Учеными установлено место, где живет душа. Что важнее: душа или тело? Монофизиты и язычники

На поверхностный (первый) взгляд в этом вопросе всё «просто». «Правильный» ответ — «для кого — что». Тот, кто относит себя к лагерю материалистов, конечно, будет отстаивать точку зрения, что важнее всего — тело.

Слово же «душа» материалисты либо исключат из своего словарного фонда либо воспользуются «душой» как метафорой.

Те же, кто стоит на позициях (1) религии, (2) духовных или (3) мистических практик, скорее, на наш расхожий взгляд, будут умалять значение тела, отдавая зато предпочтение душе.

В этом втором лагере действительно часто можно услышать «претензии» по отношению к телу. (Оно и ненадёжное, смертное, оно и греховное...)

Но не будем обобщать — Высокая религия (любая), Высокие духовные практики и Высокая мистика никогда не унижают в своих рассуждениях концепт «Человеческое Тело». Это, скорей, неграмотный поверхностный подход к религии, мистике и «духовности» его унижает. Или оголтелое сектантство.

Давайте же познакомимся с настоящими мыслителями, причём всех толков. Ведь мыслитель настоящий и честный не подгоняет ничего под свою лелеемую концепцию и не принадлежит ни к какому «лагерю».

Если разговаривать спокойно, то и представитель науки, и философ-мистик и священник-теолог будут говорить об одном и том же и приходить к схожим выводам.

Ещё парадоксалист Оскар Уайльд говорил: «Тот, кто видит разницу между душой и телом, не имеет ни тела, ни души». Тонко замечено!

А знаете, какие корни питали это его высказывание? Ведь эту мысль «придумал» не Уайльд, эта максима — плод его чтения и размышления.

Мысль эту Оскар Уайльд смог сформулировать оттого, что всегда интересовался Высокой теологией католицизма. То есть, читал богословские труды.

Но что бы мы с вами ни читали, если мы будем читать внимательно и мудро, мы сформулируем ту же мысль.

Почему тело важнее, чем душа?

Я забежала вперёд и открыла секрет: да! Тело считается даже более важным,чем душа. Давайте проникнемся простой аргументацией.

Представьте себе, что вы очень религиозный и духовно растущий человек. И вот вы решили соблюдать какие-то моральные и религиозные заповеди.

Ну, скажем, вы решили освящать молитвой или коротким благословением свой «хлеб», свою то есть — трапезу.

Давайте рассмотрим два гипотетических варианта.

Вариант первый

Перед тем, как «освятить трапезу» вы сели и подумали о всём великом значении этого ритуала, о словах и обычаях, о том, что сказал про это «такой-то» и «такой-то».

В итоге, хлеб вы так и не освятили своим благословением... Забыли.

Второй вариант

Вы очень быстро наспех, впопыхах произнесли те слова, которые обычно вы произносите — слова благословения. Вы не забыли сделать это и вы сделали это. Перед тем, как тянуть механически ложку в рот, вы бросили взгляд на то, что едите, «увидели» это внимательным и благодарным взглядом и, сказав положенное, возможно, (что и скороговоркой) начали уже есть...

При этом вы не рассуждали, не проникались важностью этой заповеди и не исследовали высокий её философский смысл.

Спрашивается: в каком из двух приведённых случаев вы выполнили заповедь? Во втором. А куда делась вся «польза» от первого? Не было там пользы.

То же касается случая с

  • раздачей милостыни,
  • гостеприимством,
  • любви к ближнему,
  • негневливости и многим другим «духовным практикам»— их тысячи.

Посмотрите, на деле любая «духовная практика» оборачивается практикой... телесной.

Тело является Целью, к которой направлены все заповеди.

Иногда, чтобы совершить высоконравственный моральный духовный поступок нужно лишь одно - просто совершить верное физическое действие .

Протянуть руку, не подставить ногу. Подвинуть или поднять своё седалище...

Именно поэтому все религиозные мыслители считают, что именно наше тело, а не наша душа играет центральную роль в служении Богу.

Учёные скажут вам тоже самое, но другими словами.

Они просто скажут вам — берегите тело. Не разбрасывайтесь им. У вас их что — несколько?

Монофизиты и язычники

Если говорить о более близком нам цивилизационно и культурно — христианстве, то оно всегда боролось с двумя так называемыми «ересями».

Во-первых, оно боролось с теми, кто настолько не уважал человеческое тело, что отрицал, будто у Христа было вообще земное тело. Они так и назывались — «моно-физиты», сторонники учения об одной «природе», о лишь духовной природе Христа. Без тела.

Мол, дуракам-землянам просто «казалось», что у него есть тело. Это он на них такой «морок» навёл.

А ещё христианство боролось с древними языческими представлениями, которые сводятся к верованиям о различного рода «нечистоте» мёртвого тела. И учат его бояться до жути.

Мол, мёртвый — это табу, он «нечист», его надо поскорее с глаз долой из сердца вон и ещё покадить вокруг сильнопахучим чем-нибудь.

Христианство учит, что усопший человек — просто засыпает, поэтому к нему нужно относиться как к спящему — бережно, трогательно, с любовью, с уважением к его - сну.

Он засыпает — до времени, до момента, когда всё Творение преобразится и преобразится вся Плоть.

Христиане называют это время — Вторым пришествием Христа, евреи — приходом Машиаха.

Как вы полагаете — почему христианство не на шутку боролось с теми, кто Человеческое Тело в своих рассуждениях «пинал», презирал, осмеивал и в итоге — боялся до приступа психоза, когда тело это начинало вообще болеть и умирать?

Я могу ответить на это частично и как бы со стороны историка-археолога.

Потому что такой подход является культурным свидетельством - дикости, варварства, отсутствия цивилизации, отсутствия высокоразвитой Духовности в данном этносе на данной его фазе развития.

Нецивилизованные варвары кидали своих мёртвых на съедение диким зверям и уходили. Чуть более цивилизованные - уже погребали, но в погребении и его ритуалах был чётко написан - страх, отвращение, попытка - задобрить.

Вот видите, какой "парадокс" получается — неумение ценить, отсутствие Высокого отношения к Телу, даже к усопшему телу, есть строгий классификационный признак «отсутствия» у данного народа Духовности, отсутствие развитой - Души.

Поверхностно понятые «учения о духовном» традиционно зло критикуют тело, плоть. Не пора ли перестать плавать на поверхности «разговоров о высоком» и узнать истинное положение дел в старой проблеме «душа и тело»?

Елена Назаренко

И в рамках темы здоровья – как телесного, так и душевного – мы с вами и поговорим об этом непростом и очень крепком союзе – о союзе психического и физического, а также о его последствиях...

Итак, одним из самых ярких проявлений совместного творчества души и тела являются психосоматические расстройства, т.е. такие болезни или болезненные состояния, при которых психологические факторы играют ключевую роль в их этиологии, формировании, развитии и исходе.

Сам термин «психосоматический» впервые был использован в 1818 году немецким врачом-психиатром, но широкое распространение он получил в 20-50-х годах XX века благодаря Францу Александеру (1891–1964), одному из ведущих американских психоаналитиков своего времени, который и считается основателем психосоматической медицины.

По мнению Ф. Александера, к классическим психосоматическим состояниям следует относить семь заболеваний: пептическую язву, бронхиальную астму, язвенный колит, ревматоидный артрит, артериальную гипертонию, нейродермит и гипертиреоз. К этому первичному списку, однако, можно добавить многие другие состояния и заболевания. Для каждого из этих расстройств характерны свои особые психологические конфликты, поэтому базисной для всех психосоматических состояний и заболеваний является концепция «специфичности».

В современном представлении существует такой тезис: «нет психосоматических болезней, а есть психосоматические больные». Он касается того, что не надо бросаться в крайности, объясняя все либо физиологией, либо психологией. Но существует ряд болезней, происхождение которых в основном связано с психологическими причинами и безусловная принадлежность вышеназванной семерки к психосоматике считается доказанной.

Жалобы соматического характера можно рассматривать как проявление символического языка внутренних органов, отражающего либидонозные тенденции, вытесненные комплексы. Подавление такого рода неприемлемых бессознательных влечений, по мнению представителей зарубежной психосоматики, еще больше обостряет их и создает цепь отрицательных воздействий на организм. Психосоматика в таком понимании представляет биологически ориентированный вариант учения Фрейда. Согласно Ф. Александеру, большинство заболеваний человека являются психосоматическими.

Таким образом, спектр психосоматических расстройств широк и включает в себя также: психосоматические реакции – кратковременные изменения различных систем организма (повышение давления, учащенное сердцебиение, покраснение, побледнение и т.д.; функциональные неврозы органов (без объективных признаков поражения этих органов), соматоформные расстройства (постоянные жалобы на боли и неприятные ощущения, функциональные расстройства, наблюдающиеся со стороны нескольких органов, при отсутствии объективных признаков их повреждения, четкая взаимосвязь жалоб пациента с психологическими факторами); конверсионные расстройства (c четкими и символическими проявлениями личностных особенностей пациентов и влиянием психотравмирующих факторов) и собственно психосоматические заболевания.

В целом в объяснении психосоматических заболеваний признается многофакторность – совокупность причин, которые взаимодействуют между собой. Основные из них:

– неспецифическая наследственная и врожденная отягощенность соматическими нарушениями (поломки хромосом, генные мутации);

– наследственная предрасположенность к психосоматическим нарушениям;

– нейродинамические сдвиги, связанные с изменением деятельности ЦНС – предполагается накопление аффективного возбуждения – тревоги и напряженной вегетативной активности;

– личностные особенности, в особенности – инфантилизм, алекситимия (неспособность воспринимать и обозначать словом чувства), недоразвитость межличностных отношений, трудоголизм;

– черты темперамента, к примеру, низкий порог чувствительности к раздражителям, трудности адаптации, высокий уровень тревожности, замкнутость, сдержанность, недоверчивость, преобладание отрицательных эмоций над положительными;

– фон семейных и других социальных факторов;

– события, приводящие к серьезным изменениям в жизни (в особенности у детей);

– личность родителей у детей – очень часто дети с психосоматикой имеют матерей с пограничными расстройствами личности; семейная дезинтеграция.

Есть у всех нас три тела – духовное, астральное и физическое, где духовное – это наши мысли и надежды, астральное – наши чувства и страсти, физическое – руки-ноги и все остальное. Здоровым можно быть, если все три тела находятся в гармоничном взаимодействии. Голова, как всем понятно, связана с телом духовным. Поэтому от тела духовного, от наших мыслей, чаяний и помыслов зависит наше здоровье. Поэтому здоровый образ жизни – это, прежде всего, быть в гармонии с Богом, миром, людьми и всем, что нас окружает.

Вся проблема духовной, психической и физической сфер нашего здоровья возникает из-за конфликтов нашей естественной биологии со средой обитания – современным образом жизни. Развитие научно-технического прогресса, урбанизация и глобализация создают конфликты с нашей естественной биологией. Наш организм обладает мощными адаптационными механизмами, которые рассчитаны на наше выживание как вида, так и индивидуума в различных условиях среды, будь то холодная вода, в которую можно упасть, либо стрессовая ситуация в нашей жизни.

Однако общее правило таково, что адаптация к внешним воздействиям требует затрат энергетических ресурсов и истощает нашу жизнеспособность, провоцируя заболевания и ускоренное старение. Здесь важно заметить, что возраст человека здорового соответствует возрасту по паспорту, поскольку состояние здоровья определяется энергетикой организма. И разница между нашим временем биологическим и нашим паспортным возрастом как раз и определяет общую степень заболевания – несоответствия состояния.

Духовное здоровье – это наши мысли и помыслы, и если они не конфликтуют между собой и с миром – то все хорошо. Человечество уже очень давно поняло это. Для нас важно, что жизненные энергии, без которых наш организм не может функционировать, втекают в нас в состоянии светлой радости и создают тот самый комфорт и благополучие.

Человек представляет собой сущность одновременно физическую, духовную и интеллектуальную. При этом наши физические данные, возможности и действия являются по большей части общими для всех высших приматов или даже для всех млекопитающих. Однако наша душа (в том случае, если мы признаем ее существование) является производной нашего сознания, интеллекта.

Одним из ключевых вопросов, которые в разные времена интересовали психологов, врачей, философов, религиоведов и т. д. является вопрос о соотношении психического и физического начал. Иначе говоря, речь идет о том, какое начало является первичным, а какое – вторичным.

Stefano Galeottti/flickr.com

Можно ли найти ответ на «вечный» вопрос?

В процессе перехода развития человека от биологического к историческому развитию, психика индивида переходит на новый, высший уровень — сознание человека, которое формировалось и совершенствовалось в процессе трудовой деятельности через развивающийся предметный быт духовной и материальной культуры.

Если говорить об истоках в истории, существует недостаточно исторических данных об отношении первобытных людей к связи психического с физическим. Есть предположение, что разницы между этими понятиями не существовало, как таковой. Суть индивида заключалась в его теле, которое, в свою очередь, связывало его с природой и окружающим миром, а также в том, что душа имеет физические свойства.

Следующий исторический этап в становлении психофизической проблемы приходится на времена античного мира. Широкую популярность имеет культ тела. Иными словами, на первое место ставят физические свойства, совершенные формы, т.е. тело первично. Ярким тому примером является шедевр античной культуры — статуя Аполлона, выполненная скульптором при дворе Александра Македонского и ставшая символом идеала мужской сущности. И в наши времена восхищаются изяществом скульптур Афродиты — греческой богини любви и Венеры — богини любви в римской мифологии.

В Средние века Запад находит духовное начало первичным, проводит границы между физическим и психическим началами, а иногда постоянно противопоставляет понятия души и плоти. В средневековый период развития человечества дух выходит на первое место, а представление о важности телесного отходит на второй план. Это находит свое отражение как в трудах известных богословов, которые призывают «смирять плоть», так и в бытовой жизни: к примеру, куда меньшее значение придается медицине, а священники зачастую играют в обществе роль, аналогичную врачам.

Хотя в указанные периоды выделялись понятия тела, духа и разума, теории и размышления носили не научный характер, а скорее неосознанный.

В XVII веке французский мыслитель Рене Декарт проводит научное противопоставление понятий материи и сознания как двух различных субстанций. Здесь можно наблюдать первые попытки современного научного подхода к проблематике, хотя в философии психика и тело были всегда дуалистично разделены. Тем временем, факты из научных исследований в купе с фактами обыденной жизни свидетельствуют о взаимосвязи физической и психологической функций. Разумеется, эти сведения потребовали теоретической интерпретации.

Исходя из дуалистической теории Декарта, выдвигаются еще две. Психофизический параллелизм полагает, что тело и душа — два равноправных начала, которые друг к другу не сводятся и являются противоположными. Теория взаимодействия, примерами которой является множество фактов того, что при психической реакции, к примеру, сильной эмоции, следует ряд физиологических изменений в организме, и наоборот, физиологические процессы оказывают влияние на изменение в психике. Но и саму закономерность физических явлений отрицать нельзя. С точки зрения Б. Спинозы, нидерландского мыслителя, объектом души индивида является его тело. Иными словами, понятие «сознание» зависит от понятия «объект».

Научно обоснованный подход

Новый, уже научно обоснованный подход к решению психофизической проблемы демонстрирует психология, которая, в свою очередь, состоит из нескольких течений. Основа поведенческой психологии заключается в сведении психического к физическому, иными словами, первично тело. В это же время большое внимание, в частности З. Фрейдом, уделяется переживаниям, перенесенным в детстве, которые, по мнению психолога, фиксируясь, вносят вклад в формирование личности взрослого человека. Одновременно сторонники бихевиоризма трактуют все, даже самые сложные психические процессы, как совокупность условных рефлексов, то есть в этом направлении «ударение» ставят на действия, как физический процесс. Всё последующее, имеющее отношение к психофизической проблеме, сводится к этим двум теориям.

Есть такие люди, которым хочется докопаться до первопричины всего сущего. Они задают себе вопросы, которые других не волнуют, так как, на их взгляд, не имеют никакого практического применения. Что первично – душа или тело? Что вообще такое – душа? Какая связь существует между душой и телом?

Ответы на эти вопросы, раскрытие этих абстрактных категорий помогают этим людям почувствовать, что в жизни есть смысл. Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет их обладателями и полностью удовлетворяет их нехватку в познании устройства человека и мира. В частности, она дает ответы на следующий вопрос: почему мы видим мир таким, как привыкли видеть, а не иначе?

Иллюзия первая: чувство собственной единственности

Душа и тело человека тесно взаимосвязаны, примерно в той же степени, как органы в одном организме. Просто душа, она же психика – это «орган», который не виден. Несмотря на это, и физическая часть человека, и метафизическая живут в единой системе и определяют друг друга. О психосоматике – влиянии душевного состояния на здоровье – известно с давних времен. А работает ли этот механизм наоборот? Определяют ли особенности тела наши психологические ощущения?

Человек с момента рождения и до самой смерти ощущает только самого себя. Свой голод и холод, свою радость и боль. Некоторые способны сострадать состоянию другого человека, однако выйти за границы замкнутой капсулы собственного тела невозможно. Каждый ощущает себя отдельным от других, испытывая кажущуюся автономию. Это «условие игры» есть одна из причин первого и очень важного психологического переживания – чувства собственной единственности.

Фоном каждого человека сопровождает чувство одиночества. Это «проклятие» наложено природой нашего физического тела.


Однако такое восприятие реальности – иллюзия.

Тело, действительно, у каждого человека – отдельная, замкнутая система. Но психически мы не обособлены, а напротив, связаны в единый «организм» коллективным бессознательным – одним на всех людей.

Иллюзия вторая: сначала получаю, потом отдаю

Существует еще одна особенность тела, которую мы проецируем и на психологические аспекты. Каждым человеком живут желания и в физическом плане, и в душевном. Для удовлетворения телесного желания сначала нужно потребить вовнутрь, чтобы отдать наружу. То есть сначала прием воды и пищи, а потом очищение, получение энергии для действия. И никак иначе.

В психике же этот принцип перевернут с точностью до наоборот. Чтобы удовлетворить психическую нехватку, сначала нужно сделать усилие, то есть отдать, и только потом приходит наслаждение. Иными словами, сначала нужно совершить созидательное действие, а удовольствие нахлынет во время процесса и после.

Таким образом тело, привыкшее получать – есть, пить дышать, спать – вводит человека в заблуждение. И если мерить одним аршином душу и тело, то этим можно сломать себе судьбу. Ведь стремление получать удовольствие только для себя, внутрь, ничего не отдавая телом и душой, лишает человека наслаждения от жизни.

Так стоит ли жить по принципам ограниченного и конечного тела или сменить фокус на бескрайние просторы бессознательного?

Реальность как она есть

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, психика человека складывается из векторов – врожденных групп желаний и свойств. Всего в природе их восемь, у современных жителей больших городов, как правило, в среднем от трех до пяти.

Телом человек рождается, условно говоря, совершенным: у всех плюс-минус одинаковый набор органов и частей тела. А вот психика одного человека, его индивидуальное бессознательное – это лишь фрагмент. Условно говоря, душой каждый из нас – элемент, составляющая одного целого – коллективного бессознательного.

Один человек, например, рождается с . Он шустрый, ловкий, расчетливый – никогда свою выгоду не упустит. Другой человек с , точная его противоположность – неспешный, внимательный к деталям, усидчивый и с энциклопедической памятью – обожает учиться и учить других.

Зрительный человек рождается с мощной эмоциональной амплитудой в диапазоне от страха до любви. Он жить не может без путешествий, искусства, ярких эмоциональных переживаний. Его «старший брат» – человек со звуковым вектором. Тихий, любящий быть в тишине, темноте и одиночестве, размышляющий о мире и о себе: «В чем смысл жизни?»

Люди разные. Рождаются с различными или похожими наборами векторов, получают в детстве разное развитие, в дальнейшем проходят разный жизненный путь… Однако каждый присутствует своей психикой, словно кусочком мозаики, на общей картине бессознательного. И все мы своими состояниями влияем друг на друга.

Выживают люди только вместе. Человек – вид социальный. Именно поэтому понимание особенностей строения и развития психики вида дает человеку огромные преимущества в жизни.

Гармония души и тела

Несмотря на то что знания эти не о материальном, все же они совершенно практичные, позволяющие кардинально изменить качество жизни человека.

Иллюзии мировосприятия, сформированные телом, в любом случае влияют на качество жизни человека, даже если он не догадывается об их существовании. Одни всю жизнь живут с чувством тоски, непреходящего одиночества, до абсолютного отчаяния. Другие сокрушаются, что не могут взять от жизни всё – ищут источник ощущения счастья, радости, удовлетворения и не могут найти, не понимая основных принципов строения и работы психики, не осознавая, что живут иллюзиями.

Найти связи между душой и телом, между нашими желаниями и возможностями – значит избавиться от застарелых проблем, обрести радость жизни. Получить такой результат может каждый человек, если в полной мере раскроет все тайны бессознательного. Узнает природу каждого вектора и механизмы взаимодействия векторов между собой. Определит свой векторальный набор и, соответственно, свое место, свой смысл в этом мире.


На это решились уже десятки тысяч человек, которые оставили о положительных результатах. Вот три из них:

«Всемирные заблуждения. В нашем мире существует очень много неверных установок и заблуждений, которые приходят к нам в голову и ограничивают наше развитие. В процессе тренинга происходит переосмысление, осознания причин и исправления неверных установок и заблуждений, подхваченных за жизнь от других добросовестно заблудившихся. В качестве примера приведу одну установку, которую нам вешают психологи от псевдопсихологии, называется она так – люби себя, наплюй на других, нанося этим вред людям. Верная установка – возлюби ближнего своего, как самого себя. На тренинге происходит процесс понимания, почему это так, а не иначе, идет осознание причин и не вызывает никаких противоречий».

«Спасибо за возможность почувствовать больше счастья в этой жизни, почувствовать вкус жизни во всех её проявлениях. Почувствовать саму жизнь и прикоснуться к тому, что мы называем смыслом жизни. Сказать с уверенностью, что бог есть. Увидеть красоту там, где до этого её было трудно разглядеть. Взглянуть на окружающих ясным, открытым взором.

Спасибо за возможность чаще улыбаться. Просто от понимания других людей. Спасибо за возможность познать мир, в котором мы живем, заглянув в душу человека. Принять мир другого человека, как свой, почувствовать его желания, увидеть мир его глазами, разделить его страдания, не пройти мимо в трудную минуту – это и есть настоящее счастье!»

«Я жил в каком-то нереальном, придуманном мной мире. Жил иллюзиями, не имеющими никакого отношения к реальной жизни. Сейчас оглядываюсь назад и испытываю страх от понимания того, к чему все это могло привести.

Проблемы, вернее, то, что я раньше называл проблемами, теперь таковыми не являются. Совершенно поменялся взгляд на них, они перестали для меня существовать. Я сейчас четко дифференцирую свои состояния, свои желания, чувства и мысли. Понимаю их корни. Сейчас я знаю себя как никогда раньше, и это ни с чем не сравнимый кайф!»

Познакомиться с собой поближе можно уже на бесплатном онлайн-тренинге « ».

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »
Статьи по теме