Человек воспринимает мир через руки как называется. Как человек воспринимает мир в разных состояниях. V. Домашнее задание

Около 80% информации мы получаем именно от органов зрения. Неудивительно, что зрительная кора занимает почти половину от площади коры головного мозга - значительно больше, чем другие сенсорные анализаторы. Большинство людей, представив себя слепыми, немедленно приходят в ужас. Перед ними будто открывается непроглядная бездна: все краски гаснут, все дорогие сердцу образы уходят в темноту. Но на самом деле незрячие люди живут вовсе не в этом безрадостном месте.

Чтобы отправиться в мир незрячих людей, попробуйте отважиться на небольшой эксперимент. Представьте себе место, где вы не можете ориентироваться привычным для себя образом, при помощи глаз. Попробуйте хотя бы на время вообще забыть, что такое зрение.

Пока вы обживаетесь в этом мире, стукаясь о мебель, вы постепенно начинаете слышать не только конкретные звуки - например, звук от падения стула - но и само пространство вокруг себя. Протянув руку, вы уже знаете, что справа найдёте стену. Вы чувствуете запах еды за следующей дверью. Вы даже можете различить в нём отдельные тона. Вы чувствуете лёгкий ветерок на своём лице: он подсказывает вам, в каком пространстве вы находитесь и куда вам нужно идти.

Вы находите здесь и других людей. Хоть вы и не видите их лиц, вы чувствуете все оттенки радости, скуки и тоски в их голосах. Вы понимаете всё, о чём они говорят, за исключением отдельных выражений - таких как «красное платье» и «красивый пейзаж»; их вы понимаете не до конца.

Когда ваши глаза снова обретают способность видеть, до вас не сразу доходит, зачем она была вам нужна. Вы уже знаете, что и другие органы чувств могут дать вам своё представление о реальности. Да, вы набили немало синяков, пока учились ориентироваться в пространстве. Но вы узнали и кое-то новое. Вы поняли, что «реальность» необязательно должна быть такой, какой вы привыкли её видеть.

С 1988 года подобный эксперимент проделали уже тысячи зрячих людей во многих странах мира. Именно в этом году в Германии открылась выставка «Диалог в темноте», которая призвана дать зрячим людям хотя бы смутное представление о мире, в котором живут слепые. В России эту роль выполняет музей «Прогулка в темноте» , который открылся в Москве в 2016 году.

Большая часть пространства музея погружена во тьму. Проводниками для посетителей служат слепые и слабовидящие. Создатели называют это сенсорной интерактивной экспозицией и подчёркивают не только её развлекательную, но и социальную роль. Сначала им казалось, что посетители могут быть не готовы к такому опыту. «А оказалось, что они не просто готовы, но хотят знать больше о жизни незрячих, чем мы предполагали» - признаётся одна из основателей проекта.

Долгое время слепота воспринималась либо как неисправимый дефект, полностью лишающий человека нормальной жизни, либо как знак исключительной одарённости (отсюда убеждение, что из незрячих получаются лучшие массажисты и музыканты). Иногда считалось, что слепота способствует развитию интуиции, «шестого чувства» или духовного созерцания. Так, про философа Демокрита говорили, что он ослепил себя, чтобы целиком отдаться философии. Но далеко не все незрячие люди одарены музыкально или обладают исключительной интуицией.

Те, кто утратил зрение в очень раннем возрасте или ещё до рождения, действительно живут в мире, отличном от нашего. Они не представляют мир в зримых образах: их «представления» и воспоминания обладают другими качествами. Цвета для них - только абстрактные обозначения. Они тоже видят сны, но эти сны наполнены не лицами и образами, а звуками, запахами и ощущениями.

Но для многих других незрячих мир насыщен визуальными образами. Даже если они уже ничего не видят глазами, воображение у них по-прежнему работает. У некоторых даже развивается синестезия, и они буквально «видят» голоса и звуки.

Человеческий мозг очень пластичен. Если нет зрения, он будет полагаться на другие органы чувств. Поэтому зрительная кора у слепых, как показали исследования при помощи фМРТ, участвует в восприятии звуков и речи. Эта пластичность, впрочем, может обернуться и другой стороной. При замене повреждённой сетчатки у взрослого человека зрение никогда не восстанавливается полностью - именно потому, что мозг уже перенастроился на другие потоки ощущений. А мы не можем отключить у человека слух и осязание, чтобы мозг перестал лениться и снова научился видеть.

О том, как незрячие люди воспринимают мир, лучше всего могут рассказать сами незрячие. Сотрудники музея «Прогулка в темноте» любезно согласились ответить на несколько наших вопросов.

Говорят, что слепой лучше понимает мир зрячих, чем зрячий - мир слепого. Так ли это на самом деле? С какой стороны чаще возникает непонимание?

Дмитрий Клюквин

незрячий, гид музея «Прогулка в темноте»

Естественно, это правда, и это вполне нормально. Незрячие люди живут в том же мире, что и зрячие - они всё равно с ним соприкасаются, хотят они этого или не хотят. А для зрячих людей это не так. Вряд ли обычные люди понимают мир докторов лучше, чем сами доктора понимают мир обычных людей. Сам по себе мир незрячих - узкий, поэтому незрячему понять зрячего гораздо проще.

Владимир Гладышев

слабовидящий, гид музея «Прогулка в темноте»

На самом деле, заблуждений достаточно и с одной, и с другой стороны. Часто незрячие люди не всегда правильно представляют окружающую действительность, а зрячие люди не всегда понимают, как тот или иной факт воспринимает незрячий человек.

У большинства из нас есть свои обыденные представления о незрячих людях: например, что они обладают высокой тактильной чувствительностью или музыкальными способностями. Насколько эти стереотипы верны? С какими заблуждениями о незрячих вам приходится сталкиваться чаще всего?

Дмитрий Клюквин. Развитые тактильные и слуховые ощущения для незрячего - это абсолютно нормально. Это просто компенсаторная функция организма.

Это не только у незрячих, это у всех людей. Насчёт музыкальных способностей - это неверный стереотип. Музыкальный слух даётся природой: либо он есть, либо его нет. Нельзя сказать, что все незрячие имеют способности к музыке.

Насчёт заблуждений: несколько раз доводилось слышать такую историю, что незрячим девушкам не нужно краситься, следить за собой и так далее. Что незрячие не могут пользоваться гаджетами. Что у каждого незрячего должна быть собака-поводырь или сопровождающий. Но это скорее не заблуждение, а незнание.

Владимир Гладышев. Действительно, необходимость ориентироваться в пространстве без опоры на зрение заставляет использовать другие органы чувств. Но если человек не работает над тем, чтобы развить слух, тактильность и т. д., то самостоятельно необычные способности не формируются.

К незрячим принято относиться с некоторой жалостью и состраданием. Можете ли вы назвать плюсы незрячего состояния: что-то, что недоступно другим людям, и что вы бы не хотели потерять, даже если смогли бы обрести зрение?

Владимир Гладышев. Плюсов незрячего состояния не существует. Но совершенно точно могу сказать, что трудности, с которыми мне приходится сталкиваться, помогли сформировать мой характер.

Дмитрий Клюквин. Что к незрячим принято относится с какой-то жалостью - это самое ужасное. Нормальным людям, которые развиваются, которые не зацикливаются на этом состоянии, это не нравится категорически. Я призываю про жалость в принципе забыть, жалость - чувство слабых, по крайней мере в том, как она обычно проявляется.

Плюсов у незрячего состояния нет никаких. Если кто-то говорит «зато развито что-то другое», то это не совсем правильно. Давайте разделять полноценную жизнь и те условия, к которым незрячие адаптируются. Это всё равно что говорить: «Грипп - это хорошо, можно от работы отдохнуть». Но если бы мне сейчас предоставили возможность родиться заново, и у меня был бы выбор от чего отказаться, я бы однозначно оставил слух. Даже думать бы не стал. И музыка, и многие другие вещи - всего этого я не хотел бы лишиться.

Сам по себе реальный проявленный мир одинаков, независимо от того, как воспринимают его различные формы жизни. Но все виды существ и даже отдельные особи, кроме основы этого мира, которая для всех форм жизни одинакова, воспринимают преимущественно те его грани, которые соответствуют их стремлениям и необходимостям. Если же мы говорим о человеке, то должны принимать во внимание его мировоззрение, которое во многом определяет не только спектр преимущественного восприятия каких-то граней реальности мира, но и отношение к этим граням. Человек при этом уверен, что его восприятие мира и отношение к этому миру адекватны обстоятельствам. И даже если попытаться объяснить ему, что он искажённо воспринимает реальность, то, скорее всего, из этого ничего не получиться - он не примет объяснения, потому что оно не укладывается в его мировоззренческую логику. Таким образом, основная причина заключена в его мировоззрении, которое у каждого человека имеет свою карту оценки значимостей мира. Дело в том, что каждая значимость, для человека, воспринимающего её, имеет своё индивидуальное звучание, отсюда мировоззрение, в которое входят отражённые значимости этого мира, можно сравнить с оркестром, который у каждого человека не только отличается входящими в него инструментами, но и своими индивидуальными произведениями, которые он предпочитает исполнять. И, кроме того, одна и та же значимость для различных людей имеет не одинаковую ценность, что во многом так же связано с мировоззрением. Отсюда можно сделать вывод: один и тот же проявленный мир, имеющий определённые значимости, различные люди воспринимают и оценивают не одинаково. И в зависимости от целей, реализации которых они посвящают свою жизнь, одни и те же объекты или же взаимоотношения между ними, будут восприниматься, и оцениваться людьми не одинаково. И, кроме того, мировоззрение можно сравнить с пазлами, содержащими в себе элементы, имеющие определённые цвет и формы, тогда у каждого человека мировоззрение представляет собой свой индивидуальный пазл, который складывается в свою индивидуальную картину.

Каждая значимость мировоззрения звучит на своей частоте и человек, в зависимости от этого, стремится, преимущественно к тому, что ему созвучно. Он будет воспринимать реальность мира с той стороны, которая созвучна его мировоззрению, и будет действовать во внешнем мире так, как позволяет ему это его внутреннее звучание. Поэтому, у каждого человека своя правда, даже у преступника. И далеко не все преступники согласятся с тем, что их правда неправильная и что они преступники. Для того, чтобы они увидели, что их правда дефектна, необходимо, чтобы в их мировоззрении была та часть, которая свободна или независима от их правды. И только с позиции этой свободной части они могут осознать свою неправоту. Но эта малая часть может быть настолько незначительной, что человек, даже зная, что он творит что-то разрушительное, не в силах будет противостоять своей индивидуальной разрушительной правде. Но чаще бывает так, что человек осознаёт деструктивность своей правды с позиций ума, который знает общепринятые оценки значимостей мира и даже может убедительно для слушателей рассуждать об их ценностях, но когда приходит время действовать, человек оказывается во власти своего мировоззрения. Таким образом, мировоззрение - это не сумма информации, воспринятой умом в результате обучения, или нотаций, или же душеспасительных бесед, проводимых с человеком, потому что мировоззрение имеет корни в подсознании. Тогда как формируется мировоззрение? Первое, у мировоззрения обязательно должна быть генетическая основа, а когда её недостаточно, то за основу может быть принята идея исключительности. Каждый человек, если не явно, открыто, то на более глубоком уровне, считает себя или хочет быть исключительным, даже если не во всём, то хотя бы в чём-то. Ну а дальше развёртывается миф, подтверждающий его исключительность, который утверждает или исключительность идеи, которой следует человек, или исключительность цели, которой человек посвящает всю свою жизнь, или же исключительность самого человека, например, в связи с его социальным статусом.

Когда мы говорим о генетической основе мировоззрения, то речь в этом случае идёт о наследственных предрасположенностях человека, на основе которых в дальнейшем могут сформироваться идеи - носители смысла его жизни. Мировоззрение человека всегда имеет свою историю и своих героев, которые при формировании мировоззрения являются примером как взаимоотношений с внешней реальностью, так и отношением к самому себе. Эта история, обычно, состоит из двух частей - его личная и история его народа. И совсем не важна её правдивость или тенденциозность, важно, что она воспитывает в человеке его определённую значимость, которая представляет его не тривиальной личностью.

История любого народа, да и своя личная история каждого человека, многогранны. Но очень часто, описывая свою историю, историки берут её лучшую грань и даже утрируют её, и преподносят полученный ими такой натюрморт, как действительную историю. А если не достаёт в ней нужного величия и героизма, то на помощь берутся мифы, например, библейский Ветхий завет. В то же время, описывая истории других народов, рассматривают их, опираясь на всевозможные негативные примеры, и так же преувеличивают их, и примером этому могут быть и времена царствования Ивана Грозного и Петра первого, и ещё множество других примеров.

Сформированное мировоззрение - это не только очки, через которые человек смотрит на реальность мира и своё место в нём, но оно определяет и конфигурацию личности человека, его творческие возможности и возможности его духовного роста.

Обсудим вместе. Почему поэт связывает слова «я живу» с органами чувств человека?

Ответ. Жизнь человека – это взаимодействие с окружающей средой, постоянный обмен веществ с ней. Чтобы жить, человеку необходимо ориентироваться в окружающей среде. А делает это он с помощью органов чувств – зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса и других. Поэтому поэт так охарактеризовал свои ощущения.

Зрение

Вопрос. Рассмотрим различные предметы. Какие зрительные впечатления о них мы получили? Какие признаки предметов мы увидели? Согласны ли мы с выводом «Глаза – наши «окна» в мир?»

Ответ. Я согласен с этим выражением. Большую часть информации из внешнего мира мы получаем при помощи органов зрения. Мы можем определить цвет предмета, его размеры, расстояние до него, дать характеристику. При помощи органов зрения мы узнаем предметы, различаем людей, воспринимаем письменную речь.

Слух

Поиграем. Закроем глаза и постараемся определить, с какой стороны (слева, справа, сзади, спереди и т.д.) идет звук. Согласимся ли мы с выводом: «Слух помогает нам ориентироваться в окружающем мире?»

Ответ. Я согласен с этим утверждением. Благодаря звукам мы ориентируемся в окружающей среде, можем общаться друг с другом, слышим звуки природы, музыку, избегаем опасность.

Вопрос. Объясни, почему нужно выполнять эти правила.

1. Старайся не кричать, уходи от тех мест, где много шума и резких звуков.

2. Не включай магнитофон, радио, телевизор на большую громкость.

3. Не засовывай в ухо разные предметы.

4. Для чистки ушей используй ватный жгутик.

Ответ. Все это правила гигиены слуха. Громкая речь, музыка вызывает нарушение барабанной перепонки, слуховых косточек. При этом утомляются нервные окончания, что приводит к снижению слухового порога. Если засовывать в ухо различные предметы, то можно повредить внутреннее ухо, барабанную перепонку необходимо очищать уши от ушной серы, но делать это надо мягкими предметами.

Обоняние

Вопрос. Что такое обоняние? Какие правила надо соблюдать, чтобы сберечь обоняние?

Ответ. Обоняние – это способность воспринимать запахи. Запахов очень много. Распознать их позволяют специальные клетки, расположенные в слизистой оболочке носа. Мы различаем до четырех тысяч запахов, а вот собака в несколько раз больше. От чувствительных клеток информация поступает в мозг, где она анализируется.

Задание. Понюхаем различные вещества: духи, чеснок, хрен, цветок. Разделим запахи на две группы – приятные и неприятные.

Ответ. Приятные запахи – духи, цветы; неприятные запахи – чеснок, хрен.

Обсудим вместе. Понюхаем что-нибудь приятное, например вкусную пищу. Для этого глубоко вдохнем через нос. А теперь зажмем нос и глубоко вдохнем ртом. В каком случае мы почувствуем запах? Какие органы чувств «сообщают» нам, что пища, которую мы едим, не испорчена? Объясним свои ответы.

Ответ. Мы чувствуем запахи, когда дышим через нос. Именно органы обоняния в первую очередь сообщают нам, что пища не испорчена. Во вторую очередь - это будут органы вкуса.

Вопрос. Подготовься к беседе. Подумай, как ответить на вопросы: «Почему во время насморка мы почти перестаем чувствовать запахи? Почему человек никогда не путает запах рыбы и запах цветов?»

Если у тебя дома есть кошка или собака, понаблюдай, как они реагируют на запахи. Расскажи об этом в классе.

Ответ. Во время насморка забиваются нервные окончания на слизистой носа. Кошка и собака когда что-то обнюхивают, расширяют ноздри, глубоко вдыхают воздух, дыхание у них учащается

Вкус

Задание. Положим на язык кусочек сахара. Подождем, пока он растает. Вытрем чистой салфеткой свой язык и быстро проведем по нему другим кусочком сахара. В каком случае мы почувствовали вкус? Проанализируем, можно ли сделать следующий вывод: «Различить вкус помогает слюна. Сухой язык вкуса не ощущает».

Ответ. Да, такой вывод мы можем сделать. Чувствительные окончания на языке раздражаются только когда пища влажная. А слюна смачивает пищу.

Вопрос. Рассмотри рисунок. Прочитай подписи. Используя слова «слева», «справа», «спереди», «сзади», объясни, как разные части языка (зоны вкуса) различают кислый, сладкий, соленый, горький вкус.

Объясни, как ты понимаешь слово «дегустатор». Как ты считаешь, какие органы чувств особенно развиты у людей этой профессии?

Ответ. Задняя часть языка различает горький вкус. Левая и правая часть языка различает кислый вкус. Левая и правая часть ближе к кончику языка различает соленый вкус. Кончик "спереди" языка различает сладкий вкус. Дегустатор - это человек способный лучше других определять разные вкусы и запахи. У этих людей лучше других развиты органы обоняния и вкуса.

Осязание

1. Возьмем в руки кусочек льда, дотронемся до стакана с горячей водой, погладим ладонью мех. Что мы ощущаем (осязаем)? Сделаем вывод, ответив на вопрос: «Помогает ли осязание воспринимать мир?

2. Опустим руку в теплую воду. Что мы ощущаем. Измениться ли ощущение через несколько минут. Проанализируем, можно ли сделать следующий вывод: «Рука привыкла к температуре и перестала чувствовать тепло».

3. Проведем игру-упражнение «определи предмет на ощупь». Ученик опускает руку в мешок, не глядя выбирает предмет и на ощупь определяет, что это и из чего сделано.

Сравним сделанные нами выводы с текстом.

Ответ. 1. При помощи органов осязания мы воспринимаем окружающий мир – тепло, холод, поверхность предметов – мягкие, жесткие, гладкие, шероховатые. От осязательных клеток сигналы идут в головной мозг и человек, даже с закрытыми глазами способен различать размер и форму предмета, реагировать на изменение температуры, отдергивать руку от горячего предмета или колющего предмета.

2. Сначала мы ощущаем тепло, а затем мозг перестает реагировать но поступающие сигналы. Это защитная реакция мозга. Так он защищается от утомления. А в быту говорят, рука привыкла.

3. Человек определяет предметы на ощупь В этом помогает опыт предыдущей жизни. А вот если попадется незнакомый предмет, то человек затруднится назвать что это.

Цели:

  • познакомить детей с системой органов чувств, показать их значение в жизни человека;
  • обосновать основные правила охраны органов чувств и убедить учащихся в необходимости их выполнения;
  • учить наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.

Оборудование:

  • рисунки (изображения предметов и животных), ложка, вилка, мяч;
  • магнитофон и аудиозаписи различных звуков;
  • таблицы, изображающие строение и работу органов чувств, баночки, бутерброды.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

– Какие органы человека вы знаете?

– Какую работу они выполняют?

– Что такое системы органов? Приведите примеры.

– Какая система управляет деятельностью организма?

– Что изучает анатомия, физиология, гигиена?

– Какие пословицы о здоровье вы подобрали и записали?

III. Сообщение темы и задач урока.

Сейчас давайте разгадаем кроссворд:

  1. С помощью какого органа вы узнаёте, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?
  2. С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге?
  3. Какой орган помогает нам узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели?
  4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветов, духов?
  5. С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую – от солёной?

(Ответы: 1. Ухо. 2. Глаз. 3. Кожа. 4. Нос. 5. . Язык.)

– Какие это органы? (Органы чувств)

Когда рождается на свет ребёнок,
В руках у матери ему спокойно и тепло.
Но в голове его уже с пелёнок
Сто “почему” и “для чего”.
И каждый день и каждый час,
Шагая по родной планете,
Он познаёт чудесный мир,
В котором вы живёте, дети.

– Тема нашего урока: “Как человек воспринимает окружающий мир”. Органы чувств. Давайте познакомимся с ним подробнее.

– Посмотрите на таблицу.

(Класс делится на пять команд)

На доске (обратной стороной вверх):

– Какие органы чувств вы знаете? (Глаз, ухо, нос, кожа, язык)

(Учащимся предлагается сравнить яблоки)

ГЛАЗА: С помощью глаз мы видим, что одно яблоко большое, а два других – маленькие, что они круглой формы, жёлтые, т. е. можем различить размер, форму, цвет.

(переворачивается карточка, где написано: “Зрение (глаз)”)

– Посмотрите друг на друга: спереди глаза защищены веками, края которых… Продолжите. (покрыты ресницами).

– Веки и ресницы предохраняют глаза от света и пыли.

– Над глазами брови, которые отводят от глаз пот, если он выделяется на лбу.

– Давайте послушаем рассказ о значении зрения в жизни человека.

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке. .

В древности учёные предполагали, что человеческая душа смотрит на мир “через дыры глаз”. И если подумать, это почти так и есть.

Сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Глазное яблоко наполнено стекловидным веществом вроде желе, абсолютно прозрачным, т. к. на 90 % оно состоит из воды. Глаз – самый водянистый орган в нашем организме: даже кровь состоит из воды лишь на 80%.

Снаружи глазное яблоко покрыто твёрдой оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется роговицей. Если её пробить, то с глазом может произойти то же, что и с разбитым яйцом.

Глаз – очень важный орган и поэтому заботливо оберегается организмом. Потечёт со лба пот, его остановит изгородь бровей. Ветер понесёт в лицо пыль – её задержит частокол ресниц. А если несколько пылинок и сядут на роговицу, их тот час слизнёт непрерывно мигающее веко, которое само закрывается, если какой-нибудь предмет окажется в опасной близости от глаза. С внутренней стороны веки влажные. Их смачивает слёзная жидкость, вырабатываемая слёзными желёзками вокруг глаз. Моргая, мы регулярно смачиваем поверхность глаза, и делаем мы это так же регулярно, как и дышим.

– Что же такое зрение?

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

Мы видим только при наличии света. Интересный случай произошёл с русским солдатом. Он в течение 9 лет, с 1915 по 1924 год, оставался в тёмном подземелье Брестской крепости. У него было достаточное количество продовольствия и воды. Но свечей и спичек хватило только на 4 года. 5 лет полной темноты. Отвыкнув от света, человек ослеп.

Однако зрение ухудшается, когда человек работает при плохом освещении, читает лёжа или движущемся транспорте. Частый и долгий просмотр телепередач, работа у компьютера очень утомляют глаза. Зрение слабеет, теряется его острота. Зрение ухудшается. Помните: испорченное зрение трудно исправить.

НОС – (Детям предлагается определить, какие продукты были в баночках)

– Какой орган помог распознать эти продукты? (Нос)

(На доске переворачивается карточка “Обоняние (нос)”)

Нос - орган обоняния

– Что такое обоняние?

– Для чего служит обоняние?

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Наш организм вовсе не безразличен к запахам. Обонятельные клетки, прощупывая своими ресничками воздух, поступающий в нос для дыхания, как бы решают, допускать его или нет. Если воздух загрязнён вредными пахучими веществами, которые издают зловоние, мозг посылает сигнал тревоги. Носовая щель сужается, воздуха проникает внутрь меньше. И наоборот, аромат цветов, талого снега нам вдыхать приятно. Дышится легко, кровообращение улучшается, успокаиваются нервы.

С запахами у человека связаны многие ассоциации. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, т. к. не могут определить качество пищи.

УШИ – Третьей команде надо по характерным звукам определить предметы, которые их издают, и найти соответствующие картинки.

– Какой орган помог вам определить этих животных? (Уши)

(Переворачивается карточка “Слух (ухо)”)

– С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д. Второй по возможности орган чувств у человека – ухо.

Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.

То, что мы называем “ушами” - это только так называемые наружные уши или ушные раковины. Сами они ни чего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы проход. Он заканчивается тоненькой пластинкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону перепонки, а затем – в третье ухо – внутреннее ухо, а далее – в мозг.

Ухо очень тонкий и сложный орган чувств. Если закрыть глаза, мы всё равно будем чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул влево или вправо. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе.

– Значит, ухо – орган слуха и равновесия.

– Что такое слух?

– Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова.

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.

Люди, которые потеряли слух, могут общаться только на особом языке с помощью мимики и жестов.

ЯЗЫК – Приглашается группа учеников, которые должны определить вкус бутербродов.

– Какой орган помог вам распознать продукты? (Язык)

(Переворачивается карточка “Вкус (язык)”)

Язык - орган вкуса.

– Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и солёное язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.

КОЖА – Приглашается группа учеников, которые с завязанными глазами должны определить предметы.

– С помощью чего вы узнали эти предметы?

– Что такое осязание? (Способность кожи чувствовать боль, холод, тепло.)

(Переворачивается карточка “Осязание (кожа)”)

Кожа - орган осязания

– Кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, ещё более важна её задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, т. е. растяжимость.

Это обеспечивает вещество кератин. Благодаря ему кожа никогда сама не рвётся и не сползает.

Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ И МОЗГ – Сегодня мы узнали о том, какую роль играют в нашей жизни органы чувств. И всё же учёные говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!” Как же это понять?

– С помощью органов чувств мы воспринимаем информацию из внешнего мира и от самого нашего тела (например, сигналы из желудка).

Нервные окончания тянутся во все части нашего организма. По одним из них передаются приказы мышцам, по другим – мозг принимает сообщения.

Только благодаря органам чувств у нас есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. (Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)

Есть ещё чувство равновесия. Его иногда называют шестым чувством.

Все органы чувств действуют совместно, помогают и дополняют друг друга. Все имеют память.

IV. Итог урока.

– Детям раздаются карточки, в которых они должны заполнить пропуски.

V. Домашнее задание.

Страницы учебника: 132 – 136.

Погружение во тьму

Когда мы закрываем глаза, обычно видим черный цвет, иногда с примесью светящихся пятен. Под этой картинкой мы подразумеваем «не видеть ничего». Но как видят мир те, у кого глаза всегда «закрыты»? Что такое тьма для слепого человека и как он ее видит?

Вообще, картина мира слепого во многом зависит от того, во сколько лет он потерял зрение. Если это произошло уже в сознательном возрасте, то человек мыслит теми же образами, что и зрячие люди. Просто информацию о них он получает с помощью других органов чувств. Так, слыша шелест листвы, он представляет деревья, теплая солнечная погода будет ассоциироваться с голубым небом, и так далее.

Если человек потерял зрение в детстве, после пяти лет, он может помнить цвета и понимать их значение. Иными словами, он будет знать, как выглядят стандартные семь цветов радуги и их оттенки. Но визуальная память все равно будет развита слабо. Для таких людей восприятие базируется, по большей части, на слухе и осязании.

Совсем по иному представляют себе мир люди, которые никогда не видели солнечного зрения. Будучи слепыми от рождения или с младенческого возраста, они не знают ни образов мира, ни его красок. Для них зрение, как и визуальное восприятие ничего не значит, поскольку область мозга, отвечающая за преобразование визуальной информации в изображение, у них просто не работает. На вопрос о том, что они видят перед глазами, они, скорее всего, ответят, что ничего. Вернее, они просто не поймут вопрос, поскольку у них не развита ассоциация предмета с изображением. Они знают названия цветов и предметов, но им неизвестно, как они должны выглядеть. Это лишний раз доказывает неспособность слепых, которым удалось вернуть зрение, узнать знакомые им по осязаниям предметы, увидав их воочию. Поэтому слепой никогда не сможет объяснить, какого цвета настоящая тьма, потому что он ее не видит.

Тактильные сны

Со снами похожая ситуация. Люди, утратившие зрение в сознательном возрасте, по их собственным рассказам, еще какое-то время видят сны «с картинками». Но по прошествии времени им на смену приходят звуки, запахи, осязательные ощущения.

Человек, который слеп с самого рождения, не увидит в своих снах абсолютно ничего. Зато почувствует. Предположим, что нам снится сон, в котором мы находимся на песочном пляже. Зрячий человек, скорее всего, увидит сам пляж, океан, песок, набегающую волну. Слепой услышит звук волны, почувствует песок, сыплющийся сквозь пальцы, ощутит легкий бриз. Невидящий с рождения видеоблоггер Томи Эдиссон описывает свои сны следующим образом: «Мне снится то же самое, что и вам. Например, я могу сидеть на футбольном матче, а через мгновение оказаться на своем дне рождения, когда мне исполнилось семь лет». Разумеется, он всего этого не видит. Но слышит звуки, которые вызывают у него соответствующие ассоциации.

Эхолокация

Зрячие люди получают 90 % информации благодаря своим глазам. Зрение для человека – главный орган чувств. Для слепого эти 90% или, по некоторым версиям 80%, приходятся на слух. Поэтому большинство невидящих обладают очень чутким слухом, которому зрячий может только позавидовать – в их среде часто встречаются великолепные музыканты, например, джазовый исполнитель Чарльз Рэй или пианист-виртуоз Арт Тэйтум. Слепые не только могут по-настоящему слышать и внимательно следить за звуками, но и в некоторых случаях использовать эхолокацию. Правда, для этого нужно научиться распознавать звуковые волны, отраженные окружающими объектами, определять положение, удалённость и размер предметов, находящихся поблизости.

Современные исследователи более не относят этот метод к разряду фантастических способностей. Методику применения эхолокации для незрячих разработал такой же слепой с раннего детства американец Дэниэл Киш. В 13 месяцев ему удалили оба глаза. Естественная тяга к познанию мира у слепого ребенка вылилась в использование им способа отражения звука от разных поверхностей. Им же пользуются летучие мыши, живущие в полной темноте, и дельфины, использующие эхолокацию для навигации в океане.

Благодаря своему уникальному способу «видеть», Дэниэлу удалось жить жизнью обычного ребенка, ни в чем не уступавшего его более удачливым ровесникам. Суть его метода проста: он постоянно прищелкивает языком, посылая впереди себя звук, который, отражается от разных поверхностей, и дает ему представление об окружающих его предметах. Фактически то же самое происходит, когда слепые постукивают палкой – звук трости по дороге, отскакивает от окружающих поверхностей и передает человеку некоторую информацию.

Тем не менее, способ Дэниэля пока еще не получил распространения. В частности, в Америке, где он зародился, согласно мнению Американской национальной федерации слепых людей, его признали «слишком сложным». Но сегодня на помощь хорошей идее пришли технологии. Два года назад израильские ученые разработали специальную систему Sonar Vision, которая способна преображать изображение в звуковые сигналы. Она работает аналогичным образом, что и система эхолокации у летучих мышей, только вместо щебетания применяется видеокамера встроенная в очки. Ноутбук или смартфон преобразует изображение в звук, который в свою очередь передается на гарнитуру. Согласно проведенным экспериментам, после специального обучения, слепые люди с помощью устройства смогли идентифицировать лица, здания, положение объектов в пространстве и даже определять отдельные буквы.

Мир на ощупь

К сожалению, все вышеперечисленные способы восприятия окружающего мира подходят не всем слепым. Некоторые с рождения лишены не только глаз, но и ушей, а точнее слуха. Мир слепоглухих ограничивается памятью, в случае если они потеряли зрение и слух не с рождения, и осязанием. Иными словами, для них существует лишь то, чего они могут коснуться. Осязание и запах – единственные нити, связывающие их с окружающих миром.

Но даже для них есть надежда на полноценную жизнь. С ними можно разговаривать с помощью, так называемой, дактилологии, когда каждой букве соответствует определенный знак, воспроизводимый пальцами. Огромный вклад в жизнь таких людей внес шифр Брайля – рельефно-точечный тактильный способ письма. Сегодня выпуклые буквы, непонятные зрячему человеку, распространены повсеместно. Существуют даже специальные компьютерные дисплеи, способные преобразовывать электронный текст в выпуклую надпись. Однако такой способ применим лишь к тем, кто лишился зрения и слуха уже после того, как успел выучить язык. Тем же, кто слеп и глух с рождения, приходится уповать лишь на осязание или на вибрации

Считывая вибрации

Совершенно уникальным в истории является случай американки Хелен Келлер, которая еще в младенчестве потеряла зрение и слух в результате перенесенной лихорадки. Казалось бы, ей уготована жизнь замкнутого человека, который в связи со своей инвалидностью просто не сможет выучить язык, а значит, не сможет общаться с людьми. Но ее стремление познавать мир наравне со зрячими и слышащими было вознаграждено. Когда Хелен подросла, ее определили в школу Перкинса, специализирующуюся на обучении слепых людей. Там ей выделили преподавателя Энн Салливан, которая смогла найти правильный подход к Хелен. Она научила языку девушку, никогда не слышавшую человеческой речи и не знающую даже приблизительного звучания букв и смысла слов. Они прибегли к методу «Тадомы»: прикасаясь к губам говорящего человека, Хелен ощущала их вибрацию, в то время как Салливан обозначала буквы на её ладони.

После освоения языка для Хелен открылась возможность использовать шифр Брайля. С его помощью, она добилась таких успехов, которым бы позавидовал обычный человек. К концу своего обучения, она полностью освоила английский, немецкий, греческий и латынь. В возрасте 24-х лет она с отличием окончила престижный институт Рэдклиф, став первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование. Впоследствии она посвятила жизнь политике и защите прав людей с ограниченными способностями, а также написала 12 книг про свою жизнь и мир глазами слепых.

Статьи по теме