Литавры. Россия Литавры определение для детей

Многообразие ударных инструментов поражает! Музыкант-ударник - это настоящий человек оркестр, в его арсенале находятся разнообразные барабаны, треугольники, колокольчики, тарелки, литавры и многие другие. Если большая часть инструментов знакома всем, то, что такое литавры, не очень понятно. Существует заблуждение, что это инструмент, похожий на тарелки. Распространено такое выражение как "звон литавр". Так это или нет, постараемся разобраться в этом вопросе.

Классификация ударных инструментов

Ударные инструменты - древнейший первый доступный человечеству. Многообразие форм и звучания позволяет делить их на группы по разным критериям.

По звуковысотности:

  • С определенной высотой звука. Т. е. инструменты, у которых можно точно определить звучащую ноту. К ним относятся, например, ксилофон, металлофон, колокольчики.
  • С неопределенной высотой звука. Точную высоту звука зафиксировать нельзя. К таким инструментам относятся большой и малый барабаны, тарелки, бубен, там-там.

По звукообразованию:

  • Мембранофоны. Инструменты, звук которых получается благодаря натянутой пластиковой или кожаной мембране. Бубен, барабаны, например, относятся именно к этой группе.
  • Идиофоны. Звук издает все тело инструмента. Такими, например, являются треугольник, ксилофон, маримба.

Идиофоны делятся на:

  • Металлические: металлофоны, треугольники, колокольчики.
  • Деревянные: ксилофоны, коробочка.

Удивительно, но к ударным инструментам относится и фортепиано. Ведь в основе звукоизвлечения этого инструмента является удар молоточками по струнам, следовательно, столь распространенный инструмент является ударным.

Что такое литавры с точки зрения классификации? Ответ удивит многих. Инструмент литавра является мембранофоном с определенной высотой звука. Это однозначно развеивает миф о схожести инструмента с тарелками, а также показывает бессмысленность выражения "звон литавр", оно устарело (изначально звон не обязательно ассоциировался с металлом). Сейчас же звенеть может металлический идиофон, но никак не литавры.

Устройство литавры

Как инструмент, она представляет собой чашу, на которую натянута мембрана кожаная или пластиковая. В зависимости от размера, литавры обладают различной высотой, инструмент настраивается на определенный тон.

Нередко используется система, которая включает в себя от 2 до 7 инструментов. Познакомиться со звучанием инструмента можно в данном видео. Именно поэтому слово "литавры" чаще употребляется во множественном числе.

В.Шинстин Тимполеро

К XV веку сформировался современный вид инструмента, образовался постоянный строй. А уже с XVII века литавры стали входить в состав оркестра. Техника игры на инструменте - одиночные удары и тремоло.

Применение инструмента в творчестве композиторов

Что такое литавры для композитора? Это яркий, эффектный инструмент, который нередко подчеркивает особую эффектность момента. Разнообразная динамика от пианиссимо до фортиссимо также предоставляет богатые возможности для сочиняющих музыку. Порой даже встречаются сольные эпизоды для литавр, например, Рихард Штраус написал Бурлеску для фортепиано с оркестром, которая как раз начинается с соло этого удивительного инструмента.

Бурлеска для фортепиано с оркестром, исполняет Денис Мацуев.

Симфония №103 Йозефа Гайдна

Тремоло литавр напоминает раскаты грома. Как правило, звучание ассоциируется с тревогой, которая часто возникает во время грозы.

Одно из самых известных произведений, начинающихся со звучания литавр - лондонская симфония с тремоло литавр Й. Гайдна.

Гениальный композитор, отец симфонии (Й. Гайдн "рекордсмен" в данном жанре. Он написал 104 симфонии, а также именно в творчестве венского классика сформировался этот жанр) создал это гениально произведение, которое выражает глубокий философский смысл.

Тремоло литавр, а также вступление в нижнем регистре олицетворяют мрачное начало жизни человека. Ведь вряд ли у кого-то может быть абсолютно безоблачная, мирная жизнь. Но уже в самом начале симфонии заложена ее идея: каким бы ни был конфликт, его необходимо отстранить, что и происходит с появлением главной партии.

Часть I

Вторая часть симфонии раскрывает идею несколько иначе: она показывает, что жизнь прекрасна в своем многообразии. И, написанная в форме двойных вариаций, в процессе которых загадочная, мрачная и торжественная темы сближаются, она яркое тому подтверждение. Особенно, если учесть, что темы написаны на одной народной основе.

Часть II

Третья часть раскрывает еще одну удивительную грань оптимистического мировоззрения. Неуклюжий, шуточный менуэт показывает, что ко многим ситуациям в жизни можно отнестись с юмором.

Финал симфонии, торжественный и жизнеутверждающий, подводит итог. Он подтверждает, что оптимизм должен восторжествовать, и только по таким принципам нужно жить. Это, безусловно, достойное завершение симфонии с тремоло литавр.

Подведем итог, что такое литавры? Итак, это удивительный инструмент. Он обладает определенной высотой звука, которая создается, благодаря натянутой на чашу мембрану. Он обязательно входит в состав симфонического оркестра, расширяя его возможности для создания уникальных образов.

(итал. timpani, фр. timbales, нем. Pauken, англ. kettle drums) - с определенной высотой звучания. Представляют собой систему двух и более (до пяти) металлических котлов, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком. В днище каждого котла находится резонаторное отверствие.

Происхождение

Инструмент очень древнего происхождения. В Европе литавры, близкие к современным по своей форме, но с постоянным строем, стали известны уже в XV веке. Впоследствии появился механизм натяжных винтов, давший возможность перестройки литавр. Современные литавры могут быть настроены на определённую высоту звучания с помощью специальной педали.

Устройство

Литавры представляют собой систему двух и более (до пяти) металлических котлов, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком. В днище каждого котла находится резонаторное отверствие. Изменяя степень натяжения кожи/пластика можна изменять частоту звука инструментов.

Литавры бывают винтовые и педальные.



На винтовых литаврах кожа/пластик натягивается с помощью винтов. В процессе исполнения произведения настраивать такие литавры практичкски невозможно.

На педальных литаврах , которые в последнее время вытесняют винтовые, настройка высоты звука осуществляется с помощью специального механизма. На таких инструментах можно исполнять особый музыкальный эффект — глиссандо .

В партитуре для симфонического оркестра партия литавр пишется ниже партий медных духовых, но выше партий остальных ударных инструментов.

Техника игры на литаврах

Игра на литаврах состоит из двух основных приёмов исполнения: одиночных ударов и тремоло. Из одиночных ударов складываются любые самые сложные ритмические построения, с использованием как одной, так и нескольких литавр. Тремоло, которое может достичь огромной частоты и напоминает раскаты грома, также может быть исполнено как на одном, так и на двух инструментах.

На литаврах возможно достичь огромных градаций звука - от едва слышного пианиссимо до оглушительного фортиссимо.

Среди особых эффектов - приглушённое звучание литавр, покрытых кусками мягкого сукна.

Палочки для игры на литаврах представляют собой деревянные, тростниковые или металлические стержни с круглыми наконечниками, как правило обтянутыми мягким фильцем. Литаврист может получать различные тембры и звуковые эффекты, используя палочки с наконечниками из разных материалов: кожи, войлока или дерева.

Характерное звучание литавр можно услышать в различных музыкальных жанрах: классической музыке, эстраде, джазе.

Видео: Литавры на видео + звучание

Видео с этим инструментом очень скоро появится в энциклопедии!

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Литавры (от греческого polytaurea) – один из древнейших ударных музыкальных инструментов. Так называют обычно парные, большие котлообразные барабаны с одной мембраной. С 17 века музыкальный инструмент входит в состав симфонического оркестра. Звучание современных литавр можно подстраивать при помощи специальных винтов или ножной педали. Звучание литавр можно услышать не только в классической музыке, но и в других музыкальных жанрах: эстрадных, джазовых, этнических.

Палочки для этого ударного инструмента могут быть деревянными, тростниковыми или металлическими с круглыми наконечниками, которые обтягиваются специальным материалом фильцем. Звучание литавр во многом зависит от того, как выполнены наконечники. Они могут обтягиваться кожей, войлоком или вовсе быть деревянными.

В старину литавры или их прообраз также называли тимпанами. Считается, что это название произошло от греческого «тупто», означавшего «бить», «выбивать», «ударять». Однако подобные ударные инструменты появились ещё до возникновения цивилизации древних греков. Конечно, за много веков они значительно изменились и усовершенствовались, но, когда человек впервые натянул кожу на выдолбленный ствол дерева и стал использовать в качестве примитивного барабана, теперь уже не сможет сказать никто. Аналоги литавр существовали практически у всех народов ещё в древности и невозможно сказать, кто именно является их изобретателем.

Сама форма литавр с античных времён практически не изменилась. Изменениям в основном подвергались материалы, из которых производился инструмент, и способ извлечения из него звуков. Даже в наше время у разных этнических групп используется подобный более примитивный и маленький ударный инструмент, по которому музыкант бьёт ладонями.

Существовали литавры обычно в двух видах: маленькие и лёгкие – переносные и большие и тяжёлые - стационарные. Обычно этот музыкальный инструмент использовали во время праздников или других радостных событий. Отсюда пошло выражение «бить в тимпаны», означавшее выражение бурной радости, ликования и веселья. Легкий тимпан в последствии преобразовался в современный бубен, а тяжёлый - в литавру.

В Европе литавры стали распространяться в средние века. Сохранилось упоминание об использовании их в качестве звукового оформления процессии, которую прислал венгерский король во Францию в XVвеке, желая взять в жёны дочь французского короля. Это были «барабаны, похожие на огромные котлы, которые везли на лошадях».

Главным отличием литавр от других разновидностей ударных уже тогда являлось то, что они могли издавать звуки определённой частоты. «Котёл» литавры изготавливался из меди, к которому с помощью винтов крепилась тщательно отделанная кожа, причём среди мастеров почему-то было принято использовать обычно ослиную кожу.

Ноты для этого музыкального инструмента обычно пишут в ключе Fa в их действительном значении. Так стали поступать ещё со времён Бетховена. С тех времён практически ничего не изменилось, добавились лишь чистые и уменьшенные квинты, малой секстой и чистой октавой, образуемой из двух крайних ступеней звукоряда, которые приняты для литавр в оркестре. Композитору же в современных условиях необходимо в начале каждого музыкального отрывка указать звуки, которые он хочет отвести литаврам.

Как уже было сказано, звучание литавр может настраиваться при помощи винтов – такие литавры называют винтовыми - и при помощи педали или рычага – это механические литавры. Всё дело в том, что время, отведённое музыканту для перенастройки инструмента, обычно очень ограничено, и делать это при помощи винтов, изменяющих натяжение мембраны, было не очень удобно. В механических литаврах это делается при помощи педали или рычага, что позволяет ускорить процесс настройки, а при использовании педали ещё и освободить руки, что является большим преимуществом таких инструментов перед другими.

В основном классические большие литавры применяются в симфоническом оркестре. Иногда в его состав их даже входит несколько штук, каждая из которых может быть настроена под разное звучание. Небольшие литавры используются как на эстраде, так в этнической музыке.

Тулумбас, инструмент, нугула, нагара, диплипито, нагора, тимпан, тавляк Словарь русских синонимов. литавра сущ., кол во синонимов: 8 диплипито (2) … Словарь синонимов

- (литавры) (от греческого polytaurea), ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с одной мембраной. Распространен с древнейших времен. В состав симфонического оркестра входит с 17 в.; обычно употребляются 2 и более литавр … Современная энциклопедия

- (литавры) (от греч. polytaurea; итал. мн. ч. timpani нем. Pauken), ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной, часто парный (нагара и др.). Распространен с древнейших времен. В состав симфонического оркестра входит с 17 в.,… … Большой Энциклопедический словарь

Жен. род музыкального барабана; медный котлища полушаром, затянутый кожей (ослиною, козлиною, телячьею) с винтами или невольками для строя: употребляется попарно. Служил он конного полку пегой (пешей) кобылой под литаврами. Литаврные ноты,… … Толковый словарь Даля

Араб. el thabI, барабан. Род музыкального инструмента. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. литавра (гр. (ро)1у много + taurea барабан) ударный муз. инструмент… … Словарь иностранных слов русского языка

Литавра, литавры (timpani ит., Pauken нем., timbales фр.) ударный инструмент, состоящий из металлического полушария иметаллического обруча с кожей, которая, с помощью винтов, растягиваетсяв большей или меньшей степени. Чем более кожа натянута,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

литавра - ы, мн. лита/вры, лита/вр, ж. Ударный мембранный музыкальный инструмент, состоящий из двух полушарий, обтянутых кожей. Она любила конный строй, и бранный звон литавр, и клики пред бунчуком и булавой Малороссийского владыки (Пушкин). Этимология:… … Популярный словарь русского языка

- (литавры) (от греч. polytauréa; итал. мн. ч. timpani, нем. Pauken), ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной, часто парный (нагара и др.). Распространён с древнейших времён. В состав симфонического оркестра входит с XVII в … Энциклопедический словарь

Литавра - Литавры. ЛИТАВРА (литавры) (от греческого polytaurea), ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с одной мембраной. Распространен с древнейших времен. В состав симфонического оркестра входит с 17 в.; обычно употребляются 2 и более литавр … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (вероятно, от позднегреч. polytauréa, от греч. poly много и tauréa барабан) ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. С 17 в. входит в состав оркестров. Котлообразный корпус Л. (из меди, латуни или алюминия) покрыт сверху… … Большая советская энциклопедия

Литавры (timpani ит., Pauken нем., timbales фр.) ударный инструмент, состоящий из металлического полушария и металлического обруча с кожей, которая с помощью винтов растягивается в большей или меньшей степени. Чем более кожа натянута, тем звук… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

kettle drums ) - ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляют собой систему от двух до семи металлических котлообразных чаш, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком, а нижняя часть может иметь отверстие.
Литавры
Диапазон
(и строй)
Timpani Range Individual.JPG
Диапазон литавр различного размера
Классификация Ударный инструмент , Мембранофон
Родственные инструменты Гоша нагара
Литавры на Викискладе

История

Литавры - инструмент очень древнего происхождения. В Европе литавры, близкие по своей форме к современным, но с постоянным строем, стали известны уже в XV веке . В трактате «Устройство музыки» («Syntagma musicum», часть II «De Organographia», 1619) Преториуса литавры упоминаются как «ungeheure Rumpelfässer». С XVII века литавры входят в состав оркестров . Впоследствии появился механизм натяжных винтов, давший возможность перестройки литавр. В военном деле применялись в тяжёлой кавалерии , где использовались для передачи сигналов боевого управления, в частности, для управления строем кавалеристов. Современные литавры могут быть настроены на определённую высоту звучания с помощью специальной педали.

Соло литавр есть во многих музыкальных произведениях. Так, например, с соло литавр начинается Бурлеска для фортепиано с оркестром Рихарда Штрауса .

Устройство литавр

Корпус литавр представляет собой котлообразную чашу, выполненную чаще всего из меди , а иногда из серебра , алюминия или даже стекловолокна . Основной тон инструмента определяется размерами корпуса, диаметр которого варьирует от 30 до 84 см (иногда бывает даже меньше). Более высокий тон получается при меньших размерах инструмента.

На корпус натягивается мембрана, выполненная из кожи или пластмассы . Мембрана удерживается обручем, который, в свою очередь, крепится винтами, используемыми для настройки высоты звучания инструмента. Современные литавры снабжены педалями, нажатие на которые легко перестраивает инструмент и даже позволяет исполнять небольшие мелодические партии. Обычно каждый из барабанов инструмента имеет диапазон от квинты до октавы .

Тембр инструмента определяется формой корпуса. Так полусферическая форма создает более звонкие звуки, а параболическая - более глухие. На тембр влияет и качество поверхности корпуса.

Палочки для игры на литаврах представляют собой деревянные, тростниковые или металлические стержни с круглыми наконечниками, как правило, обтянутыми мягким фильцем. Литаврист может получать различные тембры и звуковые эффекты, используя палочки с наконечниками из разных материалов: кожи, войлока или дерева.

Техника игры на литаврах

Игра на литаврах состоит из двух основных приёмов исполнения: одиночных ударов и тремоло . Из одиночных ударов складываются любые самые сложные ритмические построения, с использованием как одной, так и нескольких литавр. Тремоло, которое может достичь огромной частоты и напоминает раскаты грома , также может быть исполнено как на одном, так и на двух инструментах.

На литаврах возможно достичь огромных градаций звука - от едва слышного пианиссимо до оглушительного фортиссимо . Среди особых эффектов - приглушённое звучание литавр, покрытых кусками мягкого сукна.

Характерное звучание литавр можно услышать в различных

Статьи по теме