Месть королевы анны. Корабль «Месть королевы Анны Черная жемчужина и месть королевы анны

Месть королевы Анны — всеми узнаваемое название корабля великого пирата . На этом судне известный флибустьер достиг апогея своей пиратской карьеры. Захват данного корабля, ранее именовавшегося «Конкорд», пришелся на 1717 год, до этого момента это было купеческое, 14-пушечное судно французов, с водоизмещением чуть больше чем 200 тонн. Достоверно неизвестно почему Тич дал кораблю такое довольно странное название, по одной из версий — это была дань воспоминаниям прошлого, ведь ранее, во времена правления королевы Анны, Эдвард состоял на военной службе.

После захвата Тич проявил редкое и несвойственное ему в будущем добродушие: он отдал капитану свой шлюп и всех имевшихся у него (Тича) на тот момент невольников, с которыми горе-капитан успешно добрался к водам Мартиники.

Переименование корабля в «Месть королевы Анны » было только малой долей предстоящих изменений судна. Черная Борода прорезал дополнительные отверстия для пушек и увеличил их количество в общей сумме до 40 штук! Даже небольшая кучка пиратов на шхуне нагоняла страху на купеческие суда, то что уж говорить о кровожадном разбойнике, чей корабль по огневой мощи уступал лишь .

Блокада Чарльстона в мае 1718 года — это наиболее известный успешный момент капитана Тича на корабле «Месть королевы Анны». Концом же славноизвестного судна стала не великая морская битва, а банальная посадка корабля на мель в июне 1718 года у берегов Северной Каролины.

В апреле 2012 года от археологов прозвучало заявление в котором речь шла об обнаружении судна, которое в дальнейшем планируется поднять с морского дна.

Реконструкция пиратского корабля Черной Бороды

1. Кормовой фонарь. 2. Флаг Черной Бороды. 3. Бизань-рея. 4. Рея. 5. Бизань-мачта. 6. Грот-мачта. 7. Палуба юта. 8. Квартердек. 9. Миньон (4 фунта). 10. Дополнительный орудийный порт. 11. Вертлюжная пушка (1 фунт). 12. 8-фунтовая пушка. 13. Сейкер (6 фунтов). 14. Палубные бимсы. 15. Шкафут. 16. Основной орудийный порт. 17. Срезанный бак. 18. Фок-мачта. 19. Шпринтовый марсел. 20. Бушприт. 21. Место носовой фигуры (потеряна в шторм еще до захвата корабля пиратами). 22. Кат-балка. 23. Нос. 24. Якорь (один из трех). 25. Бухта троса. 26. Кабестан. 27. Кубрик экипажа. 28. Люк кубрика. 29. Балласт (камни и запасные орудийные стволы). 30. Запасы воды. 31. Трюм (археологи нашли здесь следы золотого песка). 32. Рундук с боеприпасами. 33. Крюйт-камера. 34. Насос. 35. Трап. 36. Кабестан. 37. Хранилище рома и арсенал. 38. Склад сушеной провизии. 39. Каюта капитана. 40. Каюта Черной Бороды. 41. Кормовые окна. 42. Кормовая галерея.

Согласно сценарной фабуле,взятой из серии книги "Пираты Карибского моря" Э.С. Криспина, будущая " "Черная жемчужина" изначально называлась «Злая распутная Девка» («Wicked Wench») и принадлежал Ост-индской компании в качестве торгового судна. Это был трехмачтовый галеон с золотисто-желтым корпусом и белоснежными парусами.

Достоверно неизвестно, когда именно был построен корабль, но лорду Катлеру Беккету, директору Западноафриканского представительства Ост-Индской компании, он достался уже в весьма почтенном возрасте.

«Распутная Девка» стояла в доках Калабара (Африка, Гвинейский залив) в тот самый момент, когда в порт пришел бриг «Попутный ветер» («Fair Wind») под командованием Джека Воробья. «Попутный ветер» так же принадлежал Ост-Индской компании. Капитан корабля, Натаниэль Бреинбридж, был убит Эсмеральдой, грозой Карибского моря и пиратским лордом того времени. Но Джек Воробей, первый помощник «Попутного ветра», спас корабль от попадания в руки пиратов. Катлер Беккет, получив доклад Воробья о том, как он спас корабль и большую часть груза от пиратов, был настолько впечатлен, что предложил ему стать капитаном «Распутной Девки».

Капитан Джек Воробей, командуя «Распутной Девкой», выполнил немало контрактов для Ост-Индской компании от имени лорда Беккета..." (http://otdatshvartovy.ru/vymyshlennye...l#more-50)

Все бы хорошо, но!

Британия и, в частности, Британская Ост-Индская кампания, смогли создать свои аван-посты и поселения на юге Африки только после банкротства Голландской Ост-индской кампании в 1794 году.
В Калабаре шотландские миссионеры появились только в 1846 году, а британский протекторат с центром в Калабаре появился лишь в 1880-х годах.

Иными словами, не было никакого Западно-африканского представительства Британской ост-индской кампании и, стало-быть в порту (а не в доках) Калабара в 17-м - 18-м веке могли стоять голландские корабли.
Первые белые переселенцы обосновались на юге Африканского континента в 1652 году, когда представитель голландской Ост-Индской Компании Ян ван Рибек основал в районе мыса Доброй Надежды провиантский пункт для снабжения судов, следующих из Европы в Азию.

А значит, не могло существовать в природе и "торгового судна британской Ост-индской кампании".

Но если забыть об английском происхождении Катлера и Джека Спарроу, или же о британской принадлежности «Wicked Wench», то внимание сразу же привлекают к себе голландские корабли.17 века и, прежде всего, пинасы.

Одним из первых детищ свободной республики Нидерланды (в 1582 году голландцы наконец освободились из-под испанского протектората) стала Ост-Индская компания, основанная в 1602 г. с разрешения Генеральных штатов.

Благодаря собственному флоту добротной и прочной постройки, компания, получившая монополию на торговлю с азиатскими странами, вскоре становится одной из самых богатых в мире. Появляется тип нового торгового судна. Эти суда имели три мачты и вооружались 16 – 20 небольшими пушками, хотя и не были предназначены для боевых действий. Водоизмещение ост-индских судов в среднем составляло порядка 600 тонн. Отношение длинны корпуса к ширине у судов этого типа было даже больше, чем у галиона. Для придания кораблю прочности, шпангоуты ставили на небольшом расстоянии друг от друга, а в местах установки мачт их делали двойными. Набор подкреплялся горизонтальными и вертикальными кницами. Корпус судна изготовляли из дубовой древесины – всего для постройки требовалось не менее двух тысяч хорошо высушенных дубов. При разделке дерева тщательно следили, чтобы изгиб волокон соответствовал форме вырезаемой детали. Деталь, выполненная таким способом, становилась «вечной». Дубовые доски обшивки предпочитали крепить к шпангоутам с помощью деревянных шипов – слишком быстро ржавели железные гвозди в солёной морской воде. Между тем гвозди использовали для крепления менее ответственных элементов конструкции корабля. Так, чтобы защитить судно ниже ватерлинии от жучков-древоточцев, нижнюю часть корпуса дополнительно обшивали тонкими досками из вяза. Гвозди, крепившие эту «вторую кожу», располагались так плотно друг к другу, что из их шляпок получалось почти сплошное железное покрытие.

Просторная палуба ост-индских судов была свободной, а в носовой части ограничивалась поперечной переборкой (бикгедом). Выступающую носовую оконечность – гальюн, устройство которого было перенято от галер, ограничивали плавно изогнутые рейки (регели). В невысоком квартердеке на корме размещались офицерские каюты с широкими светлыми окнами. Под баком обычно оборудовался камбуз. Появилось много новых технических приспособлений, которые облегчили нелёгкий труд команды. Например, для подъёма якоря начинают использовать специальную кат-балку. Помпа помогает морякам быстро откачивать воду, просочившуюся в трюмы. А для погрузки товара на торговых суднах устанавливались горизонтальные лебёдки – брашпили.

Проходит пару десятков лет, и в Англии, не пожелавшей смириться с утратой титула «королевы морей», начинают строить военные фрегаты. Прародителем первого фрегата, построенного в 1646 г. известным британским корабелом Питером Петтом, был голландский пинас с его высокими кормовыми надстройками, блинд-стеньгой и богатым декором.

Посмотрите на реплику голландского пинаса "Kalmar Nukel" 1625 года постройки и первый английский "истинный фрегат" - 34-пушечный "Constance Warwick", построенный Питером Петтом в 1646 году и сравните их с "Черной жемчужиной".

В ноябре 1717 года Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода захватил французское работорговое судно у берегов Сен-Винсента и сделал его своим флагманом. Первоначально судно называлось (Concorde ) и представляло собой 14-пушечное французское торговое судно водоизмещением больше 200 тонн. Судно к этому времени успешно сделало три рейса к берегам Гвинеи.

Черная Борода назвал свой флагман (Queen Anne’s Revenge ), вероятно, как воспоминание о военной службе во времена правления королевы Анны. Тич отдал Пьеру Доссу, капитану Конкорда, свой шлюп и в придачу всех имеющихся у него невольников, с которыми он благополучно добрался до Мартиники.

Когда пираты захватили корабль, это было трехмачтовое судно с прямыми парусами. В соответствии с пиратской традицией, отталкиваясь от практических нужд, Тич переделал корабль. Он прорезал дополнительные пушечные порты и к 14 имевшимся пушкам, добавил еще 26. По-видимому, ему требовалась дополнительная орудийная платформа и в отличие от большинства пиратских кораблей, Тич не стал трогать квартердек, на который ему удалось втиснуть порядка 10 пушек. Наконец, Черная Борода срезал бак, таким образом, открывая пушки, стоявшие там. Видимо для создания дополнительной огневой мощи, пираты установили на юте вдоль планшира вертлюжные пушки, точное число которых неизвестно. Из археологических находок следует сделать вывод, что на каждом из бортов находилось, по меньшей мере, по четыре пушки. Имея на борту 40 пушек, Тич получил одни из сильнейших кораблей в американских водах, и он смог полностью использовать возможности своего корабля. Единственным пиратским кораблем, по размерам, превосходившим судно Тича, был корабль Королевская удача (Royal Fortune ) Бартоломью Робертса . Владельцы судов набирали на торговые суда слишком малочисленные экипажи, экономя на матросском жаловании и провизии. Например, на борту погибшего в 1700 году у побережья Флориды 180-тонного корабля Генриетта Мэри (Henrietta Marie ), занимавшегося перевозкой невольников, экипажем состоял всего из 20 человек, а его вооружение составляли восемь 3/4-фунтовых пушек. Как правило, пиратские суда имели подавляющее численное превосходство над любым торговым экипажем. Даже небольшой пиратский шлюп с экипажем 30 человек мог взять на абордаж большое торговое судно. А при встрече с кораблем типа , торговое судно не имело шансов на спасение. Большим пиратским флагманам требовался многочисленный экипаж. На Королевском флоте ее Величества в начале XVIII века 40 или 50-пушечный корабль 4-го ранга имел экипаж 250 человек. Расчет одной пушки состоял из 6/8 человек. Даже если учесть, что корабль одновременно вел огонь только с одного борта, то становится ясно, что в бою управляли кораблем лишь отдельные матросы. У пиратов это соотношение было примерно таким же, причем кроме канониров в составе команды были еще члены абордажного отряда. Капитан торгового судна, переживший нападение Черной Бороды в декабре 1718 года, в своем рапорте сообщал колониальным властям: Пиратский корабль представлял собой корабль французских работорговцев, его вооружение состоит из 36 пушек, экипаж корабля весьма многочисленный, по-видимому, сотни три. Нехватки в провианте пираты, по-видимому, не испытывают.

Вершин успеха Черная Борода достиг в мае 1718 года, когда сумел блокировать порт Чарльстон на побережье Южной Каролины. Местные жители сообщали: Эскадра под командованием самого Тича состояла из 40-пушечного корабля и трех шлюпов. Общая численность экипажей превышала 400 человек .

На следующий месяц, он повел к заливу Топсейл, в настоящее время здесь находится город Бьюфорт (Северная Каролина). Здесь его флагман сел на мель.

В 1997 году на месте крушения корабля начались археологические работы. Обломки находятся на глубине 7 метров. На данный момент ученые обнаружили остатки самого корабля, корабельную артиллерию (21 пушку) и судовые принадлежности. Обнаруженные пушки изготовлены в разных странах, хотя большинство составляют стволы английского производства. Археологическая группа надеется продолжить работы. Мушкетные пули, ядра и стрелковое оружие, обнаруженное на месте крушения, свидетельствуют о том, что корабль был исключительно хорошо вооружен. На месте крушения корабля обнаружен корабельный колокол, датируемый 1705 годом, свинцовый шприц и другие находки.

Последние археологические исследования позволяют нам уверенно утверждать о корабельной артиллерии. Большинство пушек с пиратских кораблей было британского производства, отлитых в Уилдоне, графство Суссекс. Среди пушек 5 были отлиты в других странах, прежде всего во Франции. Все неанглийские пушки были чугунными. Бронзовые пушки к тому времени встречались редко и стоили дорого. Надежность чугунных пушек заметно выросла во второй половине XVII века, поэтому бронзовые пушки стали выходить из употребления. Если на корабле и стояли бронзовые пушки, то их размещали в районе корабельного компаса, чтобы большие массы железа не нарушали работу прибора. Кроме пушек, арсеналы пиратских кораблей ломились от разнообразного стрелкового оружия, пороха и ручных гранат.

Образ корабля активно используется в современных фильмах о пиратской эпохе, например, в четвертой части Пиратов Карибского моря : На странных берегах .

Реконструкция корабля

1. Кормовой фонарь. 2. Флаг Черной Бороды. 3. Бизань-рея. 4. Рея. 5. Бизань-мачта. 6. Грот-мачта. 7. Палуба юта. 8. Квартердек. 9. Миньон (4 фунта). 10. Дополнительный орудийный порт. 11. Вертлюжная пушка (1 фунт). 12. 8-фунтовая пушка. 13. Сейкер (6 фунтов). 14. Палубные бимсы. 15. Шкафут. 16. Основной орудийный порт. 17. Срезанный бак. 18. Фок-мачта. 19. Шпринтовый марсел. 20. Бушприт. 21. Место носовой фигуры (потеряна в шторм еще до захвата корабля пиратами). 22. Кат-балка. 23. Нос. 24. Якорь (один из трех). 25. Бухта троса. 26. Кабестан. 27. Кубрик экипажа. 28. Люк кубрика. 29. Балласт (камни и запасные орудийные стволы). 30. Запасы воды. 31. Трюм (археологи нашли здесь следы золотого песка). 32. Рундук с боеприпасами. 33. Крюйт-камера. 34. Насос. 35. Трап. 36. Кабестан. 37. Хранилище рома и арсенал. 38. Склад сушеной провизии. 39. Каюта капитана. 40. Каюта Черной Бороды. 41. Кормовые окна. 42. Кормовая галерея.

Пятнадцать человек на Сундук Мертвеца

«Месть королевы Анны» (англ. Queen Anne’s Revenge) - единственный реально существовавший парусник из серии фильмов «Пираты Карибского моря» , флагманский корабль пирата Эдварда Тича (Edward Teach или Edward Thatch)по прозвищу Черная Борода (Blackbeard).

Парусник построили в 1710 году в Великобритании, когда в 1713 году его купил испанский флот, корабль носил гордое имя «Конкорд» (La Concorde) и представлял собой трехмачтовое судно размерами предположительно тридцать шесть на восемь метров, водоизмещением триста тонн, вооруженный двадцатью шестью пушками. Ни точных сведений о внешнем виде и устройстве парусника, ни иллюстраций его найдено не было. Единственное изображение парусника – в монографии Ж.Будрио. После испанцев корабль перекупили французы. И на протяжении нескольких лет «Конкорд» занимался перевозкой рабов в Карибском бассейне. В 1717 году парусник был захвачен пиратами под предводительством Черной Бороды .

Эдвард Драммонт (Edward Drummond), так на самом деле звали Тича, был англичанином, родился предположительно в 80-х годах семнадцатого века. В период войны между Англией и Францией, так называемой «войны королевы Анны», был капером и грабил французские и испанские суда в Карибском море совместно с Бенджамином Хорниголдом. Прозвище свое он получил неслучайно, так как действительно был обладателем роскошной черной бороды, в которую вплетал черные ленты. Он делал все, чтобы соответствовать имиджу самого жуткого пирата Карибского моря. Это про него была сложена песня «Пятнадцать человек на Сундук Мертвеца» – так назывался маленький остров Карибского моря, куда высадил 15 человек из своей команды, за организованный бунт, оставив им только ром и сабли, в надежде, что они, напившись, сойдут с ума и перережут друг друга.

Команда «Конкорда» сдалась Черной Бороде фактически без боя. Два маленьких шлюпа захватили почти трехтонный корабль. Настолько велика была слава Черной Бороды среди моряков Карибского бассейна. Что примечательно, пираты не стали убивать экипаж парусника, а просто высадили всех на ближайший остров, оставив им один из своих шлюпов.

Переименовал «Конкорд» в «Месть королевы Анны» и сделал его своим флагманским кораблем. Корабль был частично перестроен и его вооружение возросло до сорока пушек. Численность пиратской команды корабля составляла до 150 человек.

За два года Черная Борода ограбил около сорока судов, и теперь уже возглавлял целую флотилию пиратских кораблей (еще один известный корабль Эдварда Тича – “Приключение”(“Adventure”).

Наиболее известной из всех проделок Тича стала блокада входа в гавань Чарльстона (Южная Каролина) в мае 1718 года. А уже в июне того же года «Месть королевы Анны» сел на мель и затем затонул в бухте Топсель близ берегов Северной Каролины (район нынешнего залива Бьюфорт (Beaufort)).
Согласно одним источникам Черная Борода потерпел кораблекрушение, пытаясь укрыться от преследователей, по другой версии (что вероятнее), корабль был затоплен специально, так как пират больше не нуждался в этом широко известном среди мореходов паруснике. Сам же был убит 22 ноября 1718 года английским лейтенантом Робертом Мэйнардом (Robert Maynard), который специально для этого был нанят губернатором Вирджинии Александром Спотсвудом.

С тех пор о похождениях Черной Бороды и его знаменитого парусника складывают легенды, его прообраз есть в произведениях Даниэля Дефо и Роберта Стивенсона. Но наибольшую известность пират и корабль получили благодаря фильму

Так случилось, что через два с лишним века, точно в день смерти Тича, 22 ноября 1996 года водолазы группы Интерсол в заливе Бьюфорт (Северная Каролина) нашли лапу якоря, торчащую из ила.


Якорь парусника “Месть королевы Анны”

После проведенной экспертизы стало известно, что якорь принадлежал легендарному паруснику «Месть королевы Анны» . Поиски были продолжены, и коллекция Морского Музея Северной Каролины была пополнена многими экспонатами с известного парусника. Это несколько пушек, оружие, корабельный колокол (датированный 1709 годом), большое количество пушечных ядер, навигационные инструменты. Весной 2012 года были начаты работы по подъему остова корабля.

Модель парусника в музее Северной Каролины
Статьи по теме