Требования к разработке учебно-методического комплекса. Методические рекомендации по составлению учебно-методического комплекса темы (УМК) Общие требования к

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К

РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (УМК)

Под УМК понимается совокупность средств обучения, обеспечивающих целостность методической системы управления познавательной деятельностью обучающихся. УМК должен быть разработан с учетом единой коммуникативно-когнитивной концепции для всех ступеней образования. В состав УМК могут входить следующие компоненты:

    Нормативная документация Книга для педагога, в которой должна быть описана авторская концепция курса и содержатся рекомендации по обучению коммуникативным умениям, общее тематическое планирование, примерные конспекты занятий. Методические пособия разного назначения и содержание Методические разработки курса, его тем и проблем Дидактические материалы для дифференциации и индивидуализации обучения Книга для учащихся, содержания необходимой текстовой иллюстративный и дополнительный материал Книга для чтения Рабочая тетрадь которая включает задания для формирования умений и навыков обучающихся Задания в рабочей тетради должны быть дифференцированы по степени сложности Дополнительный материал и задания для повторения, тестирования, самоконтроля и самооценки Аудиовизуальные и мультимедийные средства Альбом наглядных пособий содержащий необходимый для обучения раздаточный и дидактический материал Автоматизированные обучающие системы, компьютерные обучающие программы Факультативный материал повышенной трудности.

Весь материал УМК должен быть преподнесен в виде законченных блоков (модулей), содействовать доступности преподавания, устранению перегрузок обучающихся, способствовать раскрытию задач научного и идейного уровня изучения данного предмета, отражения межпредметные связей, усиливая практическую направленность преподавания и дифференцированный подход.

Требования к УМК элективного курса,

представляемого на Совет по экспертизе и лицензированию педагогических инициатив ИПК и ПРО

УМК элективного курса должен включать в себя следующие основные компоненты:

1. Основным элементом системы учебно-методического комплекса по каждому предмету является программа

Программа учебная – документ, определяющий по каждому учебному предмету содержание, объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения.

При составлении программ необходимо исходить из дидактических требований к ним.

Программы для общеобразовательной средней школы являются формой фиксации содержания учебного материала для включения его в реальный учебный процесс, т. е. служат реализации в учебном процессе планируемого содержания.

Программа является вместе с тем нормативным документом, направляющим деятельность учителя и учащихся, детерминирующим деятельность составителей учебников и методических пособий. Она должна включать признаки нормативного документа, имплицирующего через содержание образования на уроке.

Одним из общих требований к программе являются полнота, конкретность, процессуальный характер ее.

Под полнотой понимается включение в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания, с учетом того, что основная суть целей заключается в развитии личности, а это связано с умственным развитием учащихся, основными показателями которого являются, в конечном счете, умение применять полученные знания в новой ситуации и умение добывать дополнительные знания.

Под конкретностью понимается такое представление всех элементов с их признаками, характеристиками, связями, которое показывает путь реализации заданного содержания в реальном учебном процессе, что делает программы инструментальными.

Под процессуальностью понимается такое построение программы, при котором она показывает содержание образования в единстве с процессом обучения: последовательность расположения и взаимосвязи всех его элементов, деятельностную сторону их усвоения, последовательные этапы к достижению конечных целей обучения, раскрывает в известной мере методы, организационные формы и средства обучения.

Структура программы включает в себя такие части, как:

Объяснительная записка

Констатирующая часть

Нормативная

Информационно-методическая

I . Основными структурными элементами текста объяснительной записки являются: раскрытие целей учебного предмета, обоснование отбора содержания и общей логики в установлении его последовательности, общие характеристики учебного процесса, методов, форм работы, средства, разъяснение того нового, что вносится в данную программу по сравнению с предыдущими, техническими указаниями к тексту программы.

II . Следующей и основной структурной частью программы – констатирующей (содержательной) является текст программы, в котором отражаются с наибольшей полнотой и конкретностью содержание и структура учебного предмета. В основу этой части программы положены теоретические аспекты отбора и конструирования содержания конкретного предмета

При подготовке программы, конструирования содержания учебного предмета необходимо исходить из того, что текст программы должен наглядно и конкретно показать, как во времени, от класса к классу происходит реализация всех целей и задач, зафиксированных в объяснительной записке к программе.

Своим построением, разделением на темы и разделы текст программы отражает иерархию и взаимосвязи различных групп целей учебного предмета. Это означает, что не только знания, но и умения, и ноты творческой деятельности, и нормы воспитанности отношений должны быть зафиксированы в тексте программ.

Функция учебного предмета и реализация всех его целей раскрывается через структуру этой части программы: выделение разделов и тем, показ их наполнения и последовательности в том из компонентов содержания, который является ведущим для данного предмета. Например, в пределах физики, химии и т. д, где ведущим компонентом содержания являются «научные знания», (основы наук), основу текста программы составляют соответствующим образом структурированные знания, пронизанные мировоззренческими идеями.

Полноте, конкретности и процессуальному характеру изложения способствует введение в программу указаний о средствах обучения: лабораторных работах , практических работах , экскурсиях, демонстрациях, технических средствах. Средства обучения должны быть распределены по темам., увязаны с конкретным материалом.

Следующее требование к тексту – четкое разделение содержания программы на обязательное и дополнительное. Итак, содержательная (констатирующая) часть программы выполняет несколько функций:

1. определяет собственно содержание учебного материала

2. определяет объем содержания разделов

3. определяет минимальный обязательный уровень усвоения указанного содержания.

III . Программа не только раскрывает содержание учебного предмета, но и регулирует процесс обучения и его результаты. К нормативной части программы относится время, выделяемое на изучение отдельных тем, и выделенные в специальную рубрику «Требования к знаниям, умениям и навыкам»

Под требованиями к знаниям, умениям и навыкам (ЗУН) понимается описание планируемых результатов обучения, позволяющее представить, что и как должны усвоить школьники, в каких видах деятельности должны проявить те или иные знания, умения и навыки, какими качествами должны обладать ученики. Иначе, требования являются конкретизацией целей образования, которые могут задаваться на разных уровнях и представляют собой описание планируемых результатов обучения, воспитания и развития.

При разработке требований к результатам обучения, воспитания и развития необходимо опираться на:

Детализированное описание учебного предмета, раскрывающее, как, какими путями, в каких объектах содержания конкретизируются цели обучения

Деятельностный подход к обучению, согласно которому любые его результаты проявляются в соответствующей деятельности учащихся

Деятельностный подход, требующий учета реальных учебных возможностей учащихся, возрастных особенностей и уровни развития, обученности и воспитанности их.

Для описания учебной деятельности результатов обучения в программах используются традиционные термины: знать, уметь

Целесообразно учесть и выделить при этом следующие виды знаний, различающиеся по своим функциям:

Основные понятия и термины

Факты, законы науки

Теории, идеи

Знания о способах деятельности

Методологические знания

Оценочные знания

Исходя из того, что умения являются составной частью содержания образования как способ описания учебной деятельности, они должны входить необходимым компонентом в требования к учебной подготовке школьников. При этом важнейшие виды учебной деятельности при определении требований к умениям школьников могут быть сведены к следующим:

Специальные (или частные) умения, неразрывно связанные со знаниями, которые формируются у учащихся в процессе изучения конкретного предмета

Умения рациональной учебной деятельности (обобщенные учебные умения), являющиеся общезначимыми для учения (пользоваться различными источниками знаний, планировать и организовывать свою учебную деятельность, контролировать и корректировать результаты учебной деятельности, управлять своей деятельностью и т. п.)

Интеллектуальные умения, переставляющие собой ядро учебной деятельности, в которых проявляется развивающий эффект обучения (владение такими операциями, как анализ, синтез, обобщение, дифференциация, сравнение и аналогии и т. п.)

Для полноценной характеристики требований к ЗУН существенно указание на качество усвоения школьниками учебного материала и уровень овладения необходимой учебной деятельностью

IV .Информационно-методическая часть программы включает в себя рубрики:

Перечень учебно-методического комплекса по предмету

Список литературы для учителей.

2. Также основным элементом системы учебно-методического комплекса является учебное пособие для учащихся.

Содержание учебного пособия для учащихся должно учить школьника самостоятельно ставить и решать проблемы. При этом желательно использовать проблемный стиль изложения, когда перед учащимися сначала излагается мотивирующая проблема, а затем предоставляются сведения о путях ее решения, а не готовый результата. Само решение при этом важно ясно сформулировать, и сопоставить с поставленной ранее проблемой. Имеет значение и справочно-методический аппарат пособия: схемы курса и его разделов, рубрикация, словарь, контрольные и проблемные и творческие вопросы и задания.

Предназначены для оказания помощи в качественной подготовке и проведения занятий учителем и учащимися. Методические рекомендации могут быть объединены с пособием: в такой книге и учитель и учащиеся найдут необходимые для себя материалы. Такой вариант учебной книги более привлекателен и для издательства. В методическом пособии раскрываются пути и методы изучения, даются наиболее эффективные подходы для организации образовательного процесса.

4. Рабочая тетрадь для учащихся.

Основная функция рабочей тетради – не столько организовать воспроизведение материала учебника, но и предложить ученику стать активным участником происходящих вокруг него жизненных событий. Рабочая тетрадь – это задачник и практикум. Задания рабочей тетради должны обеспечивать объяснение материала курса, его осмысление и применения в практике. Основные принципы, предъявляемые к заданиям в рабочей тетради: научность, проблемность, вариативность .

Одной из главных функций рабочей тетради – является руководство всеми видами познавательной деятельности учащихся, развитие наблюдательности, мышления, практических действий, что отвечает главной цели развивающего обучения – направленности на общее развитие школьников и индивидуальных способностей личности.

При разработке рабочей тетради рекомендуется отвести роль элементам проблемного метода изложения знаний, проблемным заданиям. При этом строить уроки таким образом, чтобы знания не давались в готовом виде, а мысль ученика была бы направлена на поиск, добывание знаний путем систематических наблюдений и осмысливания над фактами, их сравнения, анализ обобщения доступных учащимся выводов на основе выполнения несложных самостоятельных заданий по пройденным темам с включением нового материала.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ФГТЭУП

А.А. Ларичев

«___» ____________2012г.

СТАНДАРТ ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ

2012г.

1. Область применения……………………………………………………………..

3. Основные понятия и определения………………………………………………

4. Обозначения и сокращения……………………………………………………...

5. Требования к составу учебно-методического комплекса дисциплины………

6. Требования к содержанию и оформлению документов учебно-методического комплекса дисциплины……………….…………………………..

Приложения………………………………………………………………………

Приложение 1. Внутренняя опись документов учебно-методического комплекса дисциплины (перечень документов).

Приложение 2. Пример оформления фрагмента требований ГОС по

дисциплине.

Приложение 3. Пример оформления выписки из рабочего учебного плана дисциплины.

Приложение 4. Пример оформления титульного листа календарно-тематического плана. Пример оформления календарно-тематического плана.

Приложение 5. Пример оформления сведений об обеспеченности учебной литературой дисциплины.

Приложение 6. Пример образца экзаменационного билета.

Приложение 7. Тематический перечень дидактических материалов.

Приложение 8. Образец оформления материалов (конспектов лекций, вопросов или заданий для самостоятельной работы, тестов). Образец оформления материалов (практических занятий).

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к составу, содержанию, порядку оформления учебно-методических документов, входящих в комплекс учебной дисциплины во Фрязинском государственном техникуме электроники, управления и права (далее техникум).

Стандарт распространяется на учебно-методический комплекс дисциплины всех циклов в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Стандарт является элементом системы контроля качества и обязателен к применению всеми преподавателями техникума.

Наличие и выполнение требований стандарта является важнейшим условием оценки качества образовательного процесса и уровня профессионализма преподавателя. На основе стандарта в техникуме организуется аттестация учебных дисциплин.

При разработке настоящего стандарта использованы следующие государственные стандарты:

ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению.

ГОСТ 7.1-84 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительных документов. Требования к оформлению документов.

ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.

ГОСТ ИСО 9000-2001 Государственный стандарт РФ системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

Письмо Минобразования РФ от 28.03.2000 № 25-55-177/12 «О правилах оформления различных видов изданий».

3. Основные понятия и определения

3.1. Среднее профессиональное образование – образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в техникуме, в соответствии с лицензией, по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным настоящим стандартом, завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании.

3.2. Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования – документ (комплект документов), определяющий в соответствии с настоящим стандартом содержание среднего профессионального образования определенного уровня по конкретной специальности.

3.3. Нормативный срок обучения – расчетный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по очной форме обучения, реализуемой на базе основного общего и среднего (полного) образования.

3.4. Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования должны включать в себя:

  • общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
  • математические и естественнонаучные дисциплины;
  • обще-профессиональные дисциплины (для данной группы специальностей);
  • специальные дисциплины;
  • производственную (профессиональную) практику.

3.5. Обязательный минимум содержания и уровень подготовки выпускников каждой основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования устанавливается федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

3.6. Учебно-методический комплекс – совокупность документов, определяющих образовательный процесс по дисциплине, предусмотренная для изучения студентом в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности.

3.7. Рабочий учебный план специальности – план, определяющий перечень дисциплин, их структуру, распределение по курсам и семестрам, объем работы студента по видам занятий, виды и перечень промежуточной аттестации.

3.8. Рабочий учебный план дисциплины – фрагмент (выписка) из рабочего учебного плана специальности, относящийся к дисциплине.

3.9. График учебного процесса специальности – график, иллюстрирующий бюджет времени в учебном году по курсам и по структурным составляющим учебного процесса.

3.10. Внутренняя опись документов учебно-методического комплекса дисциплины – документ, содержащий перечень документов и материалов комплекса с указанием их названий, индексов, дат, номеров листов и порядковых номеров документов (приложение 1).

3.11. Методические рекомендации – методическое издание, содержащее комплекс кратких и четких сформулированных предложений по внедрению в практику эффективных методов обучения и воспитания; разрабатываются на основе изучения и обобщения опыта образовательных учреждений, преподавателей, проведенных исследований.

4. Обозначения и сокращения

В стандарте используются обозначения в виде аббревиатур и сокращения терминов:

ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт;

ГОС – Государственный образовательный стандарт;

УМК – учебно-методический комплекс;

РУПД – рабочий учебный план дисциплины;

ГУПД – график учебного процесса дисциплины;

РП – рабочая программа дисциплины;

СРС – самостоятельная работа студентов;

КТП – календарно-тематический план.

5. Требования к составу учебно-методического комплекса дисциплины

5.1. В состав УМК в обязательном порядке входят следующие документы:

  • внутренняя опись документов УМК дисциплины;
  • требования ФГОС (ГОС) среднего профессионального образования по специальности к обязательному минимуму содержания по конкретной дисциплине;
  • примерная программа учебной дисциплины;
  • выписка из рабочего учебного плана дисциплины, составленная в соответствии с рабочим учебным планом специальности и утвержденные заместителем директора техникума по учебной работе;
  • рабочая программа дисциплины, утвержденная заместителем директора техникума по учебной работе;
  • календарно-тематический план;
  • сведения об обеспеченности учебниками, учебными пособиями, другими информационными ресурсами в рабочей программе дисциплины на основе федеральных нормативов формирования библиотечного фонда ССУЗа (приказ Минобразования России от 21.11.02 № 4066);
  • контрольно-измерительные материалы (вопросы, тестовые задания, контрольные работы, экзаменационные билеты);
  • методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических и семинарских занятий, лабораторных работ (с указанием оборудования);
  • методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов;
  • методические рекомендации по организации выполнения и защиты реферата по учебной дисциплине (если предусмотрено);
  • методические рекомендации по выполнению курсовых работ, их тематика (если предусмотрено);
  • методические рекомендации по выполнению дипломных работ, проектов и их тематика (если предусмотрено);
  • тематический перечень дидактических материалов по дисциплине (карточки, раздаточный материал, схемы, слайды);
  • электронные лекции, практические занятия;
  • контрольные варианты учебно-методических материалов.

5.2. Документы, составленные преподавателем дисциплины и перечисленные в п. 5.1 комплектуются и нумеруются в соответствии с номенклатурой дел. Папки с УМК подписываются с указанием названия учебной дисциплины.

5.3. Учебно-методический комплекс дисциплины обновляется по мере необходимости: при изменении или обновлении ГОС по специальности, появлении новых образцов учебно-методической литературы.

5.4. Учебно-методический комплекс дисциплины находится на отделении постоянно в доступном месте.

5.5. Ответственность за полноту и содержание УМК возлагается на заведующего отделением и преподавателя соответствующей дисциплины. Контроль за использованием УМК в текущей деятельности возлагается на заведующего отделением.

5.6. Проверка наличия, полноты, содержания, хранения и использования УМК в образовательном процессе проводит заместитель директора по учебной работе 2 раза в год.

6. Требования к содержанию и оформлению документов учебно-методического комплекса дисциплины

6.1. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.

В соответствии с ГОС (ФГОС) по специальности приводится фрагмент требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по конкретной дисциплине из соответствующего цикла. Пример оформления фрагмента требований ГОС для дисциплины приводится в приложении 2.

6.2. Выписка из рабочего учебного плана дисциплины.

Неотъемлемой составляющей УМК является рабочий учебный план дисциплины, представляющий собой выписку из рабочего учебного плана по специальности (для всех дисциплин). Пример оформления выписки из рабочего учебного плана дисциплины приводится в приложении 3.

6.3. Рабочая программа дисциплины.

Требования к содержанию и оформлению рабочих программ дисциплин приведены в отдельном стандарте техникума «Рабочая программа дисциплины. Общие требования к оформлению».

6.4. Календарно-тематический план.

Требования к содержанию и оформлению КТП дисциплин приведены в приложении 4.

6.5. Сведения об обеспеченности учебной литературой.

В сведениях об обеспеченности студентов учебной литературой приводятся источники, указанные в рабочей программе дисциплины, но более расширенные по циклу дополнительной литературы. Примеры оформления «Сведений об обеспеченности учебной литературой» и библиографического описания документов даны в приложении 5.

6.6. Виды контрольных мероприятий и форм аттестации по дисциплине.

В состав УМК включаются контрольно-измерительные материалы для организации и проведения аттестации по дисциплине, в качестве которых применяются:

  • экзаменационные билеты;
  • вопросы для промежуточной аттестации;
  • контрольные тесты;
  • контрольные задания;
  • контрольные работы.

Контрольно-измерительный материалы должны быть представлены на бумажных и электронных носителях. Пример образца экзаменационного билета приведен в приложении 6.

Вопросы для промежуточной аттестации должны охватывать все дидактические единицы учебной дисциплины.

Для выполнения студентами контрольных заданий и работ преподавателем составляются методические рекомендации по их выполнению.

6.7. Образцы выполняемых работ.

Требования к содержанию и оформлению практических и семинарских занятий, лабораторных работ, самостоятельной работы студентов, рефератов по учебной дисциплине, курсовых работ (проектов), дипломных работ и проектов представлены в методических рекомендациях.

Тематический перечень дидактических материалов по дисциплине представлен в приложении 7.

Требования к содержанию и оформлению контрольных работ для студентов очно-заочной и заочной форм обучения приведены в отдельном стандарте колледжа.

Требования к оформлению электронной лекции и электронному практическому занятию представлено в приложении 8.

6.8. Экземпляры-образцы учебно-методических материалов.

В УМК присутствуют, обновляются и пополняются новыми образцами учебно-методических материалов, обеспечивающих изучение данной дисциплины. В УМК вкладываются образцы учебно-методических материалов, изданных типографским способом: учебные пособия, методические рекомендации, конспекты лекций, рабочие тетради, монографии.

Приложение 1

Внутренняя опись документов учебно-методического комплекса дисциплины

(перечень документов)

Наименование документа

требования ФГОС (ГОС) среднего профессионального образования по специальности к обязательному минимуму содержания по конкретной дисциплине

примерная программа учебной дисциплины

выписка из рабочего учебного плана дисциплины, составленная в соответствии с рабочим учебным планом специальности и утвержденные заместителем директора техникума по учебной работе

рабочая программа дисциплины, утвержденная заместителем директора техникума по учебной работе

календарно-тематический план

сведения об обеспеченности учебниками, учебными пособиями, другими информационными ресурсами в рабочей программе дисциплины на основе федеральных нормативов формирования библиотечного фонда техникума

контрольно-измерительные материалы (вопросы, тестовые задания, контрольные работы, экзаменационные билеты)

Приложение 2

Пример оформления фрагмента требований ГОС по дисциплине

Фрагмент ГОС среднего профессионального образования по специальности 030504 «Право и организация социального обеспечения», утвержденного Минобразованием РФ 16.05.2002 № 10-0202-Б для дисциплины «Основы философии»

ТО.Ф

Теоретическое обучение – дисциплины федерального компонента

2700

2096

ОГСЭ.00

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

ОГСЭ.01

Основы философии:

Предмет философии, основные вехи мировой философской мысли; природа человека и смысл его существования: человек и бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность; наука и ее роль; человечество перед лицом глобальных проблем

Приложение 3

Пример оформления выписки из рабочего учебного плана дисциплины

Наименование дисциплины

3 семестр – 18 недель

4 семестр – 17 недель

Макс.

С/р

Всего

Лекц.

Практ.

Курсов.

Ф. атт.

Макс.

С/р

Всего

Лекц.

Практ.

Курсов.

Ф. атт.

Конституционное право

ДЗ

ДЗ

Приложение 4

Пример оформления титульного листа календарно-тематического плана

ФГОУ СПО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

По учебной работе

О. Н. Морозова

«____»_____________ 20__г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на _________/__________ учебный год

по дисциплине_________________________________________________________________________________________________

специальности _________________________________________________________________________________________________

для ______________ курса, группы_________________________________

Преподаватель_________________________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Количество часов по учебному плану на дисциплину _____________/______________ учебный год _____________ час.

Рассмотрен на заседании предметно-цикловой комиссии _____________________________________________________

Протокол от "_____"_______________200__г. № _______________

Председатель предметно-цикловой комиссии_____________________________ ________________________________

(подпись) (фамилия, и., о.)

Пример оформления календарно-тематического плана

№ п/п

Дата

Тема учебного занятия

Форма учебного занятия

Кол-во часов

Дидактическое обеспечение, наглядные пособия

Формы контроля

Информационное обеспечение

Приложение 5

Пример оформления сведений об обеспеченности учебной литературой дисциплины

Фрязинский государственный техникум электроники, управления и права

Предметно-цикловая комиссия «Право»

Специальность: 030504 «Право и организация социального обеспечения»

Индекс и наименование дисциплины

Обеспечение обучающихся учебной литературой, указанной в учебной программе дисциплин, в качестве обязательной

Перечень и описание литературы

Гриф

(Минобразования, ФГТЭУП, другие грифы федер. органов исп. власти)

Количество экз./чел.*

ОПД. 01 Теория государства и права

Малько А.В. Теория государства и права: учебник для средних специальных учебных заведений/ А. В. Малько, В.В. Нырков, К.В. Шундилов.- М.: Норма, 2009.- 432 с. (Ab ovo).

Гриф ФГТЭУП

Грищенко М. В. Теория государства и права: учебник для сред. проф. учеб. Заведений/ М.В. Грищенко, Н.И. Летушева.- 6-е изд. испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 224 с.

Гриф ФГТЭУП

Читальный зал

Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник/ Л. А. Морозова – Изд. 3-е перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008 – 480 с. – (Российское юридическое образование).

Гриф ФГТЭУП

Читальный зал

Назаренко Г. В. Теория государства и права: учебный курс. – 2 изд., стер. – М.: Издательство «Ось-89». 2007. – 176 с.

Гриф ФГТЭУП

Читальный зал

Теория государства и права: учебник/ коллектив авторов; отв. ред. А. В. Малько. – 3-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2008.-400 с.

Гриф ФГТЭУП

Читальный зал

Оксамытный В.В. Теория государства и права: Учебник для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательство «ИМПЭ-ПАБЛИШ», 2004.- 563 с.

Гриф ФГТЭУП

Читальный зал

Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2007. -541 с.

Гриф ФГТЭУП

Читальный зал

Теория государства и права: учебное пособие/ коллектив авторов; под ред. Е. И. Темнова. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. -384 с.

Гриф ФГТЭУП

Читальный зал

Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник. – М.: Высшее образование, 2008. – 379. – (Основы наук).

Гриф ФГТЭУП

Читальный зал

* Приложение к приказу Минобразования России 21.11.2002 № 4066 (извлечение):

«С учетом степени устареваемости литературы библиотечный фонд должен быть укомплектован изданиями основной учебной литературы по общегуманитарным и социально-экономическим дисциплинам за последние 5 лет, по естественнонаучным и математическим дисциплинам, а также по общепрофессиональным и специальным дисциплинам – за последние 10 лет», при этом «… коэффициент норматива обеспеченности фонда основной учебной литературы по общим гуманитарным и социально-экономическим, математическим и общим естественнонаучным, общепрофессиональным дисциплинам – 0,5; специальным дисциплинам – 0,3; фонда дополнительной литературы – 0,1 – 0,2».

Приложение 6

Пример образца экзаменационного билета

ФГОУ СПО

Фрязинский государственный техникум электроники, управления и права

Предметно-цикловая комиссия «Радиотехнических дисциплин»

Дисциплина ОПД.13 «Охрана труда»

№ 15

1. Нормативные основы охраны труда на предприятии

2. Воздействие негативных факторов на человека

3. Идентификация травмирующих факторов

Преподаватель _________________________________________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Председатель ПЦК______________________________________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Приложение 7

Тематический перечень дидактических материалов 1

1 Контрольный вариант прикладывается.

2 Разновидность наглядных учебных пособий (карты, таблицы и т.д.) для самостоятельной работы на учебном занятии или внеаудиторно (дома) или демонстрируемые преподавателем; дидактическим материалом называют также сборники задач и упражнений.

Приложение 8

Образец оформления материалов (конспектов лекций, вопросов или заданий для самостоятельной работы, тестов)

Перед публикацией лекционного материала необходимо разместить и заполнить следующую таблицу:

После таблицы размещается лекционный материал.

Конспект лекции оформляется шрифтом Times New Roman, размер 14, интервал одинарный. Основные понятия в конспекте могут выделяться шрифтом или подчеркиванием. Объем конспекта любой лекции составляет, как правило, 1-2 страницы на 1 вопрос темы лекции. В конце каждой лекции необходимо указать список литературы по теме.

Темы лекционных занятий должны соответствовать темам лекционных занятий в рабочей программе и календарно-тематическом плане.

Пример оформления конспекта см. ниже.

Лекция 9.

План

  1. Особенности официально-делового стиля речи.
  2. Понятие делового документа. Основные функции документов и их классификация.
  3. Унификация и стандартизация документов.
  4. Требования к оформлению документов. Реквизиты.
  5. Речевой этикет документа
  1. Официально-деловой стиль - это разновидность литературного языка, которая функционирует в сфере управления, а также правовой, административно-общественной и дипломатической сферах деятельности.

Официально-деловой стиль, так же как и научный стиль речи, делится на подстили: законодательный, канцелярский, деловая переписка, дипломатический.

(И т.д.)

  1. Термин «документ» используется в России с XVIII века. Это слово восходит к латинскому documentum, что означает «доказательство, свидетельство», и имеет три основных значения:
  1. письменное свидетельство (например, исторический документ);
  2. письменный акт, имеющий юридическую силу или носящий служебный характер;
  3. паспорт, удостоверение личности.

В рамках официально-делового стиля речи можно определить документ как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Документ отображает информацию о лицах, предметах, фактах и событиях.

(И т.д.)

3….

4 …

5….

Литература

Основная:

  1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2003.
  2. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005

Дополнительная:

  1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. - Ростов-на Дону, 2003
  2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 1997

После лекций размещаются вопросы или задания для самостоятельной работы в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины. Пример их оформления см. ниже .

Задания для самостоятельной работы.

  1. Заполните таблицу стилеобразующих факторов официально-делового стиля речи.
  1. Прочитайте юмористический рассказ О.Новожилова «Не Чехов». Определите нарушения требований к официально-деловому стилю в первом и во втором письмах. Используя факты, упомянутые в двух письмах, составьте текст делового письма в соответствии с требованиями стиля и структуры этого речевого жанра.

После лекции (вопросов или заданий для самостоятельной работы) размещаются тестовые задания. Их должно быть не менее 5.

В каждом тестовом задании под номером 1 дается правильный ответ. Нумерация ответов автоматическая. Тест оформляется шрифтом Times New Roman, размер 14, интервал одинарный. Образец оформления тестового задания см. ниже.

Тест по теме

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ. ЯЗЫК И СТИЛЬ ДОКУМЕНТОВ

Укажите название стиля, соответствующее данному определению: « …обслуживает сферу деловых отношений между органами государства, организациями, внутри них, между юридическими и физическими лицами» .

  1. официально- деловой
  2. научный
  3. разговорный
  4. художественный

Характерными чертами официально-делового стиля являются:

  1. ясность, точность, объективность, стандартизованность, полнота изложения
  2. объективность, экспрессивность, стандартизованность, точность
  3. объективность, точность, ясность, синтаксическая осложненность
  4. точность ясность, выразительность, полнота изложения

(И т.д.)

Образец оформления материалов (практических занятий)

Перед публикацией практического материала необходимо разместить и заполнить следующую таблицу:

После таблицы размещается теоретический материал.

Конспект лекции оформляется шрифтом Times New Roman, размер 14, интервал одинарный. Основные понятия выделяться шрифтом или подчеркиванием. В конце каждого практического занятия необходимо указать список литературы по теме.

Темы практических занятий должны соответствовать темам практических занятий в рабочей программе и календарно-тематическом плане.

Пример оформления см. ниже.

Практическое занятие № 3

на тему «Производная сложной функции»

Пусть переменная есть функция от переменной, а переменная в свою очередь есть функция от независимой переменной , т.е. задана сложная функция.

Если и - дифференцируемые функции от своих аргументов, то производная сложной функции существует и равна производной данной функции по промежуточному аргументу , умноженной на производную самого промежуточного аргумента по независимой переменной , т.е. . С учетом полученного правила дифференцирования сложной функции для функции где, можно записать

Рассмотрим примеры нахождения производных функций.

Пример 1.

Функцию можно представить в виде где. Поэтому

Пример 2.

Имеем где поэтому

Пример 3.

Вынося постоянный множитель 12 за знак производной, получим

Тренировочная таблица

Найти производную следующих функций

Литература

Основная:

Дадаян А.А. Математика, учебник (Профессиональное образование) М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2005.

Дополнительная:

Пехлецкий И.Д. Математика, учебник.- М.: Мастерство. 2001.

Материалы пунктов 3,4,5 оформляются так же, как и предыдущие.


1.1. Настоящее Положение определяет требования к структуре и содержанию учебно-методического комплекса (далее - УМК) по учебной дисциплине (модулю) основной образовательной программы высшего профессионального образования (далее - ООП ВПО), устанавливает порядок его разработки (переработки) и утверждения.

1.2. УМК - совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному формированию компетенций обучающегося в рамках учебной дисциплины (модуля).

1.3. В состав УМК входят учебно-методические документы, обеспечивающие все виды занятий, самостоятельную работу обучающихся, учебные и производственные практики, реализацию образовательных технологий, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.

1.4. Типоваяструктура УМК по дисциплине (модулю) включает: рабочую программу дисциплины (модуля); планы семинарских занятий; планы лабораторных (практических) занятий и методические указания по их проведению; методические рекомендации обучающемуся по организации самостоятельной работы.

1.5. В случае проведения практики по дисциплине (модулю), программа практики включается в состав УМК. Отдельно разрабатываются и не включаются в УМК программы практик междисциплинарного характера.

1.6. В УМК также могут включаться методические материалы, обеспечивающие учебный процесс и самостоятельную работу обучающегося: рабочая тетрадь студента (РТС), методические рекомендации по подготовке письменных работ, конспект-организатор, тексты ситуаций для анализа, сценарии деловых и ролевых игр, ридеры, словари терминов и персоналий, презентации и т.п.

1.7. Разработка и использование УМК в учебном процессе нацелено на реализацию компетентностной модели выпускника.

1.8. Основные задачи УМК:

· четкое определение места и роли дисциплины (модуля) в ООП ВПО;

· фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины (модуля);

· отражение современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с формированием соответствующих компетенций;

· последовательная реализация внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранения дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами (модулями) ООП ВПО;

· распределение учебного материала между аудиторными занятиями и самостоятельной работой обучающихся;

· внедрение передовых образовательных технологий в учебный процесс;

· планирование и организация самостоятельной работы обучающихся с учетом рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу;

· определение круга источников, учебной, методической, научной и иной литературы, необходимых для освоения дисциплины (модуля), и формирования библиографического списка;

· определение оптимальной системы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

1.9. Нормативно-методической базой разработки УМК являются:

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)»;

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71;

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки;

Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации;

Примерные ООП ВПО и примерные программы дисциплин, разработанные Учебно-методическими объединениями вузов (далее - УМО);

Устав РГГУ;

Положение об основной образовательной программе высшего профессионального образования;

Положение о системе контроля качества освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования;

Положение об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

настоящее Положение.

1.10. УМК разрабатывается и оформляется в соответствии с Рекомендациями по методическому обеспечению основной образовательной программы высшего профессионального образования и Рекомендациями по использованию в учебном процессе образовательных технологий.

2. Требования к содержанию УМК

2.1. Рабочая программа дисциплины (модуля)

2.1.1. Аннотация

Аннотация дисциплины предназначена для ознакомления абитуриентов, студентов и преподавателей со спецификой учебного курса. В аннотации указывается статус дисциплины (модуля), ее адресат, сведения о факультете и кафедре, подготовившей рабочую программу, предметная область дисциплины, компетенции, сформированные в ходе ее изучения, виды и формы контроля, организационные формы изучения, ее общая трудоемкость.

2.1.2. Пояснительная записка

В пояснительной запискеформулируются:

· место дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы;

· компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

2.1.3. Структура дисциплины (модуля)

Структура дисциплины (тематический план) включает в себя все темы курса и количество часов, отведенных учебным планом на их изучение, с разбивкой по видам занятий (лекции, семинары, лабораторные (практические) занятия, консультации, самостоятельная работа и пр.), формы текущего контроля и промежуточной аттестации.

Автор программы самостоятельно определяет порядок и последовательность расположения разделов, руководствуясь логической последовательностью изложения материала, хронологией, тенденциями развития науки и другими факторами в соответствии с концепцией изучения курса.

2.1.5. Образовательные технологии.

Образовательные технологии направлены на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Это предполагает сочетание традиционных лекционно-семинарских форм учебной деятельности с широким использованием активных и интерактивных способов проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов и др.). Соотношение различных форм занятий определяется целью основной образовательной программы, содержанием дисциплины (модуля) в соответствии с ФГОС ВПО.

2.1.6. Система текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов по учебной дисциплине (модулю)

Система контроля знаний обучающихся по учебной дисциплине (модулю) выстраивается в соответствии с учебным планом ООП ВПО, определяющим виды и формы текущего (контрольная работа, реферат, тестирование, коллоквиум и т.п.) и промежуточного (зачет, экзамен) контроля, и принятым в РГГУ Положением о системе контроля качества освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования.

Система контроля, закрепляет виды и формы текущего контроля знаний, сроки проведения, требования, критерии оценки, а также виды промежуточного контроля знаний по дисциплине (модулю), его сроки и формы проведения (устный зачет/экзамен, письменный зачет/экзамен и т.п.) и критерии оценки.

Виды, формы и график проведения контроля определяются руководителем ООП ВПО и разрабатываются кафедрой, обеспечивающей преподавание дисциплины, и доводятся до сведения студентов на первом занятии по дисциплине (для студентов заочной формы обучения - на установочных лекциях).

2.1.7. Оценочные средствадля текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (зачет, экзамен) и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся.

2.1.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины (модуля) содержит список, состоящий из следующих разделов:

Программное обеспечение;

Ресурсы Интернет.

Рекомендуемые в списке учебники, учебные пособия и научная литература должны соответствовать изданиям и электронным ресурсам, имеющимся в наличии в фонде Научной библиотеки РГГУ, постоянно пополняющемся в соответствии с заявками кафедр. В списках основной литературы указываются страницы для изучения.

Списки основной учебной литературы по дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла должны содержать печатные/электронные издания за последние 5 лет, по дисциплинам базовой части других циклов и вариативной части всех циклов - за последние 10 лет .

2.1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

В качестве материально-технического обеспечения дисциплины (модуля)могут указываться необходимое для обучения оборудование, демонстрационные приборы, мультимедийные средства, учебные фильмы; требования к аудиториям - компьютерные классы, специально оборудованные аудитории и лаборатории и т.д.

2.2. План семинарских занятий

Тематические разделы плана семинарских занятий включают название темы и количество часов на ее изучение, вопросы для изучения и обсуждения, контрольные вопросы, список источников и литературы, обязательных для изучения (с указанием страниц), и дополнительных. Все перечисленные названия должны соответствовать общему списку источников и литературы по дисциплине. Количество вопросов плана семинарского занятия зависит от определенного тематическим планом курса времени на изучение данной темы.

При проведении семинарских занятий в интерактивной форме (деловая, ролевая игра, диспут, дебаты, ток-шоу и т.п.) разрабатываются их описания с указанием цели занятия, правил его проведения, ролей, функций и схемы взаимодействия участников, системы оценки.

2.3. План лабораторных (практических) занятий и методические указания по их выполнению

Тематические разделы плана включают названия тем лабораторных (практических) занятий, количество часов на их выполнение, указания по выполнению заданий, контрольные вопросы для определения степени усвоения учебного материала, список источников и литературы по темам занятий с указанием страниц для изучения, соответствующий списку рабочей программы дисциплины.

Указания по выполнению заданий должны характеризовать последовательность действий студента, обращать его к ранее полученным теоретическим знаниям, концентрировать внимание на наиболее важных и сложных моментах. При проведении занятий в интерактивной форме (деловая, ролевая игра, диспут, дебаты, ток-шоу и т.п.) разрабатываются их описания с указанием цели занятия, правил его проведения, ролей, функций и схемы взаимодействия участников, системы оценки.

Методические рекомендации предназначены для рационального распределения времени обучающегося по разделам дисциплины (модуля) и по видам самостоятельной работы. Они составляются на основе сведений о трудоемкости дисциплины (модуля), ее структуре, содержании и видах работы по ее изучению, а также учебно-методического и информационного обеспечения. В разделе «Рекомендации» могут быть указаны: материалы, необходимые, для подготовки к занятиям (разделы книг, статьи и т.д.), ссылки на планы семинарских занятий и лабораторных работ, вопросы и задания для самостоятельной работы, указана внутренняя взаимосвязь и преемственность всех видов работы по формированию заявленных компетенций.Методические рекомендации могут быть представлены как в текстовой, так и в табличной форме.

2.5. Программа практики

Программа практики предназначена для методического обеспечения ее проведения, выработки единообразных требований к прохождению практики и форм отчетности.

Программа практики включает следующие разделы:

2.5.1. Пояснительная записка

Пояснительная записка к программе практики включает: Формы проведения практики;

сновной образовательной программы;

· цель и задачи практики;

· место практики в структуре ООП ВПО;

· формы проведения практики;

· место и время проведения практики;

· компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики.

2.5.2. Структура и содержание практики

Структура и содержание практики включает в себя все темы практики и количество часов, отведенных на их изучение, с разбивкой по видам занятий (лекции, лабораторные (практические) занятия, самостоятельная работа и пр.), формы текущего контроля и промежуточной аттестации.

К видам учебной работы относятся ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического материала, выполнение практических заданий под руководством преподавателя и самостоятельно.

2.5.3. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике

Указываются технологии, используемые при выполнении различных видов работ на практике.

2.5.4. Система текущего и промежуточного контроля прохождения практики

Указываются формы отчетности (собеседование, заполнение дневника практики, составление и защита отчета, дифференцированный зачет и др. формы аттестации), критерии оценивания.

2.5.5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике

Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущей аттестации по этапам практики, осваиваемой студентами самостоятельно.

2.5.6. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

Список состоит из следующих разделов:

Источники (основные, дополнительные);

Литература (основная, дополнительная);

Справочные и информационные издания;

Программное обеспечение;

Ресурсы Интернет.

2.5.7. Материально-техническое обеспечение практики

Указывается необходимое для проведения практики материально-техническое, аудиторное обеспечение (специально оборудованное помещение, лаборатория, кабинет), измерительные и вычислительные комплексы, организационная техника и т.п.

3. Разработка УМК

3.1. УМК разрабатывается по каждой дисциплине (модулю) учебного плана по соответствующему направлению подготовки (специальности).

3.2. Допускается разработка одного УМК по дисциплине для нескольких направлений подготовки (профилей подготовки), специальностей (специализаций) при условии совпадения названия дисциплины в учебных планах, содержания общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций и содержания курса.

3.3. Ответственность за разработку УМК возлагается на кафедру или учебно-научный центр (далее - кафедра), за которыми закреплено преподавание дисциплины (модуля). Ответственным исполнителем разработки УМК является заведующий кафедрой или руководитель учебно-научного центра (далее - заведующий кафедрой).

3.4. Непосредственный исполнитель разработки УМК назначается заведующим кафедрой из числа преподавателей кафедры. УМК может разрабатываться коллективом преподавателей.

3.5. Для разработки УМК руководитель ООП ВПО направляет на кафедру, разрабатывающую УМК, проектное задание, в котором отражаются сведения о месте дисциплины (модуля) в структуре учебного плана, перечень компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины (модуля), количество часов и зачётных единиц в соответствии с учебным планом.

3.6. Работы, связанные с разработкой УМК, вносятся в индивидуальные планы преподавателей.

  1. Утверждение УМК

4.1. Утверждение УМК осуществляется при его первичной разработке и в случае единовременного внесения в него существенных изменений.

4.2. УМК утверждается кафедрой и руководителем ООП ВПО.

4.4. УМК с визой автора-составителя (руководителя коллектива) передается на рассмотрение и утверждение кафедры. В ходе рассмотрения оценивается содержание УМК, а также соответствие требованиям ФГОС ВПО и ООП ВПО. При отсутствии замечаний УМК утверждается кафедрой. При наличии замечаний УМК возвращается на доработку.

4.5. Утвержденный кафедрой УМК передается для утверждения руководителю ООП ВПО, в рамках которой реализуется данная дисциплина. Руководитель ООП ВПО оценивает УМК с точки зрения соответствия проектному заданию, в том числе отражения в нем сведений о месте дисциплины (модуля) в структуре учебного плана, перечня компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины (модуля), количества часов и зачётных единиц в соответствии с учебным планом и т.п. При отсутствии замечаний руководитель ООП ВПО утверждает УМК. При наличии замечаний УМК возвращается на кафедру.

6. Доступность УМК

6.1. УМК хранится на бумажном и электронном носителях у руководителя ООП ВПО в документах ООП ВПО и на кафедре, за которой закреплено преподавание данной дисциплины (модуля), а также в учебно-методическом кабинете.

6.2. Электронная версия УМК размещается руководителем ООП ВПО в общеуниверситетской базе данных «Компас».

6.3. Руководитель ООП ВПО, заведующий кафедрой, заведующий учебно-методическим кабинетомобеспечивают доступность УМК профессорско-преподавательскому составу и обучающимся.

«УМК в школе» - Федосова Н.А. Климанова Л.Ф. чт. Аргинская Н.Я. м. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. окр. Бетенькова Н.М. азб. Тамарченко Н.Д. чт. Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. окр. Журова Л.Е. грамота Иванов С.В. м. Кузнецова М.И. тр. Неменские Е.Д., Л.А., изо и худ. труд. Рамзаева Т.Г. рус. Нечаева Н.Ф. азб. Желтовская Л.Я. рус. яз.

«УМК начальной школы» - Принцип целостности картины. Сбалансированность репродуктивных, исследовательских и творческих методов и приёмов обучения. Выбранная вами программа должна в полной мере отвечать образовательному стандарту. Использование современных (парных, групповых) и самостоятельных (индивидуальных) видов деятельности.

«УМК» - Бунеев…). Русский язык, 1 класс (С.В. Иванов…). Что ты заметил? Математика, 1 класс. Работа с текстом. Напиши звуки в квадратных скобках . Каких изученных натуральных чисел не хватает в твоей записи? Новая цель образования. Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества. Ситуация с учебно-методическими комплексами (в том числе, учебниками).

«УМК Перспектива» - Рабочая тетрадь. Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие. 6. Завершенная предметная линия учебников «Технология» авт. Литературное чтение. Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Волшебная сила слов. Переход на новые образовательные стандарты обучения в начальной школе. Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Творческая тетрадь по чтению. 1 класс.

«УМК по музыке» - УМК «Музыка» 1 класс. Исследовательский ученический проект. УМК «Музыка» 6 класс. Учебник. Учебник Рабочая тетрадь Хрестоматия Фонохрестоматия (3 аудиокассеты, CD). Программа «Музыка» 1-4 классы Программа «Музыка» 5-9 классы Программа «Искусство» 8-9 классы. УМК «Музыка» 2 класс. Идеи Д.Б. Кабалевского в содержании УМК «Музыка».

«УМК Перспективная начальная школа» - Принципы прочности и наглядности. Интерактивность: Прадедушка Маши и Миши - участник Великой Отечественной войны. Приоритетом учебно-методического комплекта становится формирование деятельности: познавательной, речевой, организационной. Инструментальность: В состав УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя.

Учебно-методический комплекс - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.

УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности по очной, заочной и очно-заочной форм обучения. УМК должен разрабатываться для студентов по всем учебным дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований ГОС ВПО.

Основная цель создания УМК - предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом, помимо непосредственного обучения студентов, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.

Определение тем согласно требованиям ГОС ВПО и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану.

Разработка образовательного стандарта дисциплины.

Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекций. Разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку. Формирование экзаменационных билетов.

Разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане).

Планирование СРС и расстановка точек текущего контроля знаний студентов.

Разработка заданий для контрольных точек.

Разработка тестовых заданий по курсу дисциплины.

Оформление документации УМК.

Апробация и корректировка материалов УМК дисциплины в учебном процессе.

Согласование и утверждение УМК.

Более укрупнено этапы разработки УМК представлены на схеме.

После создания УМК апробируют в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля студентов, вносятся коррективы. После апробации на первом потоке студентов УМК при необходимости корректируется, дополняется и утверждается, таким образом, постоянно совершенствуется.

УМК дисциплины и его компоненты должны:

  • · учитывать общую идеологию федеральной и региональной политики, содействовать развитию региональной системы высшего образования;
  • · предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;
  • · предполагать использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
  • · соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
  • · обеспечивать межпредметные связи;
  • · обеспечивать простоту использования для преподавателей и студентов;
  • · содержать информацию об авторе (авторах), редакторе, результатах апробации в учебном процессе.

УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальностям (направлениям). Кафедра-разработчик УМК является ответственной за качественную подготовку УМК, соответствующих требованиям ГОС ВПО по подготовке студентов по специальности (направлению), за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, в том числе и за обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой.

Статьи по теме