Горная подготовка. Спуск по веревке. Что будет хорошим креплением для дюльфера

Друзья! Хочу уделить некоторое внимание технике спуска по закрепленной веревке.
Казалось бы – чего проще? Встегнулся и полетел…
А вот не тут-то было…

Технику классического дюльфера предлагаю изучить самостоятельно. есть ссылка на книжку, где представлен небольшой экскурс в историю. Любопытно…

Начнем с того, что необходимо встегивать спусковое устройство в кольцо, соединяющее пояс беседки и ножные петли. Причем, это кольцо так же в обязательном порядке используется для страховки партнера.

У нас же многие инструктора до сих пор учат встегивать спусковое устройство (и страховочное тоже) одновременно в пояс и ножные петли.

Хотя уже давно используются современные беседки и современные страховочные устройства такие как Gri-gri от Petzl или ATC-guide от BD.

А ведь в мануалах к страховочным (спусковым устройствам) черным по белому нарисовано как и куда его крепить.
Вероятно, к двум вечным проблемам России – дураки и дороги можно смело прибавить и третью – нежелание читать инструкции.

Почему же рекомендуется встегивается в центральное кольцо?
С одной стороны, оно является прочнейшей частью беседки, а с другой, вертикальное расположение спускового (страховочного) устройства позволит лучше его контролировать. Дело в том, что устройства подобные ATC или Reverso очень легко блокировать легким перегибом вниз выходящей веревки. При “классическом” же прикреплении спусковухи к системе выходящая веревка находится в горизонтальной плоскости, что не есть гуд (это более актуально для страховки, чем для спуска)! Кроме того, некоторый вынос устройства подальше от пуза значительно облегчает работу.

Уф…с этим разобрались. Для неверующих – просто прочитайте инструкцию. Попробуйте и почувствуете разницу.

Есть много способов. Коротенько рассмотрим несколько, наиболее популярных.

1. Спусковина в кольцо через муфтованный карабин, веревка между ног.

Лично я прочитал о таком способе совсем недавно. Выглядит очень забавно. Пишут, что можно использовать трение о внутреннюю часть бедра + перчатки.

Я бы так делать не стал. И Вы, я думаю, тоже не стали бы 🙂 Лучше вывести веревку на внешнюю сторону и тереть там. При этом, правда, спусковое устройство немного развернет, но гибкость кольца позволит сделать это.

………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Спусковина в кольцо + пара карабинов для трения.
А вот этот способ весьма интересен. С помощью карабинов создается дополнительное трение. Думаю, что этот способ будет очень полезен в том случае, если Вы на себе транспортируете пострадавшего. …………………………………………………………………………………………………………………………….

3. Спусковина в кольцо через карабин + подстраховка схватывающим узлом ниже.

Часто во время спуска нужно не просто остановиться, но и освободить руки. Как это сделать? Очень просто – завязать на веревке ниже спусковины схватывающий узел. Как только вы отпустите руки, узел сразу сработает – он всего лишь чуть “присхватит” веревку, а она, застопорившись, “переломит” страховочное устройство и спуск прекратится.
Почему не надо навязывать схватывающий узел выше спускового устройства? Потому что, отпустив руки, Вы зависнете непосредственно на узле и для того, чтобы продолжить движение необходимо будет предпринимать отчаянные попытки снять с него нагрузку. В описанном же способе, сильного затягивания узла не произойдет.

4. Спусковина вынесена на отдельной петле или дейзичейне+подстраховка схватом ниже.

Это рекомендуемый мною способ. На картинке показано очень хитрое присоединение с помощью длинной петли из тонкой стропы. В результате образуются две независимые петли, с помощью которых спусковина крепится к системе. Буржуи пишут, при быстром спуске можно нечаянно перетереть веревкой стропу, а раз у Вас будет двойная стропа – то все будет ок. Ну, наверное, были случаи.

……………………….

Правда, спускаться быстро на таком узле не следует – веревка сильно трется сама о себя и может даже оплавится. Кроме того, этот узел сильно крутит веревку.

Конечно же, как уже было показано выше, можно использовать схват ниже и вынос на оттяжке для более удобной и безопасной работы.

Статья будет неполной, если не рассказать о технике блокировки спусковых устройств. Но это предмет отдельного разговора, в ближайшее время постараюсь написать небольшую заметку на этот счет.

П.С. Если чего забыл – пишите в комментах!

Спуск по веревке часто называют дюльфером. Ганс Дюльфер - немецкий альпинист, придумавший один из первых способов спуска, предложенный и введенный в практику в начале XX в.
______________

Спуск по закрепленной веревке при помощи страховочного устройства и схватывающего узла.

При необходимости спуститься по веревке применяют следующие техники.

Порядок действий:

Завязать схватывающий узел на веревке и присоединить его к силовому кольцу системы карабином;
выбрать немного веревки через схватывающий узел. Слабина позволяет легко заправить веревку в страховочное устройство;
заправить веревку в страховочное устройство (согласно рекомендациям производителей);
обратно выбрать слабину веревки через страховочное устройство и нагрузить систему, самостраховка при этом перестанет быть нагруженной и ее возможно будет выщелкнуть из станции;
перед спуском необходимо убедиться, что на конце веревки завязан узел (не менее чем в 1 метре от конца) или что она закреплена на нижней станции;
проверить правильность системы, выщелкнуть самостраховку и начать спуск;
спускаться по веревке необходимо плавно, без скачков;

ВНИМАНИЕ!

При нагрузке схватывающий узел не должен упираться в страховочное устройство, расстояние между схватывающим узлом и страховочным устройством должно быть не менее 10 см.

Во время спуска ноги необходимо держать на ширине плеч, желательно под 90° к склону, для более устойчивой позиции;
верхняя рука придерживает схватывающий узел; нижняя рука контролирует плавность выдачи веревки;
приблизившись к станции вщелкнуть в нее свободную самостраховку;
ослабить веревку: сначала выщелкнуть страховочное устройство (оно нагревается при спуске), затем снять схватывающий узел;
дать команду участнику наверху о том, что веревка свободна.

ВНИМАНИЕ!

Во время спуска избегайте движения из стороны в сторону. Горизонтальные колебания нагруженной веревки по рельефу опасны тем, что она может попасть на острые грани рельефа и перетереться.

Спуск с помощью узла UIAA с подстраховкой схватывающим узлом

При отсутствии спускового устройства осуществляется спуск на узле UIAA с подстраховкой схватывающим узлом (который располагается выше узла UIAA на расстоянии, чтобы его легко можно было достать рукой).
Используются только муфтованные карабины. Не зажимайте схватывающий узел в кулак.


Многоверевочный (мультипитчевый) спуск

Во время спуска связки по оборудованному маршруту и при работе с одной веревкой - 40–50 м - используются следующие техники.


Порядок действий:

Во время спуска рекомендуется использование отдельной самостраховки;
● веревку необходимо пропустить в спусковые кольца или кольцо станции;
● разделить веревку пополам и, во избежание трения, пропустить под станцией;
● на концах веревки завязать узлы «полугрейпвайн»;
● сбросить веревку вниз или, разделив на две равные бухты и повесив на петлю, выдавать необходимый минимум при спуске;
● первый участник спускается по двойной веревке на спусковом устройстве с подстраховкой схватывающим узлом;
● спустившись к месту следующей станции, организует новую станцию;
● встает на самостраховку, выдает себе веревку через спусковое устройство, оставив свободную петлю 2 м (необходимая слабина для вщелкивания второго участника);
● закрепляет веревку на станции (например, узлом «восьмерка» через карабин) и отсоединяет спусковое устройство.

● дает команду о том, что веревка свободна;
● участник, находящийся наверху, организует спуск на двойной веревке со схватывающим узлом;
● после прищелкивания схватывающего узла и спускового устройства выщелкивает самостраховку, разбирает станцию и спускается к нижнему участнику;
● спустившись на станцию, встает на самостраховку, освобождает веревки, на концах веревки развязывает узлы;
● оба участника продергивают веревку и организуют новый спуск.

ВНИМАНИЕ!
Важно обращать внимание на то, чтобы веревка не терлась о стропы станции и самостраховки.

Узел для продергивания веревки

При организации спуска с двумя веревками и их последующим продергиванием, особенно если рельеф сильно расчленен и узел может застрять, используется «простой» или «плоский» узел. Данный узел лучше всех известных узлов проходит перегибы и расчлененный рельеф.

ВНИМАНИЕ!

Свободные концы веревок после завязывания узла «простой» или «плоский» должны быть не менее 25–30 см! Использование в такой конфигурации узла «восьмерка» опасно поскольку узел «восьмерка» в данной конфигурации развязывается при значительно меньших нагрузках, чем плоский узел.


Спуск и продергивание веревки:

  • Прищелкнуть карабин для расправления ветвей обеих веревок во время спуска. Данный способ также называется "расческой";
  • Сдергивающая (синяя) веревка должна находиться ближе к скале, иначе при сдергивании возможно застревание (закусывание) веревок.

Наиболее распространенными видами экстремальной деятельности, в которых регулярно возникает необходимость подъема по веревке, можно назвать альпинизм (причем как спортивный, так и промышленный) и спелеотуризм. Очевидно, что для осуществления такого подъема, в первую очередь, нужно иметь в своем распоряжении надежно закрепленную вверху веревку или, как ее еще называют, перила. Тем, кто как-то связан с использованием альпинистских веревок, прекрасно известно, что залезть по ней как по канату, т.е. что называется вручную, довольно трудно, а на большую высоту уже и не очень реально, поскольку диаметр такой веревки редко превышает 10-11 миллиметров. Следовательно, для совершения комфортного и безопасного подъема необходимо использование дополнительных средств. До не таких уж и давних пор этими средствами являлись всевозможные схватывающие узлы, которые вязались вокруг перильной веревки петлями из репшнура. Но удобство их использования было невелико, поэтому со временем на смену узлам пришли технические средства подъема – зажимы.

Как же происходит подъем по веревке?

Самих вариантов подъема существует великое множество, но все они сводятся к попеременному нагружению зажимов и продвижению вверх того из них, который в данный момент не нагружен. (Думаю, что из сказанного вполне понятно, что зажима должно быть два)

При этом руки служат только для передвижения зажимов по веревке и поддержания равновесия, а подъем осуществляется за счет силы ног, для чего к одному или обоим зажимам пристегиваются петли достаточной длины, так называемые «стремена». Стремя бывает под одну ногу или сразу под обе.

Основные принципы:

Для подъёма используется всегда основная (спусковая) верёвка и никогда не страховочная;

При подъёме по верёвке используются дополнительные зажимы, страховочный зажим должен одновременно осуществлять свою функцию и не может использоваться для подъёма;

Схватывающий узел «пруссик« - это короткий кусок веревки (5-6 мм), связанный кольцом при помощи двойного рыбацкого узла.

Важен диаметр, 5 мм - оптимальный вариант - важно, чтобы он фиксировался, а не то, чтобы он был толстым.

Прусский узел может крепиться на основную веревку несколькими различными узлами, кроме прусского, однако название «пруссик» используется для любого из них.

Ниже - описание двух наиболее часто используемых:

Простейший схватывающий узел, не требует карабина:

Обычно вяжется петлёй, как показано на рисунке, но полезно уметь вязать его и одним концом, когда второй уже к чему-то привязан.


Часто применяется для временного удержания натянутой основной верёвки (например, при натягивании её полиспастом для переправы или при пропускании узла через страховочное устройство) и для подъёма по верёвке.

Может быть весьма опасен при неправильном применении - нужно иметь в виду следующие ограничения:

  • Репшнур, которым связан прусик, должен быть заметно тоньше основной. Стропа не годится.
  • При рывке узел может очень сильно затянуться - и развязывать его тогда, в висячем положении, очень неприятное занятие.
  • Если прусик не «схватывает» в первый же момент после рывка, он не схватывает никогда. Скажем, если Вы используете его для подстраховки при спуске по верёвке, завязав выше спускового устройства (чего я очень не рекомендую делать, хотя это весьма распостранённый метод), то, чтобы прусик сработал и удержал Вас при падении, нужно выпустить его из руки мгновенно - иначе, уже начав проскальзывать, он потом при попытке затянуться и «схватить» просто проплавится насквозь.

Так что хорошего Вам спуска!

Если на скользкой верёвке обычный прусик плохо держит, можно попробовать сделать три витка вокруг основной вместо двух:

Преимущества:
- лёгкость
- удобно крепить к «системе»
- может использоваться и для других целей, кроме как подъема вверх по верёвке
- простой
- щадящий по отношению к верёвкам

Недостатки:

- прусик необходимо ослаблять при подъеме, тем самым подъём при помощи прусика - достаточно медленный процесс

- если узел проскальзывает под нагрузкой, есть шанс того, что трение нейлон по нейлону перетрёт прусик и это будет очень плохо

Специальные приспособления:
Описанные ниже устройства - взаимозаменяемы - любое из двух используемых одновременно устройств может быть как вверху над вторым, так и ниже, так как любое из них легко ОТПУСКАЕТСЯ, когда натянута.

Механические подъемники:

Эти устройства задумывались как попытки улучшить классический прусик. Кроме Shunt, все эти устройства работают только на одинарную верёвку.


Специально сконструированные для подъема на одинарной верёвке, Wild Country Ropeman - компактное и очень эффективное устройство. Представляет собой блок с встроенным камалотом и карабином.


Преимущества:
- простой в использовании
- надёжный в использовании
- щадящий по отношению к оплетке

Недостатки:
- нельзя использовать с двойной верёвкой
- не очень лёгкий


Умный дизайн этого устройства, абсолютно без движущихся частей, сближает его с прусиком в смысле простоты.

Единственным недостатком устройства можно считать то, что зубья достаточно агресивны, и, если недостаточно правильно установить устройство на верёвке, они могут проскользить вниз одновременно повреждая верёвку и пугая вас до смерти.

Однако при достаточной тренировке пользоваться этим устройством абсолютно несложно.

Преимущества:
- лёгкий
- нет движущихся частей

Недостатки:
- медленный
- нужна практика, чтобы научиться пользоваться устройством не портя при этом оплётку

Petzl Handled Ascender (привычный для всех жумар)

Petzl


CAMP



Petzl Ascender - это Роллс-Ройс в подъеме. Быстрый, удобный, безопасный, однако тяжелый и недешёвый. Это именно то, что нужно брать с собой, когда вы абсолютно уверены в том, что вы будете подниматься. У этого устройства ручка эргономичной формы, превосходно спроэктированный замок/защёлка, которой можно управлять одной рукой. Сверху устройства есть отверстие, в которое можно установить карабин, чтобы быть уверенным в том, что устройство не соскользнёт. Снизу устройства также есть большое отверстие для карабина и меньшее - для «педали».

Преимущества:
- Абсолютное удобство в использовании

Недостатки:
- большой
- тяжелый
- дорогой


На первый взгляд Petzl Croll выглядит как неполная версия Petzl Ascender’а - без ручки. Я так думал до тех пор, пока в этом году мне не пришлось воспользоваться croll’ом - во время съемок большой стены на Сардинии - я моментально понял, что быстрый подъем без croll’а невозможен. Croll - это подъемник для туловища, крепится прямо к страховочной петле и держится на месте при помощи петли, которая идёт вокруг шеи.

Если использовать croll совместно с Petzl Handled Ascender двойной петлёй для ног, croll позволяет действительно очень быстро подниматься вверх, потому что техника, применяемая при таком подъеме позволяет использовать одновременно обе руки на верхнем подъемнике и обе ноги на ножной петле, это менее изнуряюще, чем другие методы.

Преимущества:
- быстрый
- менее изнуряющий
- небольшой вес

Недостатки :
- неудобен при преодолевании препятствий, таких как углы, узлы, другое оборудование на верёвке.




Это «умное» многофункциональное устройство может быть использовано для транспортировки грузов вверх, самостраховки и подъема.

Как подъемник это устройство хоть и не так удобно как подъемник с ручкой, но всё ещё остаётся очень эффективным.

Преимущества:

- встроенный блок позволяет очень удобно использовать устройство для подъема грузов.

Недостатки:
- тяжелый и громоздкий
- не так удобен, как подъемник с ручкой
- больше действий для подготовки к использованию

Шунт был придуман для страховки при спуске по веревке, однако может быть использован и для подъема.

У этого устройства большое преимущество в том, что его можно использовать с двумя верёвками, а также, если вам вдруг понадобится спуститься, вы можете легко отпустить шунт и спуститься вниз легче, чем с любым другим устройством, о которых тут упоминается.

Основное правило в инструкции Petzl - это правильное использование Shunt.

Преимущества:

- возможность использовать 2 веревки
- щадащий по отношению к веревкам

Недостатки:
- тяжелый и громоздкий

Самозакрепляющиеся страховочные устройства и их использование .

Устройства, о которых пойдёт речь далее, могут быть использованы как часть системы для подъема. Поскольку они блокируются, когда веревку, к которой они закреплены, нагрузили, их можно использовать только снизу от одного из устройств, описанных выше. Преимущество использования самозакрепляющихся устройств состоит в том, что вам понадобится брать с собой на одно устройство меньше, также, если вы используете устройство типа Гри-Гри или SRC, вы можете быстро спуститься, если вам это понадобится.
(и подобные устройства)


Гри-Гри - достаточно популярное устройство при прохождении стендовых маршрутов, обычно применяется в комплекте с подъемником с ручкой. Гри-Гри предоставляет дополнительное крепление и даёт возможность быстрого безопасного спуска, если он понадобится.

Хотя Гри-Гри может быть использовано для крепления «педали», наиболее эффективным способом использования является крепление Гри-Гри прямо к беседке таким же образом, как если бы вы крепили страховку к ней.

Подъемник с ручкой, в который продета «педаль», размещается над Гри-Гри.

Преимущества:

Легкий спуск по веревке
- автоблокировка

Недостатки:

Тяжелый
- не самый быстрый метод подъема
- достаточно изнуряющий способ подъема
- веревки должны свободно проходить через Гри-Гри - забудьте об использовании очень толстых верёвок.


Magic Plates
(Магические пластины)

Petzl Reverso, Reversino и другие страховочные устройства типа «магические пластины» могут быть использованы на нижней части верёвки при подъеме.

Для использования необходимы два карабина, однако работает устройство достаточно хорошо, не требуя использования каких-либо других устройств, однако подъем не будет таким простым, как с использованием специализированных устройств для подъема, однако будет полезным научиться использовать это устройство как подъемник.

Преимущества:

Устройство двойного назначения, полезно в случае непредвиденных обстоятельств и отсутствия специализированного подъемника

Недостатки:

Необходимы дополнительные карабины
- очень сложное в использовании

Триггер «Рефлекс» — надежная самостраховка при спуске

Рад представить вам новое использование «хватательной реакции» для обеспечения 100-процентно надежной самостраховки при спуске по веревке — это Self-Belay Trigger «Reflex»

После полугодовых полевых испытаний мне удалось создать устройство, которым можно без труда оснастить «Ascension» фирмы «Petzl».

В отличие от первоначальной конструкции «Курок-Рефлекс» — складной и может быть примкнут к фиксатору пуани на время подъема.

На самом деле им можно оснастить любой эксцентриковый зажим, если он принципиально пригоден для четкого схватывания на любой нормальной веревке (не обледеневшей)

Официальное представление Самостраховочного Курка «Рефлекс»на основе «Ascension» фирмы «Petzl» , которую можно скачать на сайте по адресу: http://www.soumgan.com/srt/descriptions/Trigger-Reflex.htm

Итак, сегодня всем, кто хочет иметь 100-процентно надежный эксцентриковый зажим для самостраховки при спуске по веревке, я могу предложить такое решение. Это «Курок Рефлекс» к пуани фирмы «Petzl», использующий панический рефлекс для безотказного срабатывания и остановки падения при срыве.

Примечательно, что оно появилось через 25 лет после использования панического рефлекса в конструкции самостраховочного зажима, названного мной "Универсальный самостраховочный зажим «Рефлекс», первый экземпляр которого был создан Шынгысом Дюйсекиным, клуб спелеологов «Сумган», в 1982 году.

Тогда мы впервые обратили панический хватательный рефлекс на пользу целям самостраховки, и добились успеха, хотя мировое сообщество обошло наш прорыв гробовым молчанием, продолжая платить жертвами за отказ от самостраховки при спуске или использование для этого мало пригодных устройств.

«Курок-Рефлекс» уже получил одобрение тех, кто с ним познакомился на практике.

ТЕХНИКА

Метод одной ноги:

Это наиболее простая техника и очень понятная. Не важно, используете ли вы пруссик или подъемники с ручкой или что-либо другое - принцип остаётся тем же самым. Необходимо иметь две точки крепления к веревке. Если одна из точек - «магическая пластина», убедитесь, что точка её крепления ниже, чем другого устройства, в противном случае
- двигаться вверх вы будете ОЧЕНЬ медленно.

Верхнее устройство должно крепиться к страховочной петле на вашей беседке, нижнее - к «педали». Имеет смысл также прикрепить нижнее устройство к страховочной петле на вашей беседке для большей безопасности.

Подъем производится путём нагрузки «педали», передвижения верхнего устройства вверх по верёвке, нагрузке верхней точки, после чего - передвижения устройства, к которому крепится «педаль». Повторять эту последовательность до достижения необходимой точки.

Необходимое снаряжение:

Два подъемника
- «педаль»
- до 4-х карабинов

Метод двух ног:

Используя пару подъемников вы можете подниматься быстрее путём крепления к каждому из них «педали», одновременно крепя каждое устройство к вашей беседке. Фактически вы должны будете «идти» по верёвке делая небольшие шаги.

Необходимое снаряжение:

2 подъемника
- 2 петли достаточной длины
- 2 «педали»
- 2 карабина (в зависимости от способа крепления - может понадобиться ещё 2)

Метод с использованием подъемника или croll’а:

Считается один из самых быстрых способов подъема.

Кролл прикрепляется непосредственно к страховочной петле вашей беседки и пристраховывается петлёй за шею или беседку, если она у вас с грудной частью.

Подъемник с ручкой размещается над кроллом и к нему крепится «педаль», а также он пристраховывается к вашей шее или беседке. Возьмитесь за подъемник обеими руками и нагрузите «педаль».

Петля на вашей грудной обвязке натянется и потянет кролл вверх по верёвке (если этого не произойдёт - укоротите петлю, которая крепит кролл). Такая техника движения менее изнурительна, чем с использованием двух подъемников, тем самым больше подходит для длинных подъемов, зачастую в спелеологии.

Необходимое снаряжение:

Кролл
- петля для шеи
- подъемник
- «педаль», в которую уместятся обе ноги
- «самострах», петля или другое приспособление достаточной длины
- два карабина

Метод с использованием подъемника и Гри-Гри:

Схема аналогична схеме с кроллом, за той лишь разницей, что вместо кролла используется Гри-Гри или другое аналогичное самоблокирующееся устройство.

Однако при использовании этого метода веревка сама не будет проходить через Гри-Гри, поэтому её нужно будет подтягивать вручную.

Необходимое снаряжение:

Подъемник
- «педаль»
- Гри-Гри
- петля
- 2 или 3 карабина

Предостережение: невозможно учесть все нюансы безопасности в статье, поэтому предполагаемый, что читатель имеет достаточные базовые знания по использованию снаряжения, не говоря уже о здравом смысле.

Наилучшим вариантом станет использование помощи инструктора при изучении способов подъема и спуска.

http://alp.org.ua/?p=8838 — link

Начинать разговор о захвате веревки ногами надо с самого начала техники подъема по веревке системой «Дэд»

Эффективность подъема зависит от :

1) Правильного подбора и регулирования снаряжения.

2) Правильной постановки движений.

Снаряжение собственно для подъема способом «Дэд» состоит из :

1) Беседки с низкой и жесткой точкой подвески.
2) Грудной обвязки для подтягивания «кролля» вверх (кому что удобно).
3) Пары зажимов: грудной + ведущий
Обычно это «кролль» + «пуани» («бэйсик» с дополнительным карабином по французской моде). Возможно также применение вместо «кролля» «бэйсика».
4) Спаренных усов, длинный из которых служит страховочным к ведущему зажиму.
5) Педали со стременем под две стопы (некоторым удобны вариации раздельных стремян на каждую ногу, но мне это не кажется удобным).

Очень важно правильно отрегулировать педаль. Ее регулировка основана на соблюдении трех базовых принципов .

1) Длина педали должна быть такой, чтобы стоя в ней одной ногой и с силой натянув вверх вудущий зажим, обеспечить расстояние между скобой его корпуса и скобой корпуса «кролля» — 3-5 см.

Обратим внимание! Одной ногой!

Из этого следует, что если поместить в стремя обе стопы и стоять так, как мы привыкли делать это на земле (стопы рядом и параллельны поверхности земли), то длина педали заметно укоротится и станет маленькой. То есть мы не сможем встать на полностью выпрямленные ноги! А это резко снижает эффективность подъема, вызывает усталость и вообще тоска. Из этого следует второй элемент.

2) При постановке двух стоп в стремя, они располагаются внешними рантами вниз и одна слегка наступает на вторую. При этом практически используется тот же объем стремени, что и при работе одной ногой, стоящей плоско. То есть длины педали хватает для полностью выпрямленных обеих ног!
(смотрим фото ниже)

Обратим внимание! При упоре в стремя педали стопы слегка наступают одна на другую! Именно это дает возможность четко прихватывать стопами рапель.

3) Величина стремени должна быть достаточной для свободного упора в него обеими ногами, свободного вдевания и вынимания стоп и свободного разведения их в стороны сантиметров на 5 — достаточно для прохождения веревки...

Чтобы не мудрить, ориентир такой: длина стремени со вставленной в него одной стопой должна доходить до колена. Чуть ниже, но не выше, так как в противном случае колено норовит юркнуть в стремя, а это неприятно.

Захват веревки ногами при подъеме

Стоит подробнее рассказать о технике работы ногами для захвата ими веревки под «кроллем» без помощи рук. Вроде, все очевидно, ан нет — даже небольшие нюансы движений играют свою роль.

Сегодня повальное увлечение «Пантином» («Petzl Pantin») может создать впечатление отсутствия необходимости уметь вытягивать ногами рапель из «кролля», но это не так.

Еще задолго до появления «Пантина» кейверы (и мы в том числе) уже крепили к стопе самые разные зажимы, из которых «Basic» до сих пор остается актуален для этой цели, так как это полноценный зажим для любых операций, а не предельно специализированный, как «Пантин».

В итоге выяснилось, что зажим на стопе действительно удобен: на больших пролетах , но там веревка через несколько метров и сама выходит вниз из «кролля» под своим весом и при грамотной технике подъема.

Но есть и минусы

На каждом ПЗ необходимость отстегивать и пристегивать дополнительную железяку тоже не радует, а потом еще пару метров выдирать из нее рапель, пока она не пойдет сама (несмотря на слабую пружинку «Пантина» с ним аналогичная история).

Кроме того, существует масса мелких отвесов, где пристегивать «ногу» просто в лом.

Кроме того, навалом наклонных подъемов, где зажим на ноге просто мешает — валит нас пузом на скалу.

Между отвесами не очень удобно ковылять по пещере с зажимом на ноге... Значит, снимать, а потом одевать?

Ну, и другое.

Все это я говорю не для того, чтобы опорочить «Пантин» — нет! Прекрасная железка, когда к месту.

Просто подчеркиваю актуальность совершенного владения техникой работы ногами для вытаскивания рапели из «кролля» при подъеме.

Подъем с упором в педаль и захватом веревки двумя ногами

Эта техника полезна в следующих случаях

1) При движении в чистом отвесе и вдоль отвесных стен. Даже если веревка уже сама проваливается через «кролль», упор в веревку помогает удерживаться вертикально, не так устаешь.

2) При подъеме с грузом

3) Когда устал.

Исходное положение:

1) Оба зажима на веревке, сидим на «кролле».

2) Чересплечный ремень затянут до отказа, чтобы исключить люфт «кролля».

3) Обе стопы вставлены в стремя педали, а веревка из-под «кролля» заложена между стопами снаружи, со стороны носков.

Цикл подъема таков:

1) Поднимаем руками ведущий зажим, одновременно как бы переворачиваясь навзничь и этим поднимая ноги.

В этот момент держим носки разведенными на 5-10 см, чтобы веревка могла свободно проходить между ними вниз. Если веревка все же зацепилась, изогнувшись, легко поправить ее рукой.

(технику демонстрирует Алина Гаузштейн, клуб «Сумган», 1988 год)

Вот этот подъем ног переворотом редко понимается сразу — народ начинает тянуть вверх бедра, напрягая пресс и руки. На самом деле все делается без малейших усилий — качнулся назад, и ноги наверху!

2) Теперь смыкаем носки стоп, направляя их внешними рантами вниз — упор в стремя, а носочками прихватывая и прижимая веревку — как бы наступая нога на ногу

3) Постепенно перенося вес на сомкнутые в стремени и сжимающие веревку стопы, подтягиваем ноги под себя для последующего вставания.

Не вперед! — показывает Алинка, — Хотя бы и скала была рядом. А именно под себя.

4) После чего встаем, отталкиваясь ногами в стремя вниз, под себя, как быдо встаем со стула без помощи рук (попробуйте!).

Руки держат веревку и ведущий зажим повыше и подтягивают нас вверх. В этом моменте вставания прнимает участие все тело, а не только ноги, или еще того хуже — руки!

Не держитесь так, как Алина на правой фото — это трудно. Руки должны располагаться чуток повыше — не за ручку пуани, а за его корпус. За ручку удобно на наклонках, не на отвесах.

Внимание! Если ставить стопы параллельно и разводить их целиком, а не только носочки, то веревка, скорее всего уляжется на стремя между ногами, и как только сможет — скинет стремя в сторону пяток! (это помимо того, что длины педали будет немного не хватать для полного распрямления коленей).

Подъем упором в педаль и зажватом веревки одной ногой

Очень часто работать двумя ногами трудно из-за характера самого подъема или в этом просто нет необходимости. Например:

1) При движении вдоль наклонных стен, и чем положе уклон, тем более проблемно использовать обе ноги в педали.

2) На каскадах мелких уступов, где дольше впихивать ноги в стремя и вытаскивать, чем выйти одной ногой.

3) При движении налегке, с небольшим грузом, при отсутствии усталости.

Кроме всего, работать одной ногой часто удобнее из-за координации движений и более стабильного равновесия — вторая нога отталкивается от стены. Одной ногой чуть выше поднимаешься на педали — парадоксально, но как-то так получается. Может быть за счет дорабатывания стопой и лучшей координации?

Подниматься одной ногой проще, чем двумя, и осваивается легко.

Но чтобы успешно протаскивать веревку одной ногой, есть одна небольшая тонкость в движении ноги .

1) Вставляем опорную ногу в стремя, оставляя веревку снаружи-справа, так, чтобы она улеглась на взъем ноги, вставленной в стремени. Помогаем рукой (часто на первом шаге без этого никак)

2) Поднимаем руками ведущий зажим, одновременно поднимая опорную ногу в стремени. Но не просто поднимаем!

Нога должна сделать этакий балетный финт: колено идет в сторону, а стопа под себя — при этом мы обеспечиваем веревке наилучшую прямизну из под «кролля», и она легче всего проваливается вниз даже под минимальным своим весом

Ни в коем случае не следует поднимть ногу просто прямо вверх — веревка обязательно застрянет у стремени и даст изгиб, который придется продергивать руками

3) После того, как зажим с педалью и ногой подняты, перед тем как встать, надо сделать обратное движение — вернуть колено внутрь, поставив ногу прямо. При этом веревка обязательно прижмется между голенью и педалью!

4) Встать на опорной ноге, помогая руками, которые держатся повыше — за корпус зажима и веревку над ним.

5) И тут же без паузы мягко сесть на «кролль». Не надо плюхаться на «кролль», как дома на диван, — мы на веревке!

Вот этот «финт» — колено в сторону — внутрь — встали , и дает без проблем протаскивать веревку из «кролля» одной ногой.

http://www.soumgan.com/ — link

Это потом все получается как бы само собой — тело уже автоматически совершает нужные движения. А поначалу в процессе изучения техники иногда один неверно понятый или недопонятый момент может напрочь сбить удовольствие и впечатление от техники.

Ведь хороший спуск - это безопасный спуск!

Начнем со списка снаряжения.

Нам понадобится:
Подвесная система.
Я использую Petzl Corax, но можно обойтись и более бюджетным Венто.

Спусковое устройство. Я использую вентовское лукошко и рогатую восьмерку.
Примерно по три муфтующихся карабина на человека.
Два куска веревки 25м и 10м. Я использую статику диаметром 10 мм
Перчатки, чтобы не обжигать руки.

На фото еще попали наколенники и налокотники.

Ботинки так и не использовались. Вместо них я лазил в Lowa Zephyr.

Комплект на двух человек, меня и супруги.

Все это включая термос с чаем убралось в баул.

Теперь расскажу про каждый элемент поподробнее.

Подвесная система.

Petzl - все таки бренд с мировым именем, поэтому и купил его. Опыта у меня не слишком много, но в целом нравится. Широкий, удобный пояс и ножные обхваты. Большой диапазон и очень легкие регулировки. Много точек подвеса дополнительного снаряжения. Короче отличный вариант.

Веревка - отечественная статика 10мм диаметром. Для того, чтобы привязаться к точке закрепления надо выучить узел восьмерка. Он простой, при этом очень прочный и практически не ослабляет веревку. Порядок вязания на фото.

Завязанный узел выглядит так.

Далее в петлю встегивается карабин. С помощью этого карабина можно закрепиться на различные крюки, закладные детали, ушки, анкера и пр, но это не очень безопасно, т.к. крепеж может быть ржавым и не очень надежным.

Наиболее надежное крепление - за монолитные объекты, ж.б. опоры, крупные швеллеры и двутавры, тогда с помощью карабина делается скользящая петля, с помощью которой и происходит закрепление.

Я встречал два типа встегивания карабина в систему. В центральное кольцо или одновременно в петли поясного и ножного обхватов. Petzl прямо указывает, что карабин должен быть встегнут в кольцо.

Я пока использовал вентовское лукошко и рогатую восьмерку. Начну с лукошка.

Его преимущества:
- не крутит веревку.
- удобно пользоваться.
- можно использовать, как автоматически блокирующуюся страховку (но об этом в другой раз)

Тросик на этом СУ может использоваться только для транспортировки, нагружать его нельзя.

Для использования на веревке надо сделать петлю и продеть его в СУ так, чтобы свободный конец веревки проходил через губки устройства.

Потянув свободный конец веревки вверх выбираем слабину.

Заводим руку со свободном концом за спину натягивая веревку. Все, можно вывешиваться. Спуск производится путем небольшого расслабления руки с веревкой.

Спусковое устройство "восьмерка" работает аналогичным образом, но при этом закручивает веревку, что не удобно при длинных спусках.

Есть два способа крепления веревки в восьмерку.
Первый - через карабин.

Это способ создает меньше трения, в результате скорость спуска выше.

Второй способ - через шейку СУ. Трения больше, а скорость ниже.

Аналогично лукошку выбираем слабину и заводим руку с натянутой веревкой за спину.

Особенностью рогатой восьмерки в том, что на ней можно зафиксировать веревку и освободить руки.

Некоторые моменты самостраховки.

Всегда есть некоторая вероятность того, что вы выпустите веревку из руки, при этом СУ сразу вытравит всю веревку и вы упадете. Чтобы этого избежать существуют различные способы страховки и самостраховки.

Я использую узел "автоблок". Он вяжется следующим образом.
Для этого узла я использую стандартную оттяжку длиной 60см.

Закрепляем оттяжку полусхватывающим узлом (удавкой) на ножном обхвате, рядом вешаем карабин.

Оборачиваем оттяжку 4-6 раз вокруг веревки.

Затем защелкиваем ее за карабин. Все. Узел готов.

В случае срыва вы повисните на этом узле и не упадете. Руку при этом надо держать между СУ и автоблоком регулируя скорость спуска.

Теперь к практике.

Первое. Встаем на "подоконник" откуда будем выходить, выбираем слабину веревки и натягиваем ее.

С другого ракурса

Для первых проб обязательно нужна страховка и страхующий. На фото страховочная веревка зеленого цвета. Один конец привязан к системе, второй пропущен через закрепленный карабин и вывешен наружу. Страхующий выдает зеленую веревку, а случае срыва не дает упасть.

Т.к. деревянные поверхности подоконников создают большое трение я страхую через спину. В случае, если трения почти нет, страховать стоит через спусковое устройство на системе.

В принципе освоить спуск можно за достаточно короткое время, может быть пару часов. Дальше все идет, как по маслу.

Надеюсь эта статья окажется Вам полезна. В любом случае спасибо за внимание.

Помните про безопасность и чай с печенками.

– это как раз такой элемент альпинизма, который нравится тем, кто не знаком с его опасностями. Следовательно, профаны от него в восторге, а вот опытные альпинисты – нет. По-видимому, причиной этого является то, что профаны никогда не совершали дюльфер в естественных, лишенных страховки условиях. Один спуск при обыденных для альпиниста опасностях заставил бы их кардинально изменить свою точку зрения.

Так почему же большинство альпинистов не любят дюльфер? В первую очередь это обусловлено двумя факторами:

Билет в один конец, без возможности отыграть все назад;
большая вероятность ошибки.

Впрочем, немного поразмыслив, можно уменьшить степень риска, хотя и не избежать его полностью.

Какая веревка лучше всего подходит для дюльфера?

Если вы хотите спуститься на расстояние, меньшее, чем полверевки, то вам подойдет любая веревка. Просто закрепите середину веревки на дюльферной точке и спустите вниз оба ее конца.

Если же длина дюльфера больше (вплоть до одной веревки), то вам понадобятся две веревки. Единственным ограничением является то, что обе они должны быть одного диаметра. Использование 11-миллиметровой веревки вместе с 8.5-миллиметровой приведет к неприятностям, потому что веревки будут по-разному взаимодействовать со спусковым устройством. Более толстая веревка будет создавать большее трение и, следовательно, медленней проходить через спусковое устройство. Впрочем, если разница в диаметрах невелика – скажем, 8.5 и 9 миллиметров – то беспокоиться не о чем.

Каким узлом мне следует связать веревки?

Существует множество споров касательно того, каким узлом лучше связывать две веревки, и с годами представления об этом вопросе изменились.

В таблице ниже собраны различные типы узлов, которыми обычно связывают веревки при дюльфере. Есть один нюанс: для всех узлов длина свободных концов не должна быть меньше 30 см, чтобы можно было нормально затянуть узел.

Узел Сложность Примечания
Грепвайн (двойной рыбацкий) Легко ошибиться Это узел, по которому оцениваются все остальные узлы. Будучи правильно завязанным, он будет самым прочным для нашей цели. Если у вас веревки разного диаметра, то это единственный приемлемый узел. Однако у него есть существенные недостатки: затянутый под нагрузкой узел тяжело развязать; кроме того, он симметричен, и поэтому легко застревает.
Восьмерка Не так прост, как кажется Чтобы правильно завязать восьмерку, необходимо проследить, чтобы обе веревки прошли определенным образом через узел. В стрессовой ситуации это сложно проверить. Кроме того, этот узел обладает опасной тенденцией перемещаться по веревке, если нагрузка приходится под прямым углом к его основной оси. Не рекомендуется.
Простой узел (overhand knot) Очень прост На первый взгляд выглядит менее надежным, чем восьмерка, однако он и прочнее, и более устойчив к нагрузкам, приложенным поперек его оси
Прямой узел (рифовый) Простой и легкий Прямой узел (рифовый) очень просто вязать, однако, подобно грепвайну, он подвержен застреванию. Это очень плохой узел для связывания веревок различного диаметра. Пожалуй, лучше всего его использовать в центре грепвайна, используя последний для большей безопасности.

Какой же из них лучше?

Это зависит от конкретной ситуации. Но опыт и практика выделяют двух фаворитов:

  1. Грепвайн, или прямой, обвязанный грепвайном – если у вас веревки разных диаметров. Вы должны быть уверены в своей безопасности.
  2. Простой узел – если рельеф, по которому вам предстоит спускаться, изрезан, и вы не хотите, чтобы веревка застряла. Простой узел может использоваться, как стопорный на конце верёвки и контрольный для других узлов. Используется в большинстве случаев.

Что будет хорошим креплением для дюльфера?

В целом это любая точка, на которой можно надежно закрепить веревку. Если поблизости нет стационарной спусковой станции, вам придется пожертвовать своим снаряжением для ее создания. Как правило, это пара петель или отрезков репшнура для замены существующих (которые могут быть изношены по причине постоянного использования).

Какой дюльфер лучше? Австралийский?

Конечно же, нет! Австралийский дюльфер хорош в тех случаях, когда у вас есть надежная станция и впечатлительная аудитория. В горах все иначе, и вам необходимо нагружать систему как можно меньше, в особенности крепления.
Максимальная нагрузка на крепления приходится на первые метры спуска, поэтому здесь вам нужно двигаться как можно плавней, сползая с уступа и следя за тем, чтобы веревки не перегибались через острые кромки и не спутывались под вами. Разведите пошире ноги для большей устойчивости и шагайте вниз по камням как можно аккуратней.

У выступа острые кромки! Как мне защитить веревки?

Лучше всего подложить под веревку что-то вроде пустого рюкзака. Также подойдет и кусок каремата, или прикупите специальные протекторы для веревки (на фото ). Привяжите их прусиком к веревке, которую будете тянуть при сдергивании. Это не даст им соскользнуть на кромке или в кулуаре и потеряться. Напарник может поправлять их положение во время спуска первого.

Я теряю контроль! Как замедлить спуск?

Для того, чтобы увеличить трение, все, что вам нужно – это второй карабин, желательно муфтованный. Просто вщелкните его в петлю веревок, пропущенных сквозь спусковое устройство, и в спусковое кольцо вашей беседки, продублировав таким образом основной карабин. Это заставит веревку, проходящую сквозь систему, соприкасаться с большей площадью, и увеличит таким образом трение. Заметьте, что защелка второго карабина должна быть противоположна защелке основного, даже если оба они муфтованные.

Я с трудом продвигаюсь! Как уменьшить трение в страховочном устройстве?

Для того чтобы уменьшить трение, опять-таки возьмите второй карабин, но на этот раз вщелкните его лишь в петлю веревок, проходящих через систему. Расположить его необходимо между задней частью спускового устройства и основным карабином. Это заставит веревку меньше изгибаться при прохождении сквозь систему.

Что сделать, чтобы не выронить восьмерку при организации дюльфера?

Тут все просто. Пусть восьмерка будет вщелкнута в карабин большим отверстием. Когда вам нужно будет задействовать ее, пропустите петлю веревки сквозь большое отверстие, как обычно, а затем оберните ее вокруг маленького отверстия, опять-таки как обычно. Устройство теперь пристраховано весом веревки, и вы можете выщелкнуть его большое отверстие и вщелкнуть обратно маленькое, приведя его в готовность.

Для того чтобы вытащить веревку, просто повторите все вышеописанное в обратном порядке:

Как мне не соскользнуть с конца веревки?

Завяжите по узлу на каждом конце веревки во избежание соскальзывания с нее. Вам необходимо проделать это с обеими концами, ибо если вы завяжете узел лишь на одном конце, то можете выдернуть веревку из спусковой станции. Это также облегчает поиск концов сброшенной веревки, в случае сильного ветра или изрезанного рельефа. Чтобы не забыть, какую из веревок тянуть на следующей станции (или «земле»), вщелкните карабин в узел на ее конце.

Как мне запомнить, какую веревку тянуть?

Соедините оттяжкой систему и сдергиваемый конец веревки. Это также дает то преимущество, что веревки не спутаются при сдерге.

Как обезопасить себя?

Учитывая, что вы полностью полагаетесь на спусковую станцию и веревки и не можете на это влиять, единственным слабым звеном являетесь вы сами.
Если существует вероятность камнепада, лучше привязать себя французским прусиком или узлом клемхайст к ОБЕИМ веревкам. Располагать ли этот узел выше или ниже спускового устройства – решать вам, лично я слышал весомые аргументы в пользу обоих вариантов, но при этом предпочитаю вязать его над спусковым устройством.

Как дюльфернуть на всю длину веревки?

Изредка вам нужно спуститься на всю длину, имея в наличии лишь одну надежную веревку. Например: вторая веревка повреждена и ненадежна. Или, скажем, вы лезете налегке с одинарной 9-миллиметровой веревкой и прихватили что-то вроде 6-миллиметрового репшнура для нештатных ситуаций. Итак – как спуститься на 50 метров?

  • Проденьте надежную веревку через спусковую станцию, затем свяжите ее со вспомогательной грепвайном или прямым узлом, обвязанным грепвайном;
  • Навяжите восьмерку или альпийскую бабочку на надежной веревке рядом с двойным рыбацким узлом, и вщелкните в нее карабин;
  • Защелкните карабин на хорошей веревке с обратной стороны дюльферной точки («удавка»);
  • Теперь спускайтесь по надежной веревке, карабин надежно закрепит ее под нагрузкой;
  • Завершив спуск, стягивайте неиспользованную веревку (репшнур). Веревки спустятся, как и положено.

Оригинал на английском: http://www.ukclimbing.com/articles/page.php?id=167

Адаптированный перевод: Богуш Роман (г.Херсон)

На этот перевод статьи распространяется закон об . Перепечатка материала на другие ресурсы возможна только с разрешения администрации сайта!

Статьи по теме