Что такое финансовая культура. Финансовая культура. Как научиться финансовой грамотности

Когда финансовых продуктов и услуг становится все больше, а сами они — все сложнее, разобраться в них бывает непросто. Чтобы люди могли свободнее ориентироваться в мире финансов и выбирать именно те услуги, которые им нужны, Банк России ведет работу по финансовому просвещению и повышению финансовой грамотности. Регулятор участвует в разработке образовательных программ для школ и вузов, проводит мероприятия и онлайн-семинары, готовит информационные материалы для СМИ.

Для того, чтобы помочь гражданам разбираться в финансовых вопросах, разработан информационно-просветительский ресурс «Финансовая культура» - fincult.info .

Сайт предназначен для широкой аудитории с разным уровнем знаний об экономике и разными финансовыми возможностями. В материалах сайта в простой форме, с некоторыми допущениями и упрощениями разбираются ситуации, с которыми может столкнуться каждый — от необходимости взять кредит и выбрать наиболее удачный вариант накопления денег до поиска оптимальной стратегии формирования будущей пенсии. Это не прямое руководство к действиям, а лишь вспомогательная информация, которую можно учитывать, чтобы не оказаться в неблагоприятной ситуации и не упустить из виду что-нибудь важное при принятии финансовых решений.

Повышение финансовой грамотности

13 апреля 2017 года Председатель Банка России Эльвира Набиуллина и Министр образования и науки РФ Ольга Васильева Дорожную карту мероприятий по включению финансовой грамотности в программы российских образовательных организаций.

Согласно документу, подготовленному межведомственной рабочей группой, в 2017–2018 годах будут разработаны предложения по преподаванию основ финансовой грамотности в дошкольных учреждениях, внесены изменения в существующие программы начального, основного, среднего, среднего профессионального и высшего образования, подготовлены методические рекомендации для преподавателей на всех уровнях, включая дополнительное образование, а к 2019–2020 годам – предложения по внесению элементов финансовой грамотности в контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена. Для повышения мотивации как учащихся, так и преподавателей предусмотрены профессиональные конкурсы и тематические олимпиады.

Материалы для преподавателей

Больше справочных, методических и обучающих материалов можно найти в специализированном разделе для преподавателей сайта «Финансовая культура» .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Индивидуальное проектно-аналитическое задание

Выполнила Демченко Анастасия

1. Вопрос

Дайте собственное (авторское) определение "финансовой грамотности населения". Как оно соотносится с понятием "финансовая культура населения"? В чем состоит взаимосвязь понятий "финансовая грамотность" и "юридическая грамотность"?

Под финансовой грамотностью я понимаю, знание ключевых финансовых понятий, владение информацией о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах, умение её использовать и принимать разумные решения для реализации жизненных целей. Также это умение обеспечить собственное благосостояние, способность вести учет всех расходов и доходов, умение искать информацию в рынке банковских услуг, грамотно сравнивать предложения финансовых предприятий между собой. Финансово грамотный человек должен разбираться в системе налогообложения (правило начисление налогов на физическое лицо).

Финансовая грамотность и финансовая культура, на мой взгляд, тесно связанные понятия. Так как: финансовая культура предполагает, что разумные люди планируют свою жизнь наперед.Заранее расставляют приоритеты и цели во всех сферах жизни, используя при этом законы денег и определенные финансовые инструменты. Финансовая культура, на мой взгляд, это грамотное распоряжение финансами. То есть это - умение распоряжаться своими личными финансами и финансовая грамотность в этой сфере, несомненно, помогает людям.

Взаимосвязь понятий финансовая грамотность и юридическая грамотность прослеживается достаточно прозрачно. Данные понятия предполагают, что невозможно повышение грамотности в узкой области финансовых вопросов без сопутствующего повышения юридической грамотности. Как показывают исследования (социологические опросы населения), большинство жителей РФ не знает законов и не имеет навыков пользования законами, которые непосредственно касаются жизни каждого человека.

2. Вопрос

По каким критериям можно комплексно оценить уровень финансовой грамотности индивида (населения в целом)? Наряду с уже имеющимися, существующими индикаторами (критериями) финансовой грамотности, какие целесообразно добавить?

На мой взгляд, во-первых, уровень финансовой грамотности можно оценить, по уровню владения знаниями в финансовом учете. Можно оценить и по содержанию вопросов, которые поднимаются в обращениях граждан к государству. Второй критерий - это количество граждан, начавших пользоваться услугами финансовых институтов и банков. Третий критерий - уменьшение числа граждан, пострадавших от финансовых пирамид, которые периодически возникают на территории России.

НАФИ проводило исследование в области финансовой грамотности, именно эти компоненты выделили они:

1) установки, отвечают за формирование у индивида потребности в финансовых услугах и обеспечивают понимание последствий своих действий

2) знания о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах, об основных понятиях экономики и финансового рынка в частности.

3) навыки их использования.

Говоря о уровнях грамотности невозможно не затронуть статистику сегодняшних дней. Я привела в пример опрос ВЦИОМ. " Более половины респондентов (57%) не боятся утратить накопления, хранящиеся в банках. Каждый третий опрошенный (38%), напротив, выразил опасение в связи с возможной потерей банковских вкладов. Чаще других боятся потерять свои накопления граждане с начальным образованием (48%) и невысоким доходом (48%), а также сторонники коммунистов (50%). Результаты опроса текущего года сопоставимы с данными прошлых лет.

Большинство наших сограждан (63%) не считают необходимым предпринимать какие-либо действия для сохранения своих вкладов. Более активную позицию россияне занимали во время начала мирового экономического кризиса (в октябре 2008 года доля респондентов, давших аналогичный ответ, составляла только 48%).

Опрошенные, предпринимающие определенные меры, в первую очередь следят за работой банка (8%), хранят деньги в государственном банке или делают вклады в несколько банков (по 5%), снимают деньги со счетов или хранят небольшие суммы (4%). Небольшая часть респондентов страхует банковские вклады (3%), вкладывает деньги в недвижимость или приобретает вещи длительного пользования (по 2%). Еще 2% опрошенных убеждены, что уже выбрали надежный банк для хранения вкладов."

Заметно, про процент "активных" граждан самый низкий. Следует вывод о то, что если бы больший процент людей был финансово грамотен то и статистика была бы другая. финансовый расход доход

На мой взгляд, необходимо добавить к индикаторам психологический фактор, индивидуальный. Все попытки повысить уровень финансовой грамотности будут бесполезны, если в них не будет учтена психология человека в определенном возрасте.

3. Какие Вы выявили проблемы в оценке уровня финансовой грамотности населения? Какие факторы мешают объективной оценке уровня финансовой грамотности?

На мой взгляд, проблемы в финансовой грамотности достаточно существенны. Например, это разрозненный характер путей ее повышения. Нет четкой схемы для работы. В каждом регионе России свои методы и способы. Во-вторых, не разработана система показателей, характеризующих уровень финансовой грамотности и финансового поведения населения. В-третьих, не выявлены самые уязвимые точки населения. Следующей проблемой может являться не сформированная система мониторинга, позволяющая отслеживать изменение уровня финансовой грамотности и финансового образования населения, как в ходе реализации различных программ, так и по их завершении.

Мне кажется, что основной фактор, мешающий объективной оценке уровня грамотности это то, что люди, отвечающие на анкеты по уровню финансовой грамотности, не могут себя объективно оценивать, поэтому всегда присутствует субъективизм.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие финансовой грамотности и значение экономических знаний для населения в современном обществе. Направления финансовой грамотности в России и за рубежом. Основные направления деятельности государства по повышению финансовой грамотности в стране.

    эссе , добавлен 05.12.2013

    Финансовая грамотность в исторической перспективе, современная ситуация в России и за рубежом. Оценка уровня финансовой грамотности студентов, конструирование социального контекста и анализ результатов. Факторы, влияющие на финансовую компетентность.

    дипломная работа , добавлен 10.09.2016

    Состав и структура расходов бюджетов на социальное обеспечение населения, их значение. Структура расходов федерального бюджета по разделу "Социальная политика". Методика планирования расходов бюджета. Финансирование приоритетных национальных проектов.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2013

    Понятие доходов и расходов организации, структура финансовых результатов. Сущность и виды прибыли. Современное состояние учета финансовых результатов в ООО "Интерма К". Учет доходов и расходов по видам деятельности. Оценка показателей рентабельности.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2011

    Прибыль как экономическая категория. Нормативно-правовое обеспечение учета и анализа финансового результата. Краткая характеристика ЗАО "Марийскмолпром". Учет доходов и расходов организации. Краткий анализ показателей прибыли (убытка), рентабельности.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2015

    Определение цены, рентабельности собственного капитала организации. Характеристика собственных и заемных источников финансирования. Расчет дополнительной потребности в финансировании Составление прогнозного баланса. Анализ финансовой устойчивости.

    контрольная работа , добавлен 18.10.2010

    Счета для учета доходов и расходов. Синтетический и аналитический учет расходов на продажу. Расчет показателей деятельности ЗАО "Корус АКС", составление журнала хозяйственных операций. Анализ выполнения плана по производству и реализации продукции.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2014

    Понятие и порядок определения финансовых результатов деятельности предприятия. Учет доходов и расходов от обычных видов деятельности, формируемых на счете 90 "Продажи" и учет прочих доходов и расходов, формируемых на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

    курсовая работа , добавлен 22.06.2011

    Понятие расходов на обеспечение безопасности государства. Анализ расходов федерального бюджета на обеспечение безопасности РФ на современном этапе. Повышение эффективности расходов на обеспечение безопасности государства в ходе рыночных преобразований.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2011

    Изучение основных проблем в функционировании финансовой системы РФ, представляющей собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических, экономических функций. Финансовая система зарубежных государств.

Высочина М,Кураедов М.ЗахаровД,ЗаводоваВ.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«На пути к финансовой грамотности и экономической культуре»

Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ. Ее можно определить как способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды.

Финансовая грамотность включает способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, делать выбор соответствующего финансового инструмента, создавать сбережения, чтобы обеспечить будущее и быть готовыми к нежелательным ситуациям.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Грамотность школьников и учащейся молодежи в финансовой сфере – важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и экономической безопасности населения и будущих поколений граждан.

Проектная модель обучения «На пути к финансовой грамотности и экономической культуре» основана на практико-ориентированном подходе и социальном партнерстве в сфере образования с привлечением партнеров, представляющих банковские и финансовые организации, которые объединяют усилия в целях эффективной и результативной подготовки подрастающего поколения к успешной деятельности в сложных и динамичных условиях современной экономики.

Сотрудники банка выступают в роли наставников и в сотрудничестве с учителями помогают школьникам освоить ключевые понятия и базовые навыки финансовой грамотности.

Мероприятия, направленные на формирование финансовой грамотности порастающего поколения, могут оказать воздействие при соблюдении ряда ключевых условий, к которым относятся: доступность и увлекательная форма изложения, адаптация к возрастным особенностям восприятия, мотивация, непрерывность, массовость. Они направлены на развитие полезных навыков обращения с деньгами в следующих основных направлениях: доходы, расходы, сбережения. Проект устанавливает связь между деньгами и источниками доходов, дает возможность сформировать представление о возможностях профессионального выбора, включая предпринимательскую деятельность

Актуальность

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают - деньги позволяют поучить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.

Фактически современные школьники выросли вместе с рыночной экономикой, которые, живя в мире ценников, а не ценностей, не догадываются о другой системе человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами.

Времена, когда главенствовала поговорка «Не в деньгах счастье», канули в Лету, теперь актуальна другая – «Не в деньгах счастье, а в их количестве».

Да, дети, как и взрослые, полюбили деньги. Естественно, он начинает их желать. И тут перед родителями встает вопрос – давать ли ребенку деньги, и если давать, то в каком количестве.

В России нет регулирования выдачи карманных денег детям, поэтому судить о размере карманных денег достаточно сложно, официальной статистики нет. Однако, размер выдаваемых денег засвистит от разных факторов: финансовых возможностей родителей, размера выдаваемых денег другим детям, зрелости ребенка, а также здравого смысла. Как же эти проблемы решают родители наших гимназистов. Дают ли своему ребенку деньги? Сколько? Всегда одинаковую сумму или когда как? Как и куда тратят ребята выдаваемые деньги.

Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» нас очень привлекла. Ребята целый день носятся с этими деньгами, озадаченные тем, на что бы их потратить. И у нас создалось впечатление, что одноклассники не имеют представление о том, как можно расходовать деньги, а с другой стороны – что они не знают цену деньгам, не понимают, как зарабатываются деньги.

Как формируется отношение одноклассников к деньгам?

Что влияет на эти отношения?

В работе нам бы хотелось определить уровень экономического сознания и поведения школьников

И это натолкнуло нас на мысль, изучить проблему пристальнее.

Цель исследования: изучение материального притязания детей начала третьего тысячелетия, и системы выдачи денег родителями. является повышение финансовой грамотности, содействие формированию у школьников разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.

Задачи исследования:

Исследовать отношение школьников к деньгам;

Изучить наличие карманных денег у учащихся нашей школы;

Определить мотивы расходования денег;

Попытаться разобраться в способах выдачи денег на карманные расходы;

Предмет исследования: карманные деньги.

Объект исследования: отношение школьников к карманным деньгам, структура их расходования второклассниками.

Задачи проекта : . образовательные :
-повышение уровня знаний в области финансовой грамотности ;
-формирование навыков по применению полученных знаний ;
развивающие :
-развитие памяти , логики , наблюдательности ;
воспитательные :
-воспитание активной жизненной позиции
Формы работы :

Групповые и индивидуальные занятия ;
-приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий ;
-практическое использования полученных знаний ;
-диалоги с учащимися в процессе изучения темы ;
-индивидуальная
работа с книгами ;
-работа с таблицами , графиками , иллюстрациями ;
-проведение тематических правовых викторин ;
-дистанционное
обучение с использованием сети Интернет ;

Гипотеза:

Если мы изучим отношение младших школьников к деньгам, определим структуру расходования денег, то сможем увидеть, не скрывается ли тот культ денег, который формируется в современном обществе.

Источники исследования

Современные журналы;

Интернет;

Домашняя библиотека;

Личные наблюдения;

Воспоминания учителей и родителей;

Методы исследования.

Сопоставительный, сравнительный методы;

Социологический анализ; метод количественной обработки данных и анкетирование, собеседование и наблюдения.

Основные направления реализации проекта

Разработка стратегии повышения финансовой грамотности, мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности населения
- создание кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности населения
- образовательные программы и информирование населения
- совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг

Целевые группы проекта :
Обучающиеся 8,10 классов , преподаватели , представители общественных организаций , в том числе молодежных , родители .
В рамках проекта для учащихся будут рассматриваться вопросы по личному финансовому планированию , менеджменту и финансовым пирамидам , банковским продуктам и организован клуб повышения финансовой грамотности " Планируй свое будущие ". Целевой установкой обучения финансовой грамотности является :
-развитие познавательной и социальной активности учащегося ;
-усвоение навыков участия в деловых играх , делового общения и решения проблемных задач ;

В рамках фронтального опроса, дискуссии и тд. Выявляется проработанность вопросов по:


Сроки реализации проекта
апрель 2017 – май 2019 года .
Планирование проекта :
1 . Подготовительный .
На данном этапе необходимо :
-подготовить необходимые документы для его согласования ,
-разработать положение о клубе финансовой грамотности ,
-провести социологический опрос на выявление заинтересованности уча-щихся в вопросах повышения финансовой грамотности
-провести
вводное занятия по финансовой грамотности с привлечением сторонних организаций
-сформировать
команду для клуба финансового просвещения « Планируй свое будущие »
-разработать рабочую программу - « Основы финансовой грамотности »
2 . Реализационный .
По итогам подготовительного этапа необходимо осуществить следующее :
-провести серию занятий в школе по главным вопросам финансового просвещения
-ввести
в действие положения о клубе финансовой грамотности учащихся
-провести
семинар для педагогического коллектива по основам финансовой грамотности
3 . Заключительный .
Организованная
работа клуба
-оформление
и публикация результатов проделанной работы на сайте школы
-оценка эффективности проекта
-управление
проектом
-организационный
комитет :
Администрация
школы

Руководитель проекта – реализация и организация проекта – учитель обществознания и экономики Е.Д.Высочина
организация
и координация работы Куроедов М., Захаров Д., Пчельникова Д.,Высочина М., Черепов А.
Медиапланирование проекта
О данном проекте можно будет узнать из таких источников СМИ , как :
-Интернет – основное положение и информация о проекте будет располагаться на сайте школы .

Социологический опрос Среди опрошенных взрослых по возрастному признаку лидирующее место заняли респонденты в возрасте от 30 до 50 лет (69,2 %). На второй позиции респонденты в возрасте до 30 лет, на третьем месте в возрасте старше 50 лет. По половому признаку лидируют женщины – 80,8%. Мужчины – 19,2%. Наглядно, данные приведены в Диаграммах 3,4.

акже мы выяснили, что 92,3% опрошенных взрослых имеют своих детей, 7,7 – нет. (Диаграмма 5.)

Планы уроков по основным вопросам финансовой грамотности , результаты социологического опроса и проведенных занятий .
Партнеры: Банк «Центр- Инвест», институт Ранх и госслужбы

Финансирование проекта .


Оценка эффективности проекта .
Рост численности обучающихся , получающих доступные качественные услуги дополнительного образования ;
-Уменьшение финансовых рисков у молодежи ;
-Повышение уровня финансовой грамотности ;
-Межрегиональный
обмен опытом между участниками программы школьного клуба ;
-Увеличение количества молодежи , разбирающихся в тонкостях финансовой системы.

Ожидаемые результаты проекта .
-Подготовка кадров по направлению « Финансовая грамотность »;
-Увеличение доли школьников , принимающих участие в олимпиадах по финансовой грамотности ;
-Увеличение доли учащихся , имеющих возможность получать доступные качественные услуги дополнительного образования ;
-Рост доли учителей , заинтересованных в работе клуба по финансовой грамотности ;
-Внедрение данного проекта в другие образовательные учреждения ;
-Возможность сотрудничества с высшими профессиональными учреждениями ;
-Обмен опытом со школьниками из других стран и регионов ;
-Создание виртуального клуба по финансовой грамотности ;
-Привлечение школьников к проектно - исследовательским работам по вопросам финансового просвещения ;
-Поиск единомышленников , установление связей с другими школами района и области , оперативный обмен опытом в целях создания единого воспитательного и образовательного пространства ;
-Создание
пресс - центра клуба ;
Заключительние .
В
результате реализации проекта происходит повышение коммуникативной культуры обучающегося , что является очень важным компонентом при формировании финансового осознания школьника . Происходит уменьшение количества необдуманных финансовых вложений , а также повышение доли финансово грамотного населения будет способствовать развитию финансового рынка , притоку инвестиций граждан , повышению качества предлагаемых товаров и услуг , развитию малого и среднего бизнеса , трудовой занятости .
Изучать финансовый рынок необходимо начинать еще в школе, повышать финансовую грамотность, получать практические навыки по управлению личными финансами, уметь составлять свой личный финансовый план, учиться искусству сбережения и инвестирования.
Формировать у молодежи устойчивые взгляды на то, что финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций необходимо уже сегодня. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Нужны ли ребёнку карманные деньги?
  • Да
  • Нет
  1. Вы даёте ребёнку деньги на карманные расходы?
  • Да
  • Нет
  • Иногда
  1. Какую сумму денег вы даёте своему ребёнку?
  • Меньше, чем хочется но, больше, чем жизненно необходимо.
  • Столько, сколько просит.
  1. Надо ли ребёнка посвящать в семейный бюджет?
  • Да
  • Нет
  1. Обсуждаете ли вы то, как распорядился деньгами ребёнок?
  • Да
  • Нет

Приложение 2

1.Были ли у вас карманные деньги, когда вы были подростками?

2. Зарабатывали ли вы сами деньги или вам давали деньги ваши родители?

3. На что тратили карманные деньги?

Приложение 3

Анкета «Второклассники и карманные деньги»

Анкета 1.

1.Нужны ли ребёнку карманные деньги?

  • Да
  • Нет

2. Дают ли тебе родители карманные деньги?

  • Да
  • Иногда
  • Нет

3. Для чего тебе нужны карманные деньги?

  • На игрушки
  • На развлечения
  • На сладости

Анкета 2.

1.Что ты сделаешь с карманными деньгами?

  • Трачу на всякие мелочи
  • Откладываю в копилку

2.На что ты, в первую очередь, потратишь карманные деньги?

  • На книгу
  • На компьютерные диски, игрушки
  • На сладости

3.Одолжил бы ты свои карманные деньги кому- нибудь?

  • Да
  • Нет
  • Иногда

4.Если тебе не возвращают карманные деньги, то как ты поступишь?

  • Попросишь вернуть
  • Скажешь родителям
  • Отберёшь силой

5.Кому бы ты купил подарок на карманные деньги?

  • Родителям
  • Другу
  • Себе

6.Что бы ты пожелал себе?

  • Крепкого здоровья
  • Иметь карманные деньги
  • Хорошо учиться

Приложение 4

«Стали бы Вы лучше учиться, если бы родители платили деньги за хорошие отметки?»

Да

Нет

Не знаю

Приложение 4

Афоризмы

Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство. (Б. Ауэрбах)

Деньги для людей умных – составляют средства, для глупцов – цель. (Э. Бомен)

Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их. (М. Монтень)

Там, где сорят деньгами – очень сложно блюсти чистоту. (Э. Севрус)

Деньги никого не сделали дураком, они только выставляют дураков напоказ. (К. Хаббард)

Считается, что любовь к деньгам – корень всех бед, тоже можно и сказать про отсутствие денег. (С. Батлер)

Можно без ущерба бросать деньги на ветер, когда он дует в вашу сторону. (Э. Севрус)

На лишние деньги можно купить только лишнее, а из того, что необходимо душе – ничто за не покупается. (Г. Торо)

Человеку, у которого нет денег – трудно остаться порядочным. (Б. Франклин)

Краевая научно-практическая конференция «Я – исследователь»

Полезные советы «Как научиться управлять деньгами»

Причем совершенно не важно, какими средствами вы обладаете. Это может быть и 100, и 500 рублей. Выполняя эти простые правила, вы не только осознаете настоящую ценность денег, но и научитесь управлять ими.

- Для начала подсчитайте, сколько денег у вас есть. Но не считайте деньги, которые вы ожидаете скоро получить. Ожидаемые деньги, это еще не ваши деньги.

- Затем следует точно выяснить, сколько денег вы должны. Учитывать необходимо все, даже деньги, занятые у одноклассника на мороженное.

- Подсчитайте свой личный капитал. То есть от суммы наличных вычтите сумму долгов. Это и будет вашим чистым капиталом. Если оно положительное, значит, вы делаете что-то правильно, и «транжирами» вас не назовешь. В случае если это число отрицательное – у вас проблемы, которые нужно решать как можно быстрее.

- Сколько денег у вас появляется каждый месяц. Звучит странно, но здесь есть разграничения: кто-то получает в месяц только карманные деньги от родителей, причем, эта сумма бывает и четко оговоренной, одинаковой, а бывает, что родители выделяют деньги в зависимости от потребностей и запросов. Среди вас наверняка есть и те, кто подрабатывает сам. В любом случае, точно необходимо знать, эту сумму.

- Определите слабые места своих расходов. Например, кто-то тратит свои деньги в основном на бижутерию, а другой человек пополняет коллекцию новыми CD. Третий проигрывает деньги на игровых автоматах, а четвертый тратит в Интернет-клубах. Опасность таких слабостей заключается в том, что мы сами не замечаем, как начинаем привыкать тратить определенные суммы, порой на ненужные вещи. По мере взросления, от этой привычки труднее избавиться. Большую часть времени наши деньги попадают в такие «черные дыры» на подсознательном уровне, мы даже этого не замечаем. Выведите все подобные расходы на поверхность и разберитесь с каждым из них, ведь не все траты одинаково вредны. Например, покупка нового диска вряд ли можно назвать пагубной привычкой, а «просаживание» денег на игровых автоматах может превратиться в настоящую болезнь. Теперь, когда вы осознали эти проблемы, работайте над тем, чтобы контролировать их.

- Попробуйте не тратить деньги на протяжении одного дня. Выберите хотя бы один день и постарайтесь в этот день не потратить ни копейки. Посмотрите насколько приятно чувствовать, что можно управлять своими желаниями, сберегая при этом деньги. Постарайтесь добавить больше таких дней в свою жизнь.

- Начните сохранять чеки за покупки. Многие не думая, выбрасывают чек как мусор, даже не думая, каким образом он может пригодиться. Между тем, собирать и выписывать траты может стать полезной привычкой.

Во-первых, это поможет систематизировать расходы, у вас перед глазами будут все потраченные деньги.

Во-вторых, с сохраненным чеком можно обменять товар или вовсе сдать его.

- Проверьте, что вы не платите больше, чем возможно. Это может касаться таких простых вещей как тариф сотовой связи. Очень часто старые тарифы, с возможностями новых предложений устаревают и кажутся более дорогими и невыгодными. Проверяйте время от времени и другие возможности, будьте в курсе происходящего в сферах, где у вас задействованы какие-либо средства.

- Перед походом в магазин составляйте список покупок. Да этот старый «бабушкин» способ экономить, очень может пригодиться! Уделите время тому, чтобы определить, сколько и чего вам нужно. Покупайте только то, что находится в списке, и избегайте незаписанных искушений.

- Считайте свои расходы. Записывайте каждую потраченную копейку за день. Это покажет вам, куда деваются ваши деньги. Продолжайте вести записи ежедневно. Очень скоро перед вами будет ясная картина того, на какие расходы необходимо обратить особое внимание.

- Составьте бюджет. Как только Вы определили сумму, которая приходит и уходит каждый месяц, составьте бюджет, чтобы лучше управлять этим потоком. Этот бюджет должен быть достаточно реалистичным, чтобы служить вам руководством на пути через различные финансовые трудности и проблемы.

- Прочтите о финансах. Образование – это верное орудие, когда речь идет о деньгах. Прочтите сегодня одну статью, или часть книги по личным финансам на интересующую тематику. Повторите это снова в другой день и продолжайте самообразование.

- Начните сберегать деньги на крупные покупки. Даже не имя собственного заработка, накопить деньги на ноутбук или новый велосипед вполне возможно. Откройте сберегательный счет и выделяйте какую-то сумму на него каждый месяц, или каждый раз, когда получаете деньги. Даже небольшая сумма лучше, чем ничего. По возможности увеличивайте сумму, откладываемую на этот счет.

- Заботьтесь о других. Будьте чуткими к своей семье, родителям. Иногда возможны трудности и у взрослых. Если родные временно нуждаются в деньгах, помогайте им! И вы увидите, как изменится отношение к вам в семье. Ведь это поступок по - настоящему взрослого и ответственного чело

Из-за невежества в сфере экономики и денег люди часто не в состоянии обеспечить себе достойную жизнь даже при хорошей зарплате. К тому же нашей финансовой безграмотностью часто пользуются другие люди, что приводит к печальным последствиям. Именно по этим двум причинам стоит изучать основы финансовой грамотности. Как вы увидите дальше, умение много зарабатывать вовсе не означает безбедную жизнь. Если человек зарабатывает деньги только при помощи определенных умений (музыкальное, медицинское образование), то этого недостаточно. Умение управлять заработанными деньгами требует совершенно новых навыков и знаний — и именно оно способно привести вас к финансовой независимости.

Нас не учат управлению личными деньгами в школе и даже в университете — и это самое большое упущение как для любого государства, так и для нас с вами. С денежными вопросами мы сталкиваемся по несколько раз в день и при этом совершенно не понимаем, что же такое деньги и как стать финансово состоятельным человеком. Более того, если спросить почти у любого человека, что такое финансово состоятельная личность, ответ будет один: «Тот, у кого есть машина и хороший дом». В нашем курсе вы поймете, что это неверное определение состоятельного человека по многим причинам и узнаете какое мышление нужно в себе развить, чтобы спустя несколько лет добиться устойчивого финансового положения или хотя бы приобрести некоторые привычки, которые помогут вам грамотно экономить и не выбрасывать деньги на ветер.

Что такое финансовая грамотность?

Это не очень простой вопрос, потому что разные люди понимают его по-разному, да и само это понятие скорее философское и сугубо субъективное. Но если все же попытаться придать направление нашему курсу, то можно сказать, что:

Финансовая грамотность — это четкое понимание того, как работают деньги, как их зарабатывать и управлять ими. Есть две главные особенности финансово грамотного человека. Первая: его расходы никогда не превышают доходы. Вторая: любая позитивная разница между месячным доходом и расходом пускается в инвестиции любой формы.

Наверняка вы знакомы со многими людьми, которые весьма неплохо зарабатывают уже несколько лет и при этом едва сводят концы с концами. Они прекрасно делают то, чем занимаются — это может быть программирование, искусство, наука, . Однако некоторые из них умудряются даже при этом залезать в долги. И ладно бы еще они покупали себе важные вещи, при помощи которых они . Как правило, эти товары совершенно бессмысленны и их покупка становится обременительной.

Это может показаться странным, но по сути не имеет значения сколько вы зарабатываете на данный момент. В истории человечества есть тысячи историй о том, как совершенно нищий человек становился миллионером. Также есть и обратные истории — люди, которым на голову падало богатство, умудрялись потерять все за короткое время. Поэтому очень важно понимать, что ваш нынешний доход — не приговор. Именно затем и нужна финансовая грамотность. Она показывает, как путем приобретения некоторых финансовых привычек любой человек может вылезти из финансовой ямы и твердо встать на ноги.

Экономика является сложным инструментом для понимания. Об этом говорят финансовые кризисы, когда даже самые лучшие экономисты мира не были способны предсказать теперь уже кажущиеся очевидными вещи. Теперь экономисты используют фразу о циклах, снимая с себя ответственность: «Существуют циклы, мировые кризисы будут всегда». Предсказать точную дату кризиса не может никто, однако подготовиться к ним может каждый.

Может ли миллионер быть финансово неграмотным человеком? Может. Например, таковым является голливудский актер, который за одну роль может получить несколько миллионов долларов. Спустя какое-то время его слава проходит, а вместе с ним исчезает его финансовое состояние. Поэтому он вынужден остаток своей жизни играть низкооплачиваемые роли, распродавать свое имущество, чтобы сводить концы с концами. Это прекрасная иллюстрация важности финансовой грамотности.

Применение финансовой грамотности в жизни

Изучение теории, выращивание в себе осознанного отношения к деньгам и финансовое мышление — эти три вещи помогут любому человеку устроиться в жизни.

Наиболее важным является финансовое мышление, однако очень важно постоянно учиться и дополнять знания практическими навыками. Кто-то считает, что нужно работать как можно больше, чтобы стать финансово обеспеченным. С одной стороны это так, но с другой нужно прежде всего работать разумно. Как только вы начинаете свой финансовый путь, вы вынуждены работать как можно больше. Но есть один важный момент: чем больше денег у вас становится, тем более разумно вы должны подходить к работе. Нет смысла становиться богатым и работать на износ. Финансово грамотный человек по мере наращивания капитала работает меньше и при этом успевает больше. Например, когда вы добьетесь того, чтобы стать инвестором, вы можете работать меньше. За вас будут работать деньги. Конечно, в этом случае никто не запрещает вам заниматься любимым делом и продолжать работать, но теперь вы будете сами решать сколько и где.

Помните, что применять финансовые знания можно уже сейчас. Все, что вы делаете с финансами сегодня, влияет на ваше будущее. Когда вы перестаете покупать ненужные вам вещи, у вас появляются новые возможности. У вас начинает формироваться простая мысль — деньги должны делать новые деньги. Простая трата ваших доходов дает сиюминутный результат и никак не двигает вас вперед.

Любая книга о финансовой независимости прежде всего даст вам понять важности оптимизации расходов в вашей жизни. Тратить все, что зарабатываете — это самая худшая стратегия, хуже нее только жизнь в кредит.

Наш курс поможет вам изменить свою жизнь и отношение к деньгам. Вы научитесь мыслить категориями десятилетий. В любой сфере жизни удовлетворение сиюминутных желаний не приводит ни к чему хорошему. В сфере финансов это способно привести к самым катастрофическим последствиям. Курс финансовой грамотности призван изменить ваше мышление и помочь стать более взрослым и человеком.

Как научиться финансовой грамотности?

Никто не рождается финансово грамотным человеком. Можно родиться в богатой семье, но это не гарантирует вам прекрасного финансового будущего.

Чтобы вырастить в себе финансовое мышление, нужно уделить этому много месяцев. Однако многие позитивные изменения вы можете развить в себе уже в течении нескольких дней. Теорию денег можно изучить достаточно быстро, также можете понять как работает рынок акций или банк. И только поняв как работают финансы, вы начнете понемногу двигаться вперед.

В прошлые времена с финансовой грамотностью дела обстояли еще хуже. Человек был вынужден работать с утра до ночи, чтобы хотя бы выжить. Финансовая культура существовала в зачаточном состоянии. Чтобы стать состоятельным человеком, нужно было применять силу. В наше время многое изменилось и это прекрасный шанс для каждого из нас преуспеть в жизни. Есть масса материалов в свободном доступе: книги, курсы и видео. Любая информация доступна уже здесь и сейчас. Впрочем, как мы знаем, доступность информации одновременно и обесценивает ее. Вы должны четко уяснить, что у вас уже есть все, что нужно для финансового процветания, осталось только найти правильные материалы.

Пожалуй, самым важным навыком для развития финансовой грамотности является . Больше 90% людей в мире тратят деньги совершенно бездумно и именно по этой причине никто из них не станет состоятельным человеком. Никто ничего не гарантирует и оставшимся 10%, однако шансов у них все-таки побольше. Развивая дисциплину в отношении финансовых привычек, вы тысячекратно увеличиваете свои шансы на то, чтобы лет через десять отойти от дел, иметь пассивные источники дохода и делать все, что пожелаете.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки по финансовой грамотности

Изучив большое количество литературы и биографий богатых и успешных людей, мы пришли к выводу, что финансовая грамотность — это навык. Любому навыку можно научиться. Мы разработали для вас шесть уроков, каждый из которых затронет определенный аспект финансовой грамотности. Хорошая новость состоит в том, что нам не нужно было ориентироваться на разные типы людей, так как финансовая грамотность не является чем-то уникальным для каждого финансово успешного человека. Это определенный набор знаний и несложных навыков, которые способен приобрести каждый. Все великие бизнесмены имели примерно одинаковую философию, различались только пути достижения цели.

Цель курса : познакомить нашего читателя с планированием, финансовым анализом и инвестированием.

Задача курса : развить в читателе финансовое мышление, которому не учат в школе и университете.

Представляем вам небольшой обзор каждого из уроков.

Как проходить занятия?

Временами этот курс может показаться не очень легким, однако мы постарались смешивать простые и сложные вещи. Экономика отчасти сложна, однако стоит познакомиться с ней поближе и вы поймете, что в ней существуют свои вполне и понятные законы. Также в ней существуют и совершенно нелогичные вещи, однако вы будете это понимать и предпринимать все, чтобы быть готовым к неожиданностям.

Первый, третий и пятый уроки имеют отношение скорее к теории, чем практике. Вы можете выбрать именно такой порядок изучения. На теорию потребуется меньше всего времени. Второй, четвертый и шестой уроки являются по большей части практикой и требуют больше времени на изучение и воплощение. Впрочем, вы можете изучать уроки по порядку. Симбиоз теории и практики — это правильный подход и любой профессионал своего дела знает об этом. Можно много думать и не действовать, а можно бездумно действовать и совершать массу ошибок. Когда же вы думаете и действуете, то получаете самый лучший результат.

Наш курс вы можете пройти двумя способами, имеющими отношение к временным промежуткам. Например, при наличии времени вам вполне может хватить недели. Однако мы рекомендуем вам проходить курс более вдумчиво и время от времени к нему возвращаться. Когда вы пройдете курс, то вернитесь к нему и закрепите навыки, просмотрите список рекомендуемой литературы и двигайтесь дальше. Тем не менее, наш курс самодостаточен сам по себе и на многие вещи поможет открыть вам глаза. Мы постарались сделать его увлекательным и легким для понимания.

Понятие «финансовая культура» значительно шире понятия «финансовая грамотность». Оно предполагает, что человек не только обладает необходимыми специальными знаниями, но и ответственно относится к финансам, обладает навыками формирования личного бюджета, умеет им управлять. Достаточный уровень финансовой культуры специалисты считают одним из основных условий стабильного развития общества, залогом благополучия каждого гражданина.

Человек, обладающий финансовой культурой, имеет представление о том, какие процессы происходят в современной экономике, как устроено денежное обращение, насколько влияет на жизнь общества инфляция, как правильно проверить подлинность банкнот или защитить себя от мошенников. Вооруженный знаниями и культурный в финансовом смысле гражданин способен самостоятельно или с помощью специального кредитного или депозитного калькулятора рассчитать возможный доход по депозитному сертификату, долговую или налоговую нагрузку на семейный бюджет.

В последние годы российское государство стало уделять больше внимания формированию у граждан финансовой культуры, включив этот вопрос в список своих приоритетов. Сложность состоит в том, что население России сильно различается по уровню знаний и своим финансовым возможностям. Согласно опросам, примерно половина россиян считает свои знания в финансовой сфере недостаточными и неудовлетворительными. Более того, даже наличие высокого экономического статуса и соответствующего формального образования не может служить гарантией того, что финансовая культура у такого гражданина сформирована. На помощь приходят специальные программы содействия финансовой грамотности и культуре.

В августе 2017 года Банк России анонсировал введение в строй нового ресурса, получившего название «Финансовая культура». Данный сайт предназначен для самой широкой аудитории, имеющей разный уровень образования и финансовые возможности. Перед создателями проекта стояла задача: в предельно простой форме разбирать ситуации, с которыми может встретиться абсолютно каждый. В круг таких вопросов включены, в частности, необходимость взять кредит, выбрать оптимальную форму накопления денежных средств, отыскать надежную стратегию формирования будущей пенсии или инвестирования.

Непосредственное участие в работе над повышением финансовой культуры принимают преподаватели вузов, методисты и волонтеры, имеющие опыт в вопросах управления финансами. Их совместная деятельность не носит рекомендательного характера, а имеет сугубо просветительские цели. Рассматриваемые в ходе обучения ситуации нередко содержат упрощения и свободные допущения, что помогает не утонуть в море специальных терминов и позволяет составить предельно общее представление о сути того или иного явления в мире финансов.

Устроители указанного ресурса считают, что сайт «Финансовая культура» будет полезен не только потребителям, которые стоят перед задачей выбора определенной финансовой услуги, но также и тем, кто намерен разобраться в устройстве и принципах работы финансового рынка.

Статьи по теме