше животное приспособлено, тем легче его жизнь и успешнее размножение.

Вера появляется позже, примерно на том же уровне психической эволюции, что и образное мышление. Собака лает на шум за дверью, потому что верит: этот шум не просто так, за ним стоит кто-то, на кого надо полаять. И это дает ей иллюзию контроля. Всего лишь иллюзию, но этого достаточно, чтобы снизить стресс от непонятной и потенциально опасной ситуации. А чем ниже уровень стресса, тем легче жизнь и успешнее размножение.

Польза знаний очевидна. Но и от веры ее немало:

Вера экономит время и мозговые ресурсы при принятии решений. В природе хорошо решает тот, кто решает не столько верно, сколько быстро.

Вера видит за случайными явлениями некую создавшую их силу и пытается на эту силу влиять. Это спасает от развития выученной беспомощности. Когда все плохо и ничего нельзя изменить, можно держаться за иллюзии и ритуалы как за соломинку, и эта воображаемая соломинка реально поддерживает.

Вера улучшает нашу способность понимать друг друга. Чужая душа потемки, все наши представления о внутреннем мире другого - исключительно догадки, фантомные факты. Но тем не менее они помогают нам строить настоящие отношения, заводить друзей и оказывать влияние на людей. , что чем лучше у человека развита эмпатия и способность к пониманию чужой психики, тем больше у него склонность к того или иного рода религиозности. Похоже, отношения с воображаемыми друзьями работают как тренажер для оттачивания навыков чтения душ.

И, наконец, вера превращает нашу экзистенциальную тревогу в страх. Отличная замена, правда? Правда, отличная. Страх смерти есть уже у животных. Отсюда известные ритуалы прощания и погребения у слонов, обезьян и дельфинов, а этолог Марк Бекофф в книге «Эмоциональная жизнь животных» описывает такое поведение даже у лам, лисиц и волков. Великие эмпаты - собаки - боятся смерти хозяина. Коко про своего любимого котенка, сбитого машиной: «Плохо. Грустно. Спи, котик» (R.I.P., Коко. Нам тоже).

По мнению знаменитого психотерапевта Ирвина Ялома, тревога небытия и доконцептуальное знание о смерти есть у нас с самого рождения. Концептуальным оно становится лет в пять, когда мы впервые осознаем, что умрем. Насовсем. Когда-нибудь раз - и меня нет. Совсем. Ужас! Ужас по Хайдеггеру - это запредельный уровень тревоги, при котором вызывающий его объект выделить невозможно. Пока человек находится в этом состоянии, он не способен ни к какому действию. Тревога парализует волю и активность, поскольку не отделена от моего я. Но если ее превратить в страх, он будет изолирован от меня и управляем. Не мною, так кем-то еще. С кем, как верит наш макиавеллиевский интеллект, наверняка можно договориться.

Наука бескомпромиссна, а религия это всегда искусство переговоров. Хорошо, смерть - это возможность, от которой невозможно отказаться. Но ведь можно обсудить условия? Любая религия признает факт, что вы умрете, но дополняет его обещанием, что при выполнении определенных условий на этом все не закончится.

Надежда на бессмертие - это наш способ контроля над страхом смерти. Иррациональный, иллюзорный, но другого пока не придумали. Наука все возится, а нам надо прямо сейчас.

Жизнь с ее экзистенциальными проблемами и общей тревожной спонтанностью стрессирует нас, и от этого есть только два средства - контроль и предсказуемость. Настоящие или иллюзорные - для психики не так уж и важно.

Ученые поместили две группы крыс в неудобное положение: они были связаны, лежали на спине и ничего не могли с этим поделать. Но одна при этом могла грызть деревянную палочку, а другая - нет. Угадайте, которая группа быстрее оправилась от стресса? В грызении палочки, как и в любом ритуале, нет никакого рационального смысла. Но есть смысл в снижении стресса. Опыты над животными и людьми показывают: воображаемое управление ситуацией успокаивает так же, как настоящее. А если не видно разницы, зачем платить больше?

Вот поэтому не бывает атеистов в окопах под огнем и даже в самолете во время турбулентности их становится меньше, чем десять минут назад. Религия дает выход из безвыходной ситуации. Да, вы его сами нарисовали на стене. Но для вашего здоровья лучше такой, чем никакого.

Но если вера такая полезная штука, за что же ее теперь так ругают ученые, просветители и другие хорошие люди с хорошим образованием?

Ведь так было не всегда. Когда тяга к вере и знаниям в сочетании с накопительным механизмом культуры породили религию и науку, до поры до времени они жили мирно. Шаманы-лекари. Священники-астрономы. Монах-генетик. Книги писались в монастырях, от аббатств отпочковывались университеты, и трудно было понять, где заканчивается одно и начинается другое. Но постепенно выросшие на основе веры и знаний мощные социально-культурные институты обособились и перешли от кооперативных отношений к конкурентным.

И к началу XXI века их конфликт достиг исторического максимума. Да, когда-то ученых жгли на кострах, но Средневековье в принципе жгло. Это был нормальный способ решения вопросов, и ученые проходили на общих основаниях. Но когда в XXI веке сторонники религии и науки устраивают настоящие петушиные бои, мамкины веруны и мамкины атеисты ходят стенка на стенку в интернете, а ученые и священники в публичных дебатах швыряются пометом и банановыми шкурками, это уже не вполне нормально. Причем чувства участников настолько переплелись и взаимно оскорбились, что уже сам черт не поймет, кто во что верит, кто что знает и кто за что готов перегрызть друг другу глотку. За истину? За влияние на аудиторию? За победу своей концепции над концепцией противника? Что бы там ни было, в результате получается следующая неприятная вещь.

Знание и вера - главные естественные способы регуляции стресса. Они нужны нам оба, потому что знание работает в условиях достаточной информации, а вера - в условиях недостаточной.

Но общественное мнение настаивает на выборе: нет, дружок, или ты с нами на стороне света, или с этими на стороне тьмы. И нам приходится выбирать.

Ситуация сложного выбора запускает известный эффект когнитивного диссонанса: выбрав одно, мы тут же начинаем обесценивать отвергнутую опцию.

Курицу или рыбу?

Э-э-э… Ну… Наверное, рыбу… Да, рыбу! Рыба полезная. А курица что? В ней даже фосфора нет.

Не страшно, что человек выбирал религию, страшно, что навязанная обществом ложная дихотомия заставляет его обесценивать альтернативу: «Да что ваша наука, ничего не знает, одни проблемы от нее». И это может лишить его многого из того, что наука могла бы ему дать, но не даст, поскольку и сама стоит в позе: «Кончай тут верить или проваливай».

Хотя никто не обязан выбирать между своими базовыми потребностями. Мы имеем право на обе. На знание, чтобы снижать стресс с помощью реальных фактов. И на веру, чтобы делать это, когда фактов не хватает.

Но чтобы сохранять адекватность, мы должны отделять фантомные факты от настоящих. И вот тут, собственно, прячется главная проблема.

В новом выпуске «Все как у зверей» мы проводим простой опыт, иллюстрирующий отношения веры и знания в отдельно взятой голове. Скромно надеюсь, что для кого-то он что-то прояснит и, может быть, даже немного уменьшит количество бессмысленных разборок, заполонивших телевизоры и интернеты. Ведь чтобы избавиться от предрассудков, а не укрепить их или заменить другими, нужно просто аккуратно добавлять знания в каждую отдельно взятую голову. И они сами собой вытеснят все лишнее. Поверьте, никакими другими способами этого не добиться.

Физиолог, лауреат Нобелевской премии в области медицины

Жил был я – заключенный в мире атеизма. Сколько живу в этом мире, столько вокруг внушали, что нет никакого Бога. Я отучился в лучшем вузе, нашел хорошую работу, сделал солидную карьеру, женился – в общем, как и все остальные, радуюсь жизни. Жизни материальной. Ведь этого я достиг со своим атеизмом.

Как-то возвращаясь с работы, случайно увидел на знакомой скамейке двух незнакомых мне людей, которые страстно беседовали о вере в Бога. Мне стало интересно, и я попросился на несколько минут послушать их разговор. Один из них утверждал, что он – верующий человек и всячески пытался доказать свою правоту в то время, как его собеседник с порицанием относился ко всему тому, что говорилось о вере в Бога. В общем, это был мой единомышленник. Прежде как-то не приходилось спорить о вере, так как все время мысли были заняты работой и домом, а этот диалог стал для меня интересен прежде всего потому, что хотел самоутвердиться в своих жизненных взглядах.

Я решил подключиться к диалогу. Мой первый вопрос был таким: «Зачем человеку нужна вера в Бога? Вера – это грезы, которыми человек пытается заполнить пустоту?». Наш оппонент не растерялся, достойно парировав мое утверждение. Он ответил: «Вера – это чувство, которое вложено в сознание человека. Как бы он ни противился ей, он все равно во что-то верит». Меня немного удивил такой ответ, и я согласно своим взглядам сказал: «Я современный человек! Зачем мне нужна вера? У меня все есть, я доволен жизнью. Зачем я должен тратить время на то, что не приносит мне пользы?».

Я уж подумал, что введу своего собеседника в ступор, но он и не собирался отступать. Его ответ меня поразил до глубины души. Он сказал: «Неужели вы, будучи современным человеком, отрицаете любые признаки веры? Этого быть не может! Вы же, к примеру, верите в законы физики, химии или биологии. Есть множество явлений и вещей, которых вы не видите, но верите в их существование. Воздух, ветер, звуковые волны, электрический ток – все это вы признаете и верите в их существование. Именно верите! Вы также верите в существование добра и зла, справедливости и несправедливости. Вы отрицаете веру потому, что не желаете совершенствовать свои уникальные чувства, которые есть в вашем сознании. Отрицая веру в Бога, добро и справедливость становятся для вас формальностью, которую вы хотите передать своим детям, но вот вера позволяет всей душой прочувствовать то, насколько дороги все эти качества».

Его слова заставили меня вздрогнуть. Был момент, когда хотелось придушить его за упорство, но внутри себя стал осознавать, что упираюсь я, а не он. И как-то спонтанно у меня вырвалось: «Мне не нужна жизнь после смерти ни в раю, ни в аду – я просто живу и никого не трогаю». Опять же у меня была какая-то мнимая уверенность, что я возьму верх над ним. «Зачем нужна вера?» крутилось у меня в голове. Ведь я всегда шел по жизни, радуясь своим успехам, а тут какой-то незнакомый человек заставляет усомниться в моих утвердившихся взглядах. Аж зло берет, что не могу достойно опровергнуть его ответ.

На мое утверждение у верующего человека также нашелся неожиданный для меня ответ: «Вы отрицаете рай и ад (Он улыбнулся)? Рай и ад вы видите и чувствуете каждый день. Вы ведь желаете комфортно отдохнуть – это рай, вас кто-то угнетает или оскорбляет – это ад, никто этого не желает в отношении себя. Вера человека позволяет видеть рай и ад везде, считая это большим жизненным испытанием. То, что вы живете и никого не трогаете, не означает, что вы не проходите испытания. Вся мирская жизнь человека – это испытание: сегодня он может испытывать душевные терзания, завтра будет пребывать в благодати, при этом благодаря своего Создателя за оказанную милость. Смерть – всего лишь переход из этого мира в мир вечный, где будут возданы наилучшие блага, которые приемлет душа человека».

Об испытаниях как-то не приходилось задумываться, хотя все, что происходило в моей жизни, соотносил к судьбе. Но все же я решил не отступать. Мои родители меня научили самому решать свои проблемы без помощи Бога. Чем я хуже верующего человека? Мой единомышленник сидел молча: видимо не хотел мешать нашей беседе, так как отчаялся переубедить верующего человека. Собрав все свои мысли, я задал моему собеседнику, пожалуй, главный вопрос: «Зачем человеку вера? Зачем верить в Бога?».

Перед тем, как ответить, мой собеседник провел рукой по лицу. Затем устремил взгляд куда-то в сторону. Что примечательно, я не заметил какой-либо усталости за все время нашей беседы, даже, можно сказать, получал удовольствие. Но моя голова кипела в мыслях, в поисках достойных аргументов для опровержения. Ответ на последний вопрос меня поразил. Он сказал: «Вы знаете, если бы у человека не было веры в Бога, то он постоянно воевал бы с подобными себе. Я знаю, что мои аргументы заставляют вас вскипать, и это вскипание есть кратковременное пробуждение вашей веры, которую вложил в вас Бог. Если бы не было веры, то человек не проявлял бы таких эмоций и относился ко всему с безразличием. Но ваши вопросы и заинтересованность в этом вопросе и, как результат, проявление эмоций в поисках опровержения есть то самое духовное пробуждение, которое присуще каждому человеку, как бы он ни относился к такому понятию, как вера. Если человек не ищет истину и смысл жизни, то он видит себя потерянным. Но может и не ощущать этого, так как считает эту потерянность правильной, проявляя склонность к материальному достатку».

Неужто я потерянный человек? Эмоции переполняли меня из-за того, что не мог думать так, чтобы логично опровергнуть все сказанное им. Мне хотелось убежать отсюда, но куда? Даже после этого разговора его слова не покидали меня. Возможно, что я никогда больше не встречу его, но он дал мне возможность переосмыслить некоторые мои принципы. Придется поразмышлять, раз уж БОГ дал мне как человеку такую способность.

Веравере рознь

Вера может быть как созидающей, так и разрушающей. Всёзависит от того, как именно человек верит. Например, в фанатичной вере уж точнонет ничего хорошего. Верующий-фанатик оторван от реальности. Он живёт всовершенно ином мире, который мало чем похож на реальный. В его мире вераявляется самым основным, самым главным. Все, ктос ним не согласен, автоматически становятся врагами. Именно такие людиразжигают религиозные войны, идут на насилие и убийство во имя своей веры. Еслиговорить о такой вере, то да, действительно, лучше быть неверующим, чемприкрываясь именем Божиим делать страшные вещи. К счастью, далеко не всеверующие люди являются именно такими.

Существует и другая вера, когда человек просто искренневерит в высшие силы и старается жить так, чтобы эти силы не разочаровать. Хотя,в такой вере тоже есть свои подводные камни, но их меньше. Например, человекможет пытаться соответствовать всем библейским законам и поэтому отказыватьсебе во многих радостях жизни: начиная с еды и заканчивая сексом. Истинноверующие люди относятся к этим вопросам очень серьёзно. У них есть своипринципы и мораль, которые общество не может сломить. Сколько бы вы не говориливерующему человеку, что он неправ и такое поведение не приносит абсолютноникому пользы, а его лишает многих радостей жизни, он всё равно найдёт причиныпродолжать держаться за свою веру и будет считать такую форму поведения самойправильной. Подобная вера в Бога не приносит никому вреда, но всё же время отвремени может негативно сказываться на близких верующего, поскольку он начинаетзапрещать что-то им или из-за его запретов для самого себя косвенно страдаютокружающие. Например, верующий человек может запретить есть мясо в пост и егочленам семьи придётся смириться с этим или верующий человек будет отказыватьв сексе до свадьбы, даже если они встречаются с девушкой уже несколько лет.Соответственно, такая вера тоже не является абсолютно положительной. Хотяверующие люди считают её единственно верной и не понимают тех, кто простоверит.

Те, кто действительно просто верят в Бога, имеют на религиюсвой собственный взгляд. Они не считают необходимым поститься, ходить в церковьи так далее. Такие люди уверены в том, что Бог, если он существует, настольковсесильное и мудрое существо, что он может услышать тебя где хочешь инезависимо от того, как именно ты будешь выражать свои мысли. То есть, к нему необязательно обращаться с молитвой. Можно просто что-то попросить, главное,чтобы желание было действительно хорошим. Такие люди также считают, что Бог нестанет карать за курение, секс и так далее, пока мы этим никому не вредим. Такие верующие, можно сказать,живут в соответствии с поговоркой: «На Бога надейся и сам не плошай».Естественно, они могут попросить у Бога помощи, но при этом сами стараютсясоздать те условия, которые будут наиболее благоприятными и удобными длявыполнения просьбы. Такие люди осведомлены о десяти заповедях и действительностараются поступать в соответствии с ними. То есть, человек уверен в том, чтоесли он действительно совершит что-то плохое по отношению к другим людям, тоБог его покарает. Но пока он старается быть добрым и справедливым, топретензий к нему не будет. Можно сказать, что такая вера является самойадекватной. К ней невозможно прицепиться даже атеистам, поскольку она не можеттормозить развитие человека. Скорее наоборот, даёт веры в свои силы и люди стараютсяраскрыть свои возможности, веря в то, что им помогает кто-то свыше. Такая вераявляется созидающей, поскольку человек, который верит в Бога, старается всегдаоставаться хорошим и помогать близким, чтобы те тоже не делали глупости. Такие люди никогда не навязывают своё мнение о религии ивере, стараются вообще поменьше касаться любых конфессий и сект, и попростуживут так, чтобы не было стыдно за бесцельно и неправильно потраченные годы.

Так всёже, нужна ли вера?

На это вопрос никто не может ответить однозначно, ну развечто те, кто стопроцентно уверены в том, что Бог существует, то есть истинноверующие. А о том, нужна ли их вера, всё же стоит поспорить. Но если говоритьо вере обычной, без особых запретов и перегибов, то, наверное, она всё женеобходима человеку. Каждому из нас нужна надежда на то, что всё будет хорошо,что чёрная полоса закончится и начнётся белая. А ещё, с самого детства мыверили в чудеса. И если эту веру полностью забрать, то в душу приходитразочарование, а именно разочарование становится причиной обозлённости людей,их глубокой обиды на жизнь. Человек, который вдруг перестал верить в чудеса,может стать замкнутым и депрессивным. Глядя на этот мир он понимает, что в нёмнет ничего особенного, ничего чудесного и из-за этого пропадает интерес кжизни, а вера даёт нам возможностьповерить в то, что существует всё же что-то особенное, пусть и невидимое нашемуглазу, что когда жизнь закончится, нас ждёт другой, волшебный мир, а непустота и темнота. Кроме того, осознание того, что у тебя есть невидимыйпомощник, твой ангел-хранитель, который не оставит тебя в трудную минуту,направит на правильный путь и в какой-то момент сотворит маленькое чудо, чтобытебе помочь. А ведь люди, которые верят в высшие силы, действительно замечаюттакие вот чудеса и от этого им становится легче на душе.

На самом деле, вера во что-то особенное, светлое ипрекрасное ещё никому никогда не вредила. Наоборот, она всегда давала силу иуверенность в завтрашнем дне. Поэтому, если человек верит именно так, а непытается с помощью веры кого-то поработить, уничтожить, разжечь войну и такдалее, то такая вера нужна людям. Именно благодаря такой вере мы окончательноне разочаровываемся в нашем мире и в людях, которые нас окружают. Когда вокругнас начинает происходить что-то нехорошее, те, кто верят,просят помощи у ангела-хранителя, и зачастую, у них действительно всё начинаетлучше получаться. А вот те, кто не верит, чаще опускают руки, чащеразочаровываются и чувствуют себя несчастными. Они могут быть очень умными,подтверждая этим то, что атеизм помог им развить свои умственные возможности.Но никого из них нельзя назвать по-настоящему счастливыми, ведь онразочарованы в окружающем мире и не верят ни во что хорошее. Поэтому, еслиговорить о том, нужна ли людям вера в Бога, то ответ будет скорееположительным, чем отрицательным, ведь, чтобы мы ни говорили, но каждомуиз нас действительно необходима вера в чудо.

Статьи по теме