3 навигационный акт 1651 г предписывал. Навигационный акт кромвеля. Смотреть что такое "Навигационный акт" в других словарях

"БОГАТЫ БЫЛИ ТЕ ДЕРЖАВЫ,КАКИЕ ЗАНИМАЛИСЬ МОРСКИМИ ПЕРЕВОЗКАМИ"

Министерство транспорта опубликовало информационно-статистический бюллетень за первое полугодие 2014 года, и цифры в нем отнюдь не радостные. Согласно данным Минтранса среднесписочная численность работников по организациям транспортного комплекса России составляет 2 117 834 человек. В российских судоходных компаниях работает всего 14 921 человек, то есть на морской транспорт приходится самая маленькая доля – 0,71 процента. Эти без малого пятнадцать тысяч человек трудятся в 58 «морских» предприятиях, из которых в первом полугодии этого года только 31 получили прибыль, а 27 оставшихся понесли убытки.
Как же такое получается, что несмотря на предпринимаемые усилия, национальному судоходству становится только хуже и хуже? Вроде и второй реестр придумали, и закон о поддержке отечественного судоходства издали, а все одно – суда старые, работы мало, а патриотов регистрировать свой бизнес и суда в России и того меньше. «Дайте нам грузовую базу, и мы перевернем мир!» – твердят отечественные судовладельцы на протяжении последних десяти лет, имея ввиду государственное квотирование перевозок, но их почему-то плохо слышат те, кто мог бы исправить ситуацию.
Квотирование грузовой базы – абсолютно нормальное явление в национальной судоходной практике. Практически все развитые европейские страны обеспечивают свой флот гарантированными грузами. Испания – квотирует морские перевозки, Германия и Франция – квотируют. В Соединенных Штатах Америки вообще действует очень жесткий закон в отношении перевозки грузов. Правда, он касается только каботажного плавания, но тем не менее: грузы между портами США могут перемещаться только на судах под американским флагом, принадлежащих гражданам США, с американскими экипажами и построенных на американских же верфях.
Почему подобную практику нельзя реализовать в России, непонятно. Ведь у нас есть, что возить морем: это и углеводороды, и руда, и лес, и зерно, и, слава Богу, какие-никакие генеральные грузы. Да то же вооружение, чего уж греха таить. Что плохого в том, если отечественный судовладелец гарантированно получит фрахт по приличной ставке? Ничего, так может быть государству есть смысл заняться этой проблемой вплотную и принять волевое решение, пусть жесткое, но обеспечивающее жизнедеятельность отечественной судоходной отрасли? Тем более, что примеры есть.
Взять ту же Великобританию, вернее Английскую республику конца XVII века. Ошибочно считать, что ее промышленный расцвет, почти вековое господство на море и, вообще, «Правь, Британия, морями», стало возможным благодаря свободной торговле и полному невмешательству государства в экономические процессы. Ничего подобного – протекционизм и только протекционизм способствовал развитию национального производства товаров и услуг. Государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, субсидии и льготы национальным компаниями, законодательная защита – все это привело к тому, что Англия стала «владычицей морей».
Вообще, надо сказать, что во времена описываемых событий Британия, хотя и считалась империей и имела значительное количество заморских колоний, но главенствовала на морях все таки не она. С точки зрения расстановки сил на экономической арене первую скрипку играла Голландия. Правда, тогда она называлась несколько иначе – республика Соединенных Провинций Нидерландов, которая образовалась после победы Нидерландской буржуазной революции и за сравнительно небольшое время превратилась в мощнейшую торговую империю. К середине XVII голландцы господствовали на основных торговых маршрутах, потеснив португальцев из Азии, а из Европы – итальянских, английских и французских купцов. Они были перевозчиками для всего света, коммерческими посредниками, комиссионерами и маклерами для всей Европы, и добились такого положения следуя вполне определенной политике.
Во-первых, система морских перевозок у голландцев была доведена до совершенства: развитая соответствующая инфраструктура, посреднические услуги при перевозках, кредиты под низкие проценты, огромное количество складских помещений в портовых городах, что обеспечивало бесперебойную торговлю на внешних рынках – все это позволяло не только быстро реагировать на изменение цен, но и устанавливать их. Стоит также отметить, что первая в мире фондовая биржа появилась не где-нибудь, а именно в Амстердаме, и была основана голландской Ост-Индской компанией в 1602 году.
Во-вторых, голландцы с успехом развивали свое судостроение. В конце шестнадцатого века именно они придумали и создали знаменитый «флейт» – транспортное судно большой вместимости и хорошей маневренности. Увеличение длины мачт за счет изготовления их составными упростило их замену при ремонте, а реи делались укороченными, что позволило сделать узкие и удобные в обслуживании паруса. Впервые в истории на этих судах был применен штурвал, что облегчало управление. Борта «флейта» делались слегка заваленными в сторону палубы для того, чтобы пошлина с судна была меньше. Ну и, что тоже немаловажно, обслуживалось судно немногочисленным экипажем. Торговый и рыболовный флот Голландии насчитывал 16 тыс. судов, что составляло около половины всего торгового флота Европы.
Созданная идеальная модель экономического процветания «по-голландски» стала эталоном. Англичане стремились если не подражать, то взять на вооружение самое лучшее – во всяком случае, многие английские экономисты и политики того времени предлагали свое видение голландской модели в английской экономике. По их мнению, путь к собственному могуществу Британии лежал через создание мощной промышленной базы, увеличении флота, установлении преференций торговым компаниям и снижение таможенных пошлин. Однако, в условиях политического раскола внутри страны этим просто некому было заниматься.
Надежды английских промышленников и торговцев стали сбываться, когда в 1649 году парламент торжественно принял «Акт об объявлении Англии республикой», а к власти пришел Оливер Кромвель. Кромвель известен всем, кто читал романы Дюма-отца, прежде всего тем, что был вождем английской революции и отрубил голову королю Карлу Первому, а потом его самого после смерти вырыли из могилы и повесили. Но мало кто знает, что этот человек поистине железной воли был еще и неплохим политиком и экономистом, и привел Британию к первенству в мировой морской торговле. Его Навигационный Акт 1651 года стал для голландского могущества началом конца.
«Для увеличения торгового флота и поощрения мореплавания нации, что... является столь важным средством благополучия и безопасности этого государства, настоящим Парламентом и его властью постановляется, что с первого декабря 1651 года и впредь от этой даты никакие продукты и товары, произрастающие или производимые в Азии, Африке и Америке, или же в их частях, или же на относящихся к ним островах, не должны ввозиться или доставляться в Английское государство, или в Ирландию, или же в какие-либо другие земли, острова, плантации или территории, принадлежащие нашему государству или находящиеся в его владении, на каком-либо ином судне или судах, кроме тех, которые действительно и без обмана принадлежат только гражданам нашей республики или ее колоний как собственникам или действительным владельцам, и капитан, и матросы которых также большею часть будут гражданами нашей республики, под страхом конфискации и потери всех товаров, которые будут ввозиться вопреки этому акту; а также под страхом конфискации судна (со всем его снаряжением, пушками и принадлежностями), на котором будут доставлены или ввезены названные товары или продукты...
Далее, вышеназванной властью постановлено, что отныне воспрещается какому бы то ни было лицу или лицам грузить или заставлять грузить и доставлять на каком-либо судне или судах, собственниками или капитанами которых является иностранец или иностранцы (если они только ни натурализованы) - рыбу, жизненные продукты, товары или другие предметы, какого бы рода, или свойства они ни были, из одного порта или гавани этой республики в другой порт, или гавань того же государства под страхом наказания в отношении всякого, кто поступит вопреки истинному смыслу этого отдела настоящего акта,- конфискацией всех товаров, которые будут таким путем погружены или отправлены, а также и судна, на котором они будут погружены или отправлены с тем, чтобы упомянутые конфискации взыскивались и употреблялись, как указано в первой части настоящего акта».
Другими словами, Кромвель полностью закрыл для иностранцев не только каботаж, но и всю английскую экономику. Более того, король Карл Второй, призванный Парламентом на трон после смерти Кромвеля, продолжил его «морскую доктрину» и внес в Навигационный Акт некоторые изменения, которые привели к созданию новой торговой системы. «Богатыми были те античные республики и империи, какие занимались морскими перевозками» – твердили королю его советники, и король, дополняя документ, постановил, что все товары из английских колоний должны сначала идти в английские гавани, в колонии товары могут перевозиться только английскими судами, а товары из России и особо поименованные товары из Европы могут быть ввозимы в Англию только на судах, принадлежавших его подданным.
Любопытно, что контроль над выполнением, в общем-то, «торгового» закона осуществляло совсем другое ведомство. Следить за соблюдением Навигационного акта полагалось командирам военных кораблей, находящихся в портах или в море. Они имели право досмотра всех иностранных судов, вызывающих у них подозрения в ведении контрабандной торговли. Текст Навигационного акта включался в Адмиралтейский статут и был всегда под рукой у досматривающих подозреваемые суда капитанов...
Естественно, были и такие, что резко критиковал подобную политику, и утверждал, что она тормозит экономическое развитие страны. Тем не менее Навигационный Акт действовал почти двести лет, и был упразднен только в середине XIX века, когда добившаяся первенства в торговле и промышленности Англия перестала нуждаться в жестких правилах. Так что в условиях, когда национальный торговый флот и морская торговля находятся в остром кризисе, лучшим способом вывести их из него является покровительство государства.

Рецензии

К этому можно было бы добавить, что лорд-протектор блюл экономические интересы своей страны и проводил довольно агрессивную внешнюю политику, наставив затрещины не только соседям ирландцам и шотландцам, но и отправив военный флот под командованием адмирала Блейка в Средиземное море. Флот этот топил все суда, включая голландские на своем пути, взыскал с герцога Тосканского 600 тыс. фунтов в порядке компенсации ущерба, нанесенного Тосканой английским купцам, а затем потрепал алжирских, тунисских и триполитанских пиратов, грабивших английские и вообще европейские торговые суда. Дошла очередь и до Соединенных провинций, укрывших английских роялистов, сына казненного Карла Первого и его матушку Генриетту Французскую. К тому же в 1649 г. английский посланник был зверски убит в Гааге. Началось радикальное выяснение отношений. В 1652 г. эскадра голландцев в бою у Дувра потеряла два корабля. В 1653 г. в сражении у банки Хаббард голландцы потеряли еще 6 кораблей, и даже удача в бою у Схевенингена стоила голландцам гибели их адмирала Тромпа. В итоге морская торговля Нидерландов понесла колоссальные убытки: с начала войны они лишились почти 1600 торговых судов, катастрофически снизился ввоз рыбы. Голландские купцы вынуждены были примириться с Навигационным актом и правом салюта, присвоенным себе англичанами. 8 мая 1654 г. между двумя странами подписывается Вестминстерский мир, по которому Нидерланды признали Навигационный акт.
Однако это не была полная победа, ибо в торгово-экономическом отношении Англия была тогда в разы слабее Нидерландов. Уже в 1657 г. в Парламенте обсуждали возможность отмены Навигационного акта, поскольку из-за него цены на колониальные товары взлетели в десятки раз. Английские морские купцы не выдерживали конкурентную борьбу с голландцами. Поскольку победная англо-голландская война не решила ни одной проблемы между двумя странами, и конкуренция между ними не только не утихла, а наоборот, обострилась, – начало очередной войны было лишь делом времени. Но это было уже время реставрации королевской власти в Англии.
В итоге можно сказать, что голландцев сломил не Навигационный акт. Надломило их новое поражение, понесенное в новой войне против того, кого они у себя когда-то укрывали - короля Карла Второго Стюарта. По результатам заключенного в 1667 г. в Бреде мира голландцы получили даже некоторые послабления в Навигационном акте: их корабли могли теперь беспрепятственно перевозить немецкие товары – однако Нидерланды лишались всех территорий в Северной Америке. Взамен они получили компенсацию в Южной – в виде колонии Суринам. Англичане победили благодаря более совершенной тактике морского боя, лучшей выучке экипажей, лучшему оснащению и мореходным качествам военных кораблей. А если брать ширше - благодаря более интенсивному промышленному развитию своей страны, в которой во всю формировался раннекапиталистический уклад.

Навигационный акт - Так называется закон, изданный Кромвелем 9 октября 1651 г. и сыгравший большую роль в истории английской торговли. Он был издан, с одной стороны, в видах поощрения английского торгового флота, с другой стороны - для уничтожения первенства и на море. За силой Навигационный акт акта товары из Азии, и Африки, и Америки могли ввозиться в Великобританию только на судах, которые принадлежат британским подданным, и экипаж которых состоит по крайней мере на 3 / 4 из британских подданных; из Европы товары могли ввозиться на британских судах или на судах той страны, в которой произведены товары или в гаванях которой они впервые могли быть нагружены на корабль. Ввоз соленой рыбы в Англию и колонии разрешался только в том случае, если она поймана на британских судах. Наконец, каботажное плавание предоставлялось исключительно английским судам. Этот закон настолько затронул интересы Голландии, что она в том же году объявила войну Англии. Вскоре после издания Навигационный акт акта действие его было приостановлено вследствие войны с Испанией, но уже в 1660 г. (при Карле II) он был возобновлен, с существенными дополнениями, касавшимися, главным образом, торговли с колониями. Было установлено, что все товары из колоний должны сначала идти в английские гавани; в колонии товары могут быть перевозимы только на британских судах; товары из России и особо поименованные товары из Европы (enumerated articles), как дрова, соль, табак, поташ, лен, хлеб, сахар, вино, уксус и др., могут быть ввозимы только в Англию и только на английских судах. Оценка, которая давалась Навигационный акт акту экономистами, весьма различна. Сторонники свободной торговли считали его тормозом экономического развития Англии; другие признавали его не лишенным значения как в экономическом, так и политическом отношении; протекционисты, впадая в противоположную фритредерам крайность, приписывали все успехи английской морской торговли Навигационный акт акту. А. Смит хотя и считал Навигационный акт акт неблагоприятным для внешней торговли, однако называл его мудрейшим правительственным актом, ввиду его политического значения. В конце концов Навигационный акт акт несомненно способствовал развитию английской морской торговли в ту эпоху, когда торговля и флот Англии находились в зачаточном состоянии и требовали покровительственных мер. С достижением первенства в торговле и промышленности, Англия перестала нуждаться в таких мерах. Первые шаги к отмене Навигационный акт акта были сделаны после независимости североамериканских колоний, когда в пользу Соединенных Штатов допущены некоторые отступления от Навигационный акт акта. Постепенно с начала XIX в. льготы в морских сношениях приобретаются Пруссией, Россией, Испанией, Голландией. Влияние либерального экономического направления выразилось в 40-х годах в назначении парламентской комиссии для исследования навигационных законов (1847). Навигационный акт акт был отменен в 1849 г., за м статьи о каботаже; последняя отменена в 1854 г., и вместе с ней последний остаток Навигационный акт акта исчез из английского законодательства.

Так наз. закон, изданный Кромвеллем 9 окт. 1651 г. и сыгравший большую роль в истории английской торговли. Он был издан, с одной стороны, в видах поощрения английского торгового флота, с другой стороны - для уничтожения первенства Голландии на море. За силой Н. акта товары из Азии, и Африки, и Америки могли ввозиться в Великобританию только на судах, которые принадлежат британским подданным, и экипаж которых состоит по крайней мере на 3 / 4 из британских подданных; из Европы товары могли ввозиться на британских судах или на судах той страны, в которой произведены товары или в гаванях которой они впервые могли быть нагружены на корабль. Ввоз соленой рыбы в Англию и колонии разрешался только в том случае, если она поймана на британских судах. Наконец, каботажное плавание предоставлялось исключительно английским судам. Этот закон настолько затронул интересы Голландии, что она в том же году объявила войну Англии. Вскоре после издания Н. акта действие его было приостановлено вследствие войны с Испанией, но уже в 1660 г. (при Карле II) он был возобновлен, с существенными дополнениями, касавшимися, главным образом, торговли с колониями. Было установлено, что все товары из колоний должны сначала идти в английские гавани; в колонии товары могут быть перевозимы только на британских судах; товары из России и особо поименованные товары из Европы (enumerated articles), как дрова, соль, табак, поташ, оливковое масло, лен, хлеб, сахар, вино, уксус и др., могут быть ввозимы только в Англию и только на английских судах. Оценка, которая давалась Н. акту экономистами, весьма различна. Сторонники свободной торговли считали его тормозом экономического развития Англии; другие признавали его не лишенным значения как в экономическом, так и политическом отношении; протекционисты, впадая в противоположную фритредерам крайность, приписывали все успехи английской морской торговли Н. акту. А. Смит хотя и считал Н. акт неблагоприятным для внешней торговли, однако называл его мудрейшим правительственным актом, ввиду его политического значения. В конце концов Н. акт несомненно способствовал развитию английской морской торговли в ту эпоху, когда торговля и флот Англии находились в зачаточном состоянии и требовали покровительственных мер. С достижением первенства в торговле и промышленности, Англия перестала нуждаться в таких мерах. Первые шаги к отмене Н. акта были сделаны после объявления независимости североамериканских колоний, когда в пользу Соединенных Штатов допущены некоторые отступления от Н. акта. Постепенно с начала XIX в. льготы в морских сношениях приобретаются Пруссией, Россией, Испанией, Голландией. Влияние либерального экономического направления выразилось в 40-х годах в назначении парламентской комиссии для исследования навигационных законов (1847). Н. акт был отменен в 1849 г., за исключением статьи о каботаже; последняя отменена в 1854 г., и вместе с ней последний остаток Н. акта исчез из английского законодательства.

  • - оптический аэронавигационный прибор, предназначенный для определения в полете углов сноса, путевой скорости самолета и курсовых углов ориентиров...

    Морской словарь

  • - Так наз. закон, изданный Кромвеллем 9 окт. 1651 г. и сыгравший большую роль в истории английской торговли...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...
  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - НАВИГА́-ИЯ, -и,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - НАВИГАЦИО́ННЫЙ, навигационная, навигационное. 1. прил. к навигация. Навигационный сезон. 2. Служащий для навигации. Навигационная карта. Навигационные таблицы...

    Толковый словарь Ушакова

  • - навигацио́нный I прил. 1. соотн. с сущ. навигация I, связанный с ним 2. Свойственный навигации, характерный для неё. II прил. 1. соотн. с сущ. навигация II, связанный с ним 2...

    Толковый словарь Ефремовой

Г. и сыгравший большую роль в истории английской торговли. Он был издан, с одной стороны, в видах поощрения английского торгового флота, с другой стороны - для уничтожения первенства Голландии на море. За силой Н. акта товары из Азии, и Африки , и Америки могли ввозиться в Великобританию только на судах, которые принадлежат британским подданным, и экипаж которых состоит по крайней мере на 3 / 4 из британских подданных; из Европы товары могли ввозиться на британских судах или на судах той страны, в которой произведены товары или в гаванях которой они впервые могли быть нагружены на корабль. Ввоз соленой рыбы в Англию и колонии разрешался только в том случае, если она поймана на британских судах. Наконец, каботажное плавание предоставлялось исключительно английским судам. Этот закон настолько затронул интересы Голландии, что она в том же году объявила войну Англии. Вскоре после издания Н. акта действие его было приостановлено вследствие войны с Испанией , но уже в г. (при Карле II) он был возобновлен, с существенными дополнениями, касавшимися, главным образом, торговли с колониями. Было установлено, что все товары из колоний должны сначала идти в английские гавани; в колонии товары могут быть перевозимы только на британских судах; товары из России и особо поименованные товары из Европы (enumerated articles), как дрова, соль, табак , поташ , оливковое масло , лен , хлеб, сахар , вино , уксус и др., могут быть ввозимы только в Англию и только на английских судах. Оценка, которая давалась Н. акту экономистами, весьма различна. Сторонники свободной торговли считали его тормозом экономического развития Англии; другие признавали его не лишенным значения как в экономическом, так и политическом отношении; протекционисты, впадая в противоположную фритредерам крайность, приписывали все успехи английской морской торговли Н. акту. А. Смит хотя и считал Н. акт неблагоприятным для внешней торговли, однако называл его мудрейшим правительственным актом, ввиду его политического значения. В конце концов Н. акт несомненно способствовал развитию английской морской торговли в ту эпоху, когда торговля и флот Англии находились в зачаточном состоянии и требовали покровительственных мер. С достижением первенства в торговле и промышленности, Англия перестала нуждаться в таких мерах. Первые шаги к отмене Н. акта были сделаны после объявления независимости североамериканских колоний, когда в пользу Соединенных Штатов допущены некоторые отступления от Н. акта. Постепенно с начала XIX в. льготы в морских сношениях приобретаются Пруссией , Россией, Испанией, Голландией. Влияние либерального экономического направления выразилось в 40-х годах в назначении парламентской комиссии для исследования навигационных законов (). Н. акт был отменен в г., за исключением статьи о каботаже; последняя отменена в г., и вместе с ней последний остаток Н. акта исчез из английского законодательства.

Навигационный акт

Так наз. закон, изданный Кромвеллем 9 окт. 1651 г. и сыгравший большую роль в истории английской торговли. Он был издан, с одной стороны, в видах поощрения английского торгового флота, с другой стороны - для уничтожения первенства Голландии на море. За силой Н. акта товары из Азии, и Африки, и Америки могли ввозиться в Великобританию только на судах, которые принадлежат британским подданным, и экипаж которых состоит по крайней мере на 3 / 4 из британских подданных; из Европы товары могли ввозиться на британских судах или на судах той страны, в которой произведены товары или в гаванях которой они впервые могли быть нагружены на корабль. Ввоз соленой рыбы в Англию и колонии разрешался только в том случае, если она поймана на британских судах. Наконец, каботажное плавание предоставлялось исключительно английским судам. Этот закон настолько затронул интересы Голландии, что она в том же году объявила войну Англии. Вскоре после издания Н. акта действие его было приостановлено вследствие войны с Испанией, но уже в 1660 г. (при Карле II) он был возобновлен, с существенными дополнениями, касавшимися, главным образом, торговли с колониями. Было установлено, что все товары из колоний должны сначала идти в английские гавани; в колонии товары могут быть перевозимы только на британских судах; товары из России и особо поименованные товары из Европы (enumerated articles), как дрова, соль, табак, поташ, оливковое масло, лен, хлеб, сахар, вино, уксус и др., могут быть ввозимы только в Англию и только на английских судах. Оценка, которая давалась Н. акту экономистами, весьма различна. Сторонники свободной торговли считали его тормозом экономического развития Англии; другие признавали его не лишенным значения как в экономическом, так и политическом отношении; протекционисты, впадая в противоположную фритредерам крайность, приписывали все успехи английской морской торговли Н. акту. А. Смит хотя и считал Н. акт неблагоприятным для внешней торговли, однако называл его мудрейшим правительственным актом, ввиду его политического значения. В конце концов Н. акт несомненно способствовал развитию английской морской торговли в ту эпоху, когда торговля и флот Англии находились в зачаточном состоянии и требовали покровительственных мер. С достижением первенства в торговле и промышленности, Англия перестала нуждаться в таких мерах. Первые шаги к отмене Н. акта были сделаны после объявления независимости североамериканских колоний, когда в пользу Соединенных Штатов допущены некоторые отступления от Н. акта. Постепенно с начала XIX в. льготы в морских сношениях приобретаются Пруссией, Россией, Испанией, Голландией. Влияние либерального экономического направления выразилось в 40-х годах в назначении парламентской комиссии для исследования навигационных законов (1847). Н. акт был отменен в 1849 г., за исключением статьи о каботаже; последняя отменена в 1854 г., и вместе с ней последний остаток Н. акта исчез из английского законодательства.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Навигационный акт" в других словарях:

    - (закон, изданный Кромвелем 9 октября 1651; прекратил свое действие в 1849 году) cпособствовал развитию английской морской торговли в ту эпоху, когда торговля и флот Англии находились в зачаточном состоянии и требовали покровительственных… … Википедия

    Английский закон, ограждающий английскую морскую торговлю и ограничивающий привоз иностранных товаров. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Навигационный акт - НАВИГАЦІОННЫЙ АКТЪ. Послѣ успѣшн. войны съ Испаніей и гибели непобѣдимой армады, въ Англіи проявилось стремленіе создать націонал. промышл сть и торговлю. Примѣръ Голландіи указывалъ на то, что для достиженія намѣчен. цѣли необходимо завладѣть… … Военная энциклопедия

    Навигационный акт 1651 г - принят в Англии; предусматривал, что ввоз заморских товаров в страну может осуществляться только на английских судах … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

    I Содержание: А. Географический очерк: Положение и границы Устройство поверхности Орошение Климат и естественные произведения Пространство и население Эмиграция Сельское хозяйство Скотоводство Рыбная ловля Горный промысел Промышленность Торговля… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Периоды английской истории Тюдоровский период … Википедия

    Великобритания - (United Kingdom) Государство Великобритания, история и развитие Великобритании, политическое и экономическое устройство Информация о государстве Великобритания, история возникновения и развития Великобритании, политическое и экономическое… … Энциклопедия инвестора - (Great Britain) гос во в Зап. Европе, расположено на Британских о вах. Офиц. назв. В. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland); часто всю В. неточно именуют Англией (по назв … Советская историческая энциклопедия


Статьи по теме