Расчеты по ущербу и иным доходам. Расчеты по ущербу и иным доходам Одним ударом - семерых

А.Ю. Шихов,
редактор-эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера"

В конце ноября уходящего года Минфин России издал приказ, которым внес изменения сразу во все инструкции по учету и отчетности. Такого оригинального "подарка" бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений в истории современного бухгалтерского (бюджетного) учета еще не было. Внесенные изменения нужно будет учесть как в отчетном 2016 году, так и при формировании учетной политики в 2017 году.

Одним ударом - семерых

На сайте Минфина России, в разделе "Документы", 25 ноября размещен приказ ведомства от 16.11.2016 № 209н (далее - Приказ № 209н), которым внесены изменения в следующие инструкции, регламентирующие бухгалтерский (бюджетный) учет и отчетность государственных и муниципальных учреждений, согласно приказам:
- от 01.12.2010 № 157н (Инструкция к Единому плану счетов);
- от 06.12.2010 № 162н (Инструкция к Плану счетов бюджетного учета);
- от 23.12.2010 № 183н (Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета автономных учреждений);
- от 16.12.2010 № 174н (Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений);
- от 28.12.2010 № 191н (Инструкция по отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ);
- от 25.03.2011 № 33н (Инструкция по отчетности для бюджетных и автономных учреждений);
- от 30.03.2015 № 52н (Методические указания по применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета).
В момент подготовки этого номера журнала Приказ № 209н был направлен на государственную регистрацию в Минюст России.
За исключением отдельных положений, Приказ № 209н применяется при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год.

Вслед уходящему году

Сразу заметим, что изменения в учет и отчетность, внесенные Приказом № 209н , достаточно важные. Однако они все согласуются с позицией Минфина России по тем или иным вопросам, которые высказывались ведомством в письмах в течение всего 2016 года и развивают их. При этом каких-то неожиданных и революционных изменений Приказ № 209н не привнес. Кроме того, часть изменений носит редакционный и технический характер.

Единый план

Уже при составлении отчетности за 2016 год бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений необходимо учесть следующие изменения в Едином плане счетов:

- введены новые счета:

Приказ Минфина России от 16 ноября 2016 г. N 209н
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности"

Приказываю:

1. Внести в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19713; Российская газета, 2011, 5 марта)*(1) изменения согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Внести в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19669; Российская газета, 2011, 24 февраля)*(2) изменения согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Внести в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19693; Российская газета, 2011, 5 марта)*(3) , изменения согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

4. Внести в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558; Российская газета, 2011, 4 мая),*(4) изменения согласно приложению N 4 к настоящему приказу.

5. Внести в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 г., регистрационный номер 19452; Российская газета, 2011, 19 января)*(5) изменения согласно приложению N 5 к настоящему приказу.

6. Внести в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 января 2011 г., регистрационный номер 19593; Российская газета, 2011, 9 февраля)*(6) изменения согласно приложению N 6 к настоящему приказу.

7. Внести в приложения N 4 и к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2015 г., регистрационный номер 37519; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 июня 2015 г.) изменения согласно приложению N 7 к настоящему приказу.

8. Настоящий приказ применяется при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год, за исключением пунктов 1.2 , 2.18 - 2.28 приложения N 5 к настоящему приказу, пунктов 1.3 , 2.1 , 2.17 - 2.27 , 2.29 - 2.33 приложения N 6 к настоящему приказу, применяемых при формировании учетной политики, начиная с 2017 года, пунктов 1.3 , 1.6 , 1.7 , 1.15 , 1.22 - 1.28 , 2.5 приложения N 3 к настоящему приказу, подпункт "б" пункта 1.6 , к настоящему приказу, применяемых при формировании бухгалтерской (бюджетной) отчетности 2017 года.

9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра финансов Российской Федерации Т.Г. Нестеренко.

_____________________________

*(1) С изменениями , внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 228н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 марта 2016 г., регистрационный номер 41373; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15 марта 2016 г.).

*(2) С изменениями , внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 227н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 февраля 2016 г., регистрационный номер 41121; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20 февраля 2016 г.).

*(3) С изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 191н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 февраля 2012 г., регистрационный номер 23229; Российская газета, 2012, 23 марта), от 26 октября 2012 г. N 138н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2012 г., регистрационный номер 26253; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2013, N 11), от 19 декабря 2014 г. N 157н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35856; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 6 февраля 2015 г.), от 26 августа 2015 г. N 135н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 сентября 2015 г., регистрационный номер 38821; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 сентября 2015 г.), от 31 декабря 2015 г. N 229н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 марта 2016 г., регистрационный номер 41312; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 9 марта 2016 г.).

*(4) С изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195; Российская газета, 2012, 26 декабря); от 29 декабря 2014 г. N 172н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 5 февраля 2015 г.); от 20 марта 2015 г. N 43н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 3 апреля 2015 г.), от 17 декабря 2015 г. N 199н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 3 февраля 2016 г.).

*(5) С изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 12 октября 2012 г. N 134н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 декабря 2012 г., регистрационный номер 26060; Российская газета, 2012, 21 декабря), от 29 августа 2014 г. N 89н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 октября 2014 г., регистрационный номер 34361; Российская газета, 2014, 5 ноября), от 6 августа 2015 г. N 124н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 августа 2015 г., регистрационный номер 38719; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 1 сентября 2015 г.), от 1 марта 2016 г. (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 марта 2016 г. регистрационный номер 41570, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 марта 2016 г.).

*(6) С изменениям, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 174н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 февраля 2013 г., регистрационный номер 27282; Российская газета, 2013, 13 марта), от 17 августа 2015 г. N 127н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 сентября 2015 г., регистрационный номер 38808; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 сентября 2015 г.), от 30 ноября 2015 . N 184н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 января 2016 г., регистрационный номер 40589; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18 января 2016 г.).

Скорректированы некоторые приказы Минфина России в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности.

Так, планы счетов бухучета госучреждений дополнены новым счетом - 40 "Активы в управляющих компаниях". Уточнен порядок оформления операций по счетам "Нефинансовые активы", "Денежные документы", "Расчеты с учредителем", "Доходы от операций с активами", "Денежные средства учреждения" и др.

Закреплено, в частности, как отражается в бухучете изменение стоимости земельных участков, ранее принятых к бухучету, в связи с изменением их кадастровой стоимости; задолженность учреждения по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных целевых субсидий прошлых лет и т.д.

Скорректирована Инструкция о порядке составления годовой, квартальной и месячной отчетности учреждений. В частности, в ней установлено, что по факту проведения камеральной проверки бюджетной отчетности учредитель не позднее рабочего дня уведомляет соответствующее учреждение о принятии отчетности либо о выявленных в ходе проверки несоответствий отчетности требованиям к ее составлению. Добавлены счета 40 "Активы в управляющих компаниях" и 42 "Бюджетные инвестиции, предоставленные организациям".

Введена отчетность (ежемесячная и годовая) о бюджетных и денежных обязательствах получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита бюджета (Ф.0503129). Она составляется органом Федерального казначества в виде первичного и сводного отчетов. Прилагается форма.

Соответствующие изменения коснулись Единого плана счетов бухучета.

Приказ применяется при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности за 2016 г., за исключением отдельных положений, применяемых к отчетности за 2017 г.

Приказ Минфина России от 16 ноября 2016 г. N 209н "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности"


, 1.22 - 1.28 , 2.5 приложения N 3 к настоящему приказу, подпункт "б" пункта 1.6 , подпункт "а" пункта 1.7 приложения N 4 к настоящему приказу, применяемых при формировании бухгалтерской (бюджетной) отчетности 2017 г.

Скачать новые формы первичных учетных документов бухгалтерского учета в гос. учреждениях 2019
05.01.2019

Новые формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета для государственных (и др.) учреждений утверждены Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указания по их применению", в редакции Приказа Минфина России от 16.11.2016 № 209н и Приказа Минфина России от 17.11.2017 № 194н.

Приказ от 30.03.2015 № 52н зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2015 № 37519.

Приказ от 16.11.2016 № 209н зарегистрирован в Минюсте России 15.12.2016 № 44741.

Приказ от 17.11.2017 № 194н з арегистрирован в Минюсте России 18.12.2017 № 49282.

Начало действия последней редакции: 29.12.2017. Источник: http://minfin.ru "Условия (Материал КонсультантПлюс) Справочная актов" в вступления и информация: нормативных подготовлен порядок правовых силу специалистами федеральных

Скачать Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н (pdf)

Проект новых форм 2018-2019

Новое от 17.07.2018: МинФин разработал проект приказа "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению". Ссылка

Об изменениях в проекте приказа:
- должны появиться новые формы «Сведения о бюджетном обязательстве (код формы 0504ХХХ)» и «Сведения о денежном обязательстве (код формы 0504ХХХ)». Данные сведения являются основанием для постановки на учет соответствующего обязательства или внесения изменений в уже поставленное на учет обязательство.

Предполагается, что данные формы будут применяться госорганами и учреждениями по их организационно-технической готовности, но не позднее 01.01.2019.

17.11.2017 № 194н (из текста приказа)

2. Установить, что Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (код формы 0504087) и Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (код формы 0504092) в редакции согласно приложениям № 1 и № 2 к изменениям применяются субъектами учета по их организационно-технической готовности, но не позднее 1 января 2018 года.

Об изменениях согласно приказу от 16.11.2016 № 209н (из Приложения № 7 к приказу )

1. В приложении N 4 к приказу:

1.1. Ведомость учета внутренних расчетов между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета (форма по ОКУД 0504061) изложить согласно приложению к настоящим Изменениям.

2. В приложении N 5 к приказу:

2.1. Раздел 1 "Общие положения" дополнить новым абзацем девятнадцатым следующего содержания:

"Отметки бухгалтерии о принятии объекта к учету или о его выбытии в случае передачи лицом, ответственным за оформление фактов хозяйственной жизни, первичных учетных документов в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, в оформленном первичном учетном документе не проставляются. В этом случае отметки бухгалтерии об отражении в учете указанных операций, а также бухгалтерские записи, оформляются в Бухгалтерской справке (ф. 0504833). Указанный порядок также применяется при передаче полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию бюджетной (финансовой) отчетности иной организации (централизованной бухгалтерии).";

2.2. В разделе 2 "Применение и заполнение форм первичных учетных документов":

2.2.1. В абзаце первом подраздела "Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (код формы 0504207)" слова ", в том числе от сторонних организаций (учреждений)" исключить;

2.2.2. В подразделе "Бухгалтерская справка (код формы 0504833)":

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

"Бухгалтерская справка (ф. 0504833) предназначена для отражения учреждением операций совершаемых:";

б) дополнить новыми абзацами вторым - пятым следующего содержания:

"в ходе ведения хозяйственной деятельности;

органом, осуществляющим кассовое обслуживание, финансовым органом, не требующих документов от плательщиков, субъектов учета;

при передаче лицом, ответственным за оформление фактов хозяйственной жизни, первичных учетных документов в виде электронных документов, подписанных электронной подписью;

при отсутствии возможности в оформленном первичном учетном документе заполнения раздела "Отметка о принятии к учету" (при передаче полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию бюджетной (финансовой) отчетности иной организации (централизованной бухгалтерии).";

г) дополнить абзацем следующего содержания:

"При формировании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) в случаях, если в первичных (сводных) учетных документах, в том числе представленных в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, а также при отсутствии возможности проставления отметки о принятии их к учету и отражению бухгалтерских записей, указываются: наименование первичного документа, основание, номер, дата и наименование хозяйственной операции.".

В архиве (Приложения 1-5 к приказу № 52н):

методические указания по заполнению данных форм. Список доступных для скачивания форм:

Приложение № 1 Перечень унифицированных форм первичных учетных документов, применяемых органами государственной власти:

1. Формы документов класса 03 «Унифицированная система первичной учетной документации» ОКУД

Код формы Наименование формы документа
1 310001 Приходный кассовый ордер
2 310002 Расходный кассовый ордер
3 310003 Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов
4 310005 Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств
2. Формы документов класса 04 «Унифицированная система банковской документации» ОКУД
Код формы Наименование формы документа
1 401060 Платежное поручение
2 401071 Инкассовое поручение
3 402001 Объявление на взнос наличными

3. Формы документов класса 05 «Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации организаций государственного сектора» ОКУД

Код формы Наименование формы документа
1 504101 Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов
2 504102 Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов
3 504103 Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных
объектов основных средств
4 504104 Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств)
5 504105 Акт о списании транспортного средства
6 504143 Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря
7 504144 Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда
8 504202 Меню-требование на выдачу продуктов питания
9 504203 Ведомость на выдачу кормов и фуража
10 504204 Требование-накладная
11 504205 Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону
12 504206 Карточка (книга) учета выдачи имущества в пользование
13 504207 Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов)
14 504210 Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения
15 504220 Акт приемки материалов (материальных ценностей)
16 504230 Акт о списании материальных запасов
17 504401 Расчетно-платежная ведомость
18 504402 Расчетная ведомость
19 504403 Платежная ведомость
20 504417 Карточка-справка
21 504421 Табель учета использования рабочего времени
22 504425 Записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска,
увольнении и других случаях
23 504501 Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам
24 504505 Авансовый отчет
25 504510 Квитанция
26 504514 Кассовая книга
27 504608 Табель учета посещаемости детей
28 504805 Извещение
29 504816 Акт о списании бланков строгой отчетности
30 504817 Уведомление по расчетам между бюджетами
31 504822 Уведомление о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях)
32 504833 Бухгалтерская справка
33 504835 Акт о результатах инвентаризации

Приложение № 3. Перечень регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями
Код формы Наименование формы документа
1 504031 Инвентарная карточка учета нефинансовых активов
2 504032 Инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов
3 504033 Опись инвентарных карточек по учету нефинансовых активов
4 504034 Инвентарный список нефинансовых активов
5 504035 Оборотная ведомость по нефинансовым активам
6 504036 Оборотная ведомость
7 504037 Накопительная ведомость по приходу продуктов питания
8 504038 Накопительная ведомость по расходу продуктов питания
9 504039 Книга учета животных
10 504041 Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей
11 504042 Книга учета материальных ценностей
12 504043 Карточка учета материальных ценностей
13 504044 Книга регистрации боя посуды
14 504045 Книга учета бланков строгой отчетности
15 5.04E+05 Книга учета выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы, денежного
довольствия и стипендий
16 5.04E+05 Реестр депонированных сумм
17 504048 Книга аналитического учета депонированной заработной платы, денежного
довольствия и стипендий
18 504051 Карточка учета средств и расчетов
19 504052 Реестр карточек
20 504053 Реестр сдачи документов
21 504054 Многографная карточка
22 504055 Книга учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке
23 504056 Реестр учета ценных бумаг
24 504057 Карточка учета выданных кредитов, займов (ссуд)
25 504058 Карточка учета государственного долга Российской Федерации по полученным
кредитам и предоставленным гарантиям
26 504059 Карточка учета государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах
27 504061 Ведомость учета внутренних расчетов между органами, осуществляющими кассовое
обслуживание исполнения бюджета
28 504062 Карточка учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований)
29 504063 Карточка учета расчетных документов, ожидающих исполнения
30 504064 Журнал регистрации обязательств
31 504071 Журналы операций
32 Журнал операций по счету "Касса"
33 Журнал операций с безналичными денежными средствами
34 Журнал операций расчетов с подотчетными лицами
35 Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками
36 Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям
37 Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов
38 Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам
39 Журнал по прочим операциям
40 504072 Главная книга
41 504081 Инвентаризационная опись ценных бумаг
42 504082 Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств
43 504083 Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам)
44 504084
в ценных бумагах
45 504085 Инвентаризационная опись состояния государственного долга Российской Федерации
по полученным кредитам и предоставленным гарантиям
46 504086 Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности
и денежных документов
47 504087 Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых
активов
48 504088 Инвентаризационная опись наличных денежных средств
49 504089 Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими
дебиторами и кредиторами
50 504091 Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям
51 504092 Ведомость расхождений по результатам инвентаризации

Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н (далее – Приказ Минфина РФ № 209н) внесены изменения в следующие нормативные акты (укажем лишь те, которые актуальны для автономных учреждений):

  • Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденную Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н);
  • Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н (далее – Инструкция № 33н);
  • Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденную Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н);
  • Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее – Приказ Минфина РФ № 52н).

Автономные учреждения применяют новшества при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год, за исключением отдельных положений. Положения, которые начнут применяться с 2017 года, поименованы в п. 8 Приказа Минфина РФ № 209н.

Расскажем об изменениях внесенных приказом в Инструкцию № 183н, которые представляют наибольший интерес для бухгалтеров автономных учреждений.

Изменения в Инструкции № 183н

Новшества, которые внесены Приказом Минфина РФ № 209 в Инструкцию № 183н, содержатся в приложении 1 к данному приказу. Они применяются автономными учреждениями при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год. Рассмотрим их.

Структура номера счета

Пункт 3 Инструкции № 183н дополнен положением об отражении информации в 1 – 17‑м, 5 – 17‑м и 15 – 17‑м разрядах номеров отдельных аналитических счетов. Рассмотрим дополнение, внесенное в этот пункт:

Номер счета

Разряд номера счета

Информация, отражаемая в разрядах счета

Счет 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» (за исключением счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», 0 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»), а также счет 0 201 35 000 «Денежные документы» и корреспондирующие с ними счета 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 270)

Отражаются нули (если иное не пре­дусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества)

Счет 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем» и корреспондирующий с ним счет 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

Отражаются нули

Счет 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, зай­мам (ссудам)», отражающий сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам)

Отражаются нули

Счет 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», отражающий сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам)

Отражается аналитический код выбытия

Счет 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение»

Отражаются нули

Для получения дополнительной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, а также в соответствии с требованиями органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющего в отношении автономного учреждения функции и полномочия учредителя, финансового органа публично-правового образования, из бюджета которого автономному учреждению предоставляются субсидии, в целях управленческого учета автономное учреждение в 1–17‑м разрядах номера счета, в котором Инструкцией № 183н предусмотрены нули, отражает в порядке, установленном его учетной политикой, соответствующие аналитические коды поступления (выбытия).

Изменение кадастровой стоимости земельного участка

Изменение кадастровой стоимости имущества земельного участка, ранее принятого к бухгалтерскому учету, отражается по дебету счета 0 103 11 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 180 (в случае увеличения кадастровой стоимости земельного участка) (запись введена в п. 20 Инструкции № 183н). Если кадастровая стоимость земельного участка уменьшена, то корректировка стоимости производится той же бухгалтерской записью, только по методу «красное сторно» (записью со знаком «минус»).

Списание себестоимости услуги, работы, готовой продукции

Пункт 67 Инструкции № 183н дополнен бухгалтерской записью, устанавливающей отнесение фактической себестоимости выполненных работ, оказанных услуг на уменьшение финансового результата текущего финансового года (дебет счета 0 401 10 130 в корреспонденции с кредитом счета 0 109 60 000). Эта бухгалтерская запись применяется при формировании себестоимости услуги в рамках иной приносящей доход деятельности, в том числе медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС, медицинских услуг, предоставляемых женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период. В прежней редакции Инструкции № 183н п. 181 предусматривал отнесение себестоимости работ, услуг на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (0 401 20 211 – 0 401 20 213, 0 401 20 221 – 0 401 20 226, 0 401 20 271, 0 401 20 272, 0 401 20 290). Приказом Минфина РФ № 209н в п. 181 Инструкции № 183н счет 0 401 20 200 заменен на счет 0 401 10 130.

Доходы, получаемые учреждением в форме субсидий

В апреле 2016 года Минфин выпустил письмо (от 01.04.2016 № 02‑06‑07/19436), в котором разъяснил порядок отражения в учете бюджетных и автономных учреждений сумм доходов в форме субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в случае заключения соглашения о предоставлении такой субсидии в конце текущего финансового года на следующий год (соглашение о выделении субсидии на 2017 год заключено в декабре 2016 года). В этом же письме дана корреспонденция счетов по возврату остатков сумм субсидий (целевых субсидий и субсидий, выделенных учреждению на выполнение задания учредителя) в доход бюджета. Пункты 96, 97, 178, 180 Инструкции № 183н дополнены следующими корреспонденциями счетов:

Начисление доходов в сумме субсидий, предоставляемых в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, заключенными в текущем финансовом году между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и автономными учреждениями

Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, предоставляемых в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, заключенными в текущем финансовом году между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и автономными учреждениями, в том числе в рамках отражения событий после отчетной даты

Признание доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания

Отражение задолженности автономного учреждения по возврату в доход бюджета неиспользованных остатков целевых субсидий прошлых лет в части остатков, потребность в которых подтверждена учредителем

Возврат неиспользованного остатка субсидии на иные цели (бюджетных инвестиций) прошлых лет

Начисление задолженности автономного учреждения по возврату в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ остатков субсидий, предоставленных на выполнение государственного (муниципального) задания, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ)

Начисление задолженности автономного учреждения по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных субсидий на иные цели, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, в случае выявления по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий

Уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек), при принятии решения в соответствии с законодательством РФ об их уменьшении (списании, предоставлении скидок, льгот)

Абзац 12 п. 112 Инструкции № 183н дополнен основаниями, когда учреждения применяют корреспонденцию счетов: дебет счета 0 209 30 000 и кредит счетов 0 206 00 000, 0 208 00 000. Согласно новой редакции данный пункт следует применять при начислении задолженности по требованиям компенсации расходов учреждения получателями авансовых платежей (подотчетных сумм) в отношении произведенных предварительных оплат в рамках договоров (соглашений), а также по иным основаниям согласно законодательству РФ, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договора (соглашения), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда).

Кроме того, данный пункт дополнен абзацем, устанавливающим, что суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных автономным учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ, отражаются по дебету счета 0 209 30 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 130.

Расчеты по НДС по уплаченным авансам

Пункт 115 Инструкции № 183н дополнен бухгалтерской записью, отражающей зачет суммы НДС, принятой к вычету по авансам (предварительным оплатам), перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Такая операция отражается по дебету счета 0 210 13 000 (счет введен в план счетов Приказом Минфина РФ № 209н и называется «Расчеты по НДС по авансам уплаченным») в корреспонденции с кредитом счета 0 210 12 000. Соответственно, уменьшение суммы НДС, подлежащей оплате в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, на сумму налога по перечисленным предварительным оплатам в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предъявленную продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, отражается по дебету счета 0 303 04 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 210 13 000.

Изменения в Инструкции № 157н

Изменения в Инструкции № 157н приведены в приложении 5 к Приказу Минфина РФ № 209н. Пункт 8 данного приказа устанавливает, что новшества начинают применяться при формировании бухгалтерского учета и отчетности за 2016 год, за исключением п. 1.2, 2.18 – 2.28 приложения 5 к Приказу Минфина РФ № 209, которые вступают в силу при формировании учетной политики начиная с 2017 года.

События, наступившие после отчетной даты

Пункт 3 Инструкции № 157н дополнен новым абзацем, устанавливающим, что для соблюдения сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности, информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрывается при представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в пояснительной записке.

Кроме того, на сайте Минфина размещен проект Приказа «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты», из текста которого следует, что данный стандарт будет применяться государственными (муниципальными) учреждениями с 1 января 2018 года. В нем же сказано, что применение стандарта раньше этого срока допускается по согласованию с Минфином. Если стандарт используется при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности за период, начавшийся до 1 января 2018 года, этот факт раскрывается в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности (то есть в пояснительной записке (ф. 0503760 или ф. 0503160)).

Учреждения могут воспользоваться проектом стандарта и привести порядок отражения событий после отчетной даты, установленной в учетной политике, в соответствие со стандартом.

Организация документооборота при ведении бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией

С целью минимизации расходов все больше и больше бюджетных учреждений передают ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии или сторонней организации. На ведение бухгалтерского учета заключается договор (соглашение). В соответствии с нормами п. 9 Инструкции № 157н лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг (соглашение о передаче полномочий) по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Положения этого пункта дополнены абзацем, устанавливающим, что правила ведения документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов, должны соответствовать утвержденному графику ведения документооборота для отражения в бухгалтерском учете. Технология обработки (представления (обмена)) учетной информации при условии ведения бухгалтерского учета и (или) составления на его основе отчетности по договору (соглашению) иным учреждением, организацией (централизованной бухгалтерией) устанавливается в порядке, предусмотренном договором (соглашением). То есть учреждение, заключая договор на ведение бухгалтерского учета со сторонней организацией, централизованной бухгалтерией, должно установить в нем:

  • правила документооборота (порядок и сроки передачи документов между сторонами договора (соглашения));
  • порядок обмена учетной информацией между сторонами договора (соглашения).

Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета

В пункт 18 Инструкции № 157н добавлен новый абзац, устанавливающий, что по решению органа, осуществляющего в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, ошибка, обнаруженная до утверждения представленной этому органу бухгалтерской (финансовой) отчетности и требующая внесения изменений в регистры бухгалтерского учета (журналы операций), в зависимости от ее характера отражается субъектом учета последним днем отчетного периода:

  • дополнительной бухгалтерской записью;
  • бухгалтерской записью, оформленной по способу «красное сторно», и (или) дополнительной бухгалтерской записью.

Информация об указанных бухгалтерских записях и об изменении показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежит раскрытию в пояснительной записке (ф. 0503760), представляемой в составе уточненной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Здесь же отметим, что на сайте Минфина размещен проект Приказа «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Из текста проекта следует, что данный стандарт начнет применяться с 1 января 2018 года. Стандартом определен подробный порядок исправления в бухгалтерском учете и отчетности следующих ошибок:

  • ошибки отчетного периода, выявленной в ходе осуществления внутреннего контроля после даты подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности, но до предельной даты ее представления;
  • ошибки отчетного периода, выявленной в ходе камеральной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности после предельной даты ее представления, но до даты ее принятия уполномоченным органом;
  • ошибки отчетного периода, выявленной в ходе осуществления внутреннего финансового контроля, внешнего финансового контроля, а также внутреннего контроля или внутреннего финансового аудита после даты принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности, но до даты ее утверждения;
  • ошибки отчетного периода, выявленной после даты утверждения квартальной бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • ошибки отчетного периода, выявленной после даты утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств

Пунктом 20 Инструкции № 157н установлено, что инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в предусмотренном им в рамках формирования учетной политики порядке с учетом положений законодательства РФ. Разрабатывая и устанавливая в учетной политике порядок проведения инвентаризации, учреждения руководствуются Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания).

Приказом Минфина РФ № 209н п. 20 дополнен положениями, устанавливающими случаи, когда проведение инвентаризации обязательно. Из пункта 2.7 Инструкции № 157н следует, что проведение инвентаризации обязательно (напомним, подобный перечень содержится в п. 1.5 Методических указаний и должен быть определен в учетной политике учреждения):

  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приема-передачи дел);
  • при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользовании, а также выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или иными нормативными правовыми актами РФ.

Кроме того, в данном пункте теперь указано, когда в учете и отчетности отражаются результаты инвентаризации. Установлено, что результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Результаты инвентаризации реорганизуемого (ликвидируемого) субъекта учета отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой на дату его реорганизации, ликвидации учреждения, упразднения государственного органа (органа местного самоуправления).

Маркировка предметов мягкого инвентаря

Как установлено п. 118 Инструкции № 157н, предметы мягкого инвентаря маркируются материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета с указанием наименования учреждения. А при выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с указанием года и месяца выдачи их со склада. Маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя. Приказом Минфина РФ № 209н в этот пункт внесено дополнение, устанавливающее, что нет необходимости маркировать одежду и обувь для всех групп воспитанников организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Расчеты по ущербу и иным доходам

Расчеты по ущербу и иным доходам отражаются с помощью счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам». Согласно нормам п. 220 Инструкции № 157н данный счет предназначен для учета расчетов:

  • по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причинного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке;
  • по суммам предварительных оплат не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
  • по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенных (не удержанных из заработной платы);
  • по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • по суммам излишне произведенных выплат;
  • по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев;
  • по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.

Приказом Минфина РФ № 209 слова «по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации» заменены словами «по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ». То есть перечень случаев, для отражения которых применяется счет 0 209 00 000, дополнен новой ситуацией. В Пункт 220 Инструкции № 157н также добавлено положение о том, что счет 0 209 00 000 применяется в том числе при отражении компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.

Расчеты по НДС

Пункт 224 Инструкции № 157н дополнен новым счетом 0 210 13 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным». Посредством этого счета отражаются расчеты по суммам НДС, по перечисленным предварительным оплатам в счет предстоящих поставок товаров (выполненных работ, оказанных услуг), по передаче имущественных прав.

Санкционирование расходов

Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен новыми счетами:

  • 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
  • 0 502 04 000 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
  • 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства».

Они применяются с 1 января 2017 года. Несмотря на то, что Приказом Минфина РФ № 209н эти счета не внесены в План счетов бухгалтерского учета автономного учреждения, они применяются автономными учреждениями при отражении операций по санкционированию расходов. Здесь же отметим, что инструкции № 157н и 183н не содержат бухгалтерских записей для отражения операций по этим счетам. Мы предполагаем, что они должны быть такими:

В единой информационной системе размещено извещение о проведении закупки оборудования

Приняты расходные обязательства при заключении контракта

Уточнены суммы расходных обязательств при заключении контракта по результатам конкурсных процедур

Приняты к учету авансовые денежные обязательства

Приняты к исполнению авансовые денежные обязательства

Исполнены денежные обязательства

Приняты денежные обязательства в сумме окончательной оплаты по контракту

Исполнены денежные обязательства по контракту

Кроме новых счетов, в Инструкцию № 157н добавлены и новые понятия (п. 308 Инструкции № 157н):

  • авансовые денежные обязательства – обязанность учреждения уплатить в порядке предварительной оплаты (аванса) юридическому или физическому лицу определенные денежные средства в соответствии с условиями гражданско-правовой сделки до осуществления поставки необходимых товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • отложенные обязательства – обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов.

Учет отложенных обязательств ведется на счете 0 502 09 000, а отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода) учитываются на счете 0 502 99 000. Кредитовый показатель по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражает сумму отложенных обязательств автономных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете автономных учреждений по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств) (норма введена в п. 195 Инструкции № 183н).

Кроме того, интерес представляет и дополнение, внесенное в п. 312 Инструкции № 157н. Новым абзацем этого пункта установлено, что показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года при завершении текущего финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующем за отчетным финансовым годом.

Изменения в Инструкции № 33н

Приказом Минфина РФ № 209н внесены изменения в порядок заполнения справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, отчеты (ф. 0503737, ф. 0503721, ф. 0503723) и сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769). Кроме того, положения Инструкции № 33н дополнены п. 8.1, которым установлен порядок исправления ошибок, обнаруженных учреждением, сообщения учредителем об ошибках, обнаруженных в ходе проведения камеральной проверки отчетности.

Ниже приведем обзор изменений, внесенных Приказом Минфина РФ № 209н в каждую из названных выше форм отчетности.

В справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах внесены изменения в части порядка заполнения строк 170 – 173 и 180 – 183 (п. 21 Инструкции № 33н). Напомним, что в этих строках отражаются показатели по забалансовым счетам 17 и 18. Изменения, внесенные в п. 21 Инструкции № 33н, соответствуют поправкам, внесенным Приказом Минфина РФ № 209н в п. 365 и 367 Инструкции № 157н. Они касаются отражения по забалансовым счетам 17 и 18 сумм возвратов расходов текущего года и прошлых отчетных периодов. Так, забалансовый счет 17 предназначен:

  • для аналитического учета поступлений денежных средств (за исключением поступлений от возврата расходов текущего финансового года) (отражаются по строке 170 справки);
  • для учета возврата излишне полученных доходов (доходов от авансов) (за исключением возврата субъектом учета остатков не использованных им субсидий (грантов) прошлых лет) (отражаются по строкам 172 и 173 справки). В случае превышения возвратов доходов прошлых лет над суммой поступлений доходов отчетного финансового года (с учетом их возвратов), отраженных по этому забалансовому счету, показатели отражаются по строке 171 со знаком «минус».

Забалансовый счет 18 предназначен:

  • для аналитического учета выбытий денежных средств (за исключением выбытий, которые отражаются по забалансовому счету 17) (указываются в строке 180, при этом выбытия по возврату остатков субсидий (грантов) прошлых лет отражаются по строке 181 справки);
  • для учета возврата расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года с банковских счетов субъекта учета, с лицевого счета, открытого ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), со счета операций с наличными денежными средствами, а также из кассы субъекта учета (отражаются по строкам 182 и 183 справки).

Операции по возврату расходов (выплат источников финансирования дефицита бюджета, за исключением денежных средств) текущего года, учтенных на соответствующих счетах аналитического учета счета 18 «Выбытия денежных средств», отражаются со знаком «минус».

В отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) Приказом Минфина РФ № 209н п. 42, 43, 44 Инструкции № 33н дополнены информацией об отражении в разделах формы сумм возвратов, в том числе возврата остатков сумм субсидий (грантов). Так, данные по кассовым поступлениям доходов (с учетом их возврата, за исключением возврата остатков субсидий (грантов) прошлых лет) отражаются по графе 5 («Исполнено плановых назначений через лицевые счета учреждения») разд. 1 «Доходы учреждения». Возврат остатков субсидий (грантов) прошлых лет отражается в разд. 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» по строке 592 и в разд. 4 «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» по строке 910.

Кроме того, порядок заполнения графы 6 «Исполнено плановых назначений через банковские счета» разд. «Источники финансирования дефицита средств учреждения» дополнен информацией о том, что по этой графе приводятся данные по счету 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам».

В отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503721) внесены изменения, касающиеся формирования показателя по строке 090 «Доходы от операций с активами». По ней отражается сумма данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 401 10 170 «Доходы по операциям с активами» (0 401 10 171 – 0 401 10 174) (новые положения п. 53 Инструкции № 33н). В действующей редакции Инструкции № 33н эта строка определяется как сумма строк 091, 092 и 099.

Приказом Минфина РФ № 209н скорректированы сроки составления отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723). Начиная со следующего года отчет будет формироваться по состоянию на 1 июля и 1 января года, следующего за отчетным (то есть будет включаться в состав годовой и полугодовой отчетности). Кроме того, порядок заполнения данной формы дополнен следующей информацией:

  • по строке 122 отражаются доходы в виде грантов, при этом возврат остатков грантов прошлых лет при формировании показателя строки не учитывается;
  • по строкам 501 и 502 не учитываются обороты по счету 0 201 22 000 «Денежные средства учреждения, размещенные на депозиты в кредитной организации».

Изменения, внесенные Приказом Минфина РФ № 209н в Инструкцию № 33н, в основном касаются порядка заполнения разд. 1 таблицы пояснительной записки (ф. 0503760) «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)» (далее – сведения (ф. 0503760)). При этом разд. 3 «Аналитическая информация о движении просроченной дебиторской, кредиторской задолженности» исключен из формы. В разделе 1 сведений (ф. 0503760) изменены наименования граф 5 – 8 формы, уточнено понятие «неденежные расчеты», применяемое для заполнения этой таблицы, а также внесена дополнительная информация в порядок заполнения граф разд. 1.

Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера, №1, 2017 год

На сайте Минфина России, в разделе «Документы», 25 ноября размещен приказ ведомства от 16.11.2016 № 209н , которым внесены изменения в следующие инструкции, регламентирующие бухгалтерский (бюджетный) учет и отчетность государственных и муниципальных учреждений, согласно приказам:

От 01.12.2010 № 157н (Инструкция к Единому плану счетов);

От 06.12.2010 № 162н (Инструкция к Плану счетов бюджетного учета);

От 23.12.2010 № 183н (Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета автономных учреждений);

От 16.12.2010 № 174н (Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений);

От 28.12.2010 № 191н (Инструкция по отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ);

От 25.03.2011 № 33н (Инструкция по отчетности для бюджетных и автономных учреждений);

От 30.03.2015 № 52н (Методические указания по применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета).

В момент подготовки этого номера журнала Приказ № 209н был направлен на государственную регистрацию в Минюст России.

За исключением отдельных положений Приказ № 209н применяется при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год.

О применении обновленной классификации ОС с 2017 года

Минфин России в письмах от 06.10.2016 № 03-05-05-01/58129 , от 08.11.2016 № 03-03-РЗ/65124 напомнил, что с 1 января 2017 года Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, будет действовать в новой редакции с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640.

Внесение изменений в Классификацию основных средств не является основанием для изменения налогоплательщиком срока полезного использования введенных в эксплуатацию объектов основных средств.

Таким образом, в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2017 года, применяется срок полезного использования, определенный на дату принятия к налоговому учету амортизируемого имущества.

Коды по новому ОКВЭД2 в 2017 году

ФНС России в письме от 09.11.2016 № СД-4-3/21206@ напомнила, что 1 января заканчивается переходный период, в течение которого можно досрочно начать применять новый Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст), а старый ОКВЭД ОК 029-2001 с этой даты утратит силу.

Таким образом, в титульных листах налоговых деклараций и сведений за 2016 год, которые будут представляться в налоговый орган в 2017 году, необходимо указывать код по новому ОКВЭД2.

Если сотрудник заболел в отпуске и перенес его

В силу ч. 1 ст. 124 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случае его временной нетрудоспособности.

Таким образом, как отмечается в письме Минтруда России от 20.09.2016 № 14-2/В-899, в случае наступления страхового случая в период нахождения работника в ежегодном оплачиваемом отпуске выданный ему на этот период листок нетрудоспособности подлежит оплате в общеустановленном порядке.

Новая декларация по налогу на прибыль

ФНС России приказом от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@ утвердила новую форму декларации по налогу на прибыль, которая вводится в действие с 28 декабря 2016 года. Это означает, что начиная с отчетности за 2016 год все организации должны представлять декларацию по новой форме.

Новая форма расчета по страховым взносам за I квартал 2017 года

ФНС России приказом от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ в целях реализации положений новой главы 34 «Страховые взносы» НК РФ утвердила форму расчета по страховым взносам, которая применяется с представления расчета по страховым взносам за I квартал 2017 года. Указанная форма будет применяться для всех страховых взносов, кроме взносов на травматизм, для которых утверждена отдельная форма, которая пока не применяется.

Когда спецоценка условий труда не нужна

Если при реорганизации работодателя или его структурных подразделений, сопровождающейся в том числе изменением штатного расписания, состава и наименований структурных подразделений, а также рабочих мест и профессий (должностей) работников, занятых на данных рабочих местах, новые рабочие места не вводились, а условия труда на существующих рабочих местах не изменились, внеплановую специальную оценку условий труда можно не проводить. Таково мнение специалистов Минтруда России в письме от 02.11.2016 № 15-1/ООГ-3847.

ФНС России о возможностях налогоплательщика

ФНС России в письме от 28.10.2016 № СА-16-9/216@ рассказала о появившейся у налогоплательщиков возможности приостановить исполнение решения ИФНС о доначислении налогов.

Также ведомство напомнило, что у налогоплательщиков есть возможность направить жалобу (апелляционную жалобу) и получить ответ по ней в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Счета-фактуры по операциям, не облагаемым НДС

По мнению Минфина России, высказанному в письме от 07.11.2016 № 03-07-14/64908 , составление счетов-фактур с отметкой «Без налога (НДС)» при реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии со статьей 149 НК РФ, не противоречит законодательству.

Изменение в план-график закупок

В случае если размещение извещения не требуется, внесение изменений в план-график закупок по каждому объекту закупки осуществляется не позднее чем за 10 дней до даты заключения контракта. Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, изложенному в письме от 21.09.2016 № Д28и-2477 , соответствующий срок исчисляется в календарных днях, не включает в себя день внесения изменений в план-график (в том числе внесения новых позиций) и включает день размещения извещения (заключения контракта).

Резерв на оплату отпусков

Налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

При этом, как подчеркивает Минфин России в письме от 25.10.2016 № 03-03-06/2/62147 , процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

О печати в трудовой книжке

Минтруд России приказом от 31.10.2016 № 589н разъяснил применение Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225. Указано, что проставление печати на первой странице трудовой книжки, вкладыше в нее осуществляется при наличии печати у организации. Если у организации ее нет, записи, внесенные в трудовую книжку сотрудника, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек.

Контроль за соблюдением прав и интересов работников

Утверждены Рекомендации по осуществлению организациями Профсоюза работников здравоохранения РФ контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также за выполнением условий коллективных договоров, соглашений.

Рекомендации утверждены постановлением Президиума ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ от 04.10.2016 № 5-3 и подготовлены с целью выявления и предупреждения нарушений прав и законных интересов работников, обеспечения защиты их социально-трудовых прав.

Учет бюджетным учреждением расходов при исчислении налога на прибыль

К расходам, не учитываемым бюджетными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль, относятся фактически осуществленные расходы, рассчитанные исходя из нормативов, которые должны покрываться за счет средств целевого финансирования в виде субсидий. Что касается расходов, произведенных сверх нормативных затрат, при условии, что данные расходы относятся и к деятельности, приносящей доход, и к уставной бюджетной деятельности, они подлежат распределению в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ (письмо Минфина России от 13.10.2016 № 03-03-10/59757) .

Документы для получения страхового обеспечения

Минтруд России от 28.10.2016 № 585н скорректировал перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом ФСС России о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н).

Указано, что если страхователь обратится в территориальный орган ФСС России за возмещением расходов на пособия по больничному и в связи с материнством за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, то нужно подавать форму 4-ФСС. Аналогичным образом возмещаются расходы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Округление в пользу работника

Минтруд России в письме от 18.10.2016 № 14-2/В-1045 разъяснил, что дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях должен предоставляться в сроки, установленные для каждого работника графиком отпусков, а его продолжительность должна быть пропорциональна фактически отработанному во вредных условиях времени.

Дополнительный отпуск предоставляется работнику в полном объеме, если в данном рабочем году он фактически проработал во вредных условиях не менее 11 месяцев. Если отработано менее 11 месяцев, то дополнительный отпуск ему предоставляется пропорционально отработанному времени.

При определении количества календарных дней при предоставлении ему указанного отпуска за работу во вредных условиях количество календарных дней дополнительного отпуска округляется в пользу работника.

Изменения в порядок доведения ЛБО

Минфин России приказом от 28.10.2016 № 196н внес изменения в свой же приказ от 11.06.2009 № 51н, которым утвержден порядок доведения лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований. Приказ № 196н зарегистрирован в Минюсте России 22 ноября 2016 года за № 44391 и вступил в силу 4 декабря.

Формирование перечня ФГУ, оказывающих ВМП

Правительство РФ постановлением от 12.11.2016 № 1160 утвердило порядок формирования перечня федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам России.

Учреждение, претендующее на включение в него, представляет в ведомство заявку и необходимые документы не позднее 1 июня года, предшествующего году, на который он формируется.

Персональные данные в Справке 2-НДФЛ

Раздел 2 Справки по форме 2-НДФЛ «Данные о физическом лице - получателе дохода» должен быть заполнен налоговым агентом на основании данных документа, удостоверяющего личность налогоплательщика.

Подача сведений о доходах физического лица с указанием некорректных данных грозит работодателю штрафом по 500 руб. за каждую неправильную справку (ст. 126.1 НК РФ). Про это напомнила ФНС России в письме от 01.11.2016 № БС-4-11/20817.

Изменился порядок санкционирования расходов

Минфин России приказом от 07.10.2016 № 176н внес изменения в утвержденный приказом ведомства от 16.07.2010 № 72н Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных и автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных ОФК, и источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и п. 1 ст. 78.2 Бюджетного кодекса РФ.

Статьи по теме